UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАМЕННАЯ МОГИЛА НА ДНЕ САРМАТСКОГО МОРЯ

В последнее время то в одном, то в другом источнике всплывает информация об этой загадке истории человечества...

Автор: Людмила Таран

В последнее время то в одном, то в другом источнике всплывает информация об этой загадке истории человечества. Профессионалам-археологам она, естественно, давно известна. Хотя — чудо остается чудом. А для непосвященных — это открытие, можно сказать, эпохальное. Тем более становится обидно за себя: неужели можно век прожить и не побывать в этом таинственном месте? А ведь оно дома, в нашей Украине. Где-то в цивилизованных странах эта часть степи стала бы местом паломничества туристов со всего мира. Только не у нас...

Иллюстрация из книги Б.Михайлова «Подземный «Эрмитаж» Приазовья»

Итак, Каменная Могила. Через Запорожье — в сторону долины реки Молочной, под Мелитополь. Вокруг — широкая безграничная степь. И вот на ровном месте — это чудо: каменный остров в приазовской степи. Нагромождение циклопических камней: остатки песчаника бывшего Сарматского моря. Сейчас высота Каменной Могилы достигает 12 метров. На трех гектарах ее площади — примерно три тысячи плит, многие из них покрыты древними изображениями. В самом деле, здесь — «Подземный «Эрмитаж» Приазовья», как назвал свою книгу исследователь Могилы Б.Михайлов. Он, в частности, в 1990 году открыл Пещеру Рыбы. Основной атрибут — горельеф с изображением рыбины, выполненный на каменном полу, покрытом петроглифами в виде линейно-геометрических фигур. Культ Рыбы был распространен не только в Шумере (Двуречье), но и в Сибири, Палестине, Малой Азии и Закавказье. «Дом Рыбы», или Пещера Рыбы, в Каменной Могиле — своеобразный храм, где совершались культовые обряды. Есть там и Грот Дракона, Быка, и Пещера Бизона и Артемиды и т.п. Естественно, названия условные, придуманные учеными. Оставили здесь свои следы и ранние христиане: в отдельных пещерах среди изображений мамонтов и носорогов — символы Иисуса Христа и кресты.

Это не только памятник геологических эпох, но и свидетельство жизни племен, проходивших эту местность и оставивших бесценные петроглифы. Только представьте: на сводах уцелевших гротов — рисунки эпох палеолита и мезолита, эпохи меди-бронзы и средневековья. Стилизованные рисунки оленей, быков, рыб, людей доносят до наших дней своеобразие мировосприятия древнего человека. Известно, что образ крылатого коня возник именно в украинских степях, на индоевропейской прародине ариев, и нашел образное воплощение на плитах Каменной Могилы. Более того: распространено мнение, что «письмена» Каменной Могилы более архаичны, чем письменность Шумера! Да-да, существуют версии, что здешние наскальные надписи были первыми образцами письменности человечества: некоторые ученые придерживаются гипотезы, что мелитопольские петроглифы на полторы-две тысячи лет древнее всемирно известных месопотамских глиняных дощечек. Естественно, мир больше знает клинопись Южного Двуречья, шумеро-аккадское искусство. И попробуй теперь докажи, что через ариев клинопись попала в указанную историческую местность. Может, это сфера фантазии? Во всяком случае голова идет кругом...

Что же до самих наскальных изображений Каменной Могилы, то исследователи определили: их хронология охватывает временное пространство от XVI—XIII тысячелетий до н. э. до X—XII веков. Эти изображения наносились преимущественно не красками, как в открытых пещерах Франции, Америки, Северной Африки и т.п., а процарапывались. Лишь отдельные оригиналы и копии петроглифов можно увидеть здесь же в музее: гроты засыпаны песком. Их откапывают, чтобы исследовать, а потом снова засыпают — спасая от разрушения современными варварами. На новые исследования, как всегда, не хватает средств. В свое время этот уникальный памятник человеческой истории исследовали ученые царской России, в частности известный археолог Николай Веселовский. С 1932 г. более-менее последовательно Каменную Могилу изучали В.Даниленко, А.Бадер, М.Рудницкий, В.Гладилин и Б.Михайлов.

По словам М.Рудницкого, «петроглифический комплекс Каменной Могилы определенной своей частью является одним из проявлений того мироощущения, которое сложилось в пределах широкого культурно-исторического пояса, пролегшего через Старый Свет между Индией и Европейским побережьем Атлантики».

Если говорить о личных впечатлениях от столь близкого контакта с вечностью (почти «осязаемого» контакта!), то не может не поражать перекличка наскальных изображений первобытного человека здесь, на наших землях, и где-то в пещерах Африки или юга Франции. Высокий уровень обобщения, стилизации и чрезвычайной образности. Накатываются «воспоминания о будущем»...