Мир бодро шагнул не только в Интернет, он с головой окунулся в океан цветовых ощущений. Цветовые нюансировки нынче в бизнесе, как животные в зоопарке, - поди разберись без табличек, чем некоторые из них питаются на исторической родине, если об этом спрашивает пытливое чадо. Зверю в клетке, впрочем, наплевать на нашу с вами ученость, но вот покупателю не все равно, как оформлена витрина с товаром и какая к нему прилагается упаковка. Заказчик также не преминет окинуть взглядом интерьер офиса. Цвет, окружающий вас, как и секретарша, требует точного подбора. Получая «заказной» логотип от очередной фирмы «профессионалов», оцените, что в итоге от вашего имени представляется. Уповать на то, что не все еще так грамотны в «цветовом этикете», не стоит. Воздействие идет на уровне подсознания. Поэтому мода и цвет, как ни странно, - вещи совершенно разные.
Черный, белый, серый - цвета особенные. Без них ни один другой цвет не может полностью быть тем, чем он есть.
Белый - исток, открытость и непотаенность. Он символизирует начало, но любое начало - это точка, предстартовая поза, а не первый шаг движения. Если пауза затянулась - она делается губительной. Белое безмолвие убивает все вокруг, парализует волю, угнетает жизнь. В окружении человека «чисто белого» не должно быть тотально много и беспредельно долго. Безжизненную белую поверхность обязательно нужно рассечь, оживить анклавами других цветов.
Во всем абсолютно белом, как ни крути, - все-таки нонсенс. Даже эротические порывы в сплошном белом окружении слегка гаснут, разбавляясь все теми же флюидами смутного беспокойства. Не усиливает белый цвет и пищеварительной секреции. Как, простите за подробности, не облегчает и перистальтику кишечника. Белый санузел - дань гигиене, но не человеческим надобностям. В доминирующем количестве не совсем удачен белый и для развития креативных способностей. Как у детей, так и у взрослых дядей на работе. Белый лист бумаги, молчаливо требующий выкладки мыслей, ну кто из нас не помнит, как порой тяжело и тоскливо идет начало. Многоцветный и многооконный экран компьютера ныне весьма серьезная подмога в любом интеллектуальном деле.
Белый как выражение идеи коммуникативности? Однозначно - «да»! В акциях «паблик рилейшзн» обязательность элементов белого цвета - что соль в супе! Правда, если вы придете на деловую встречу в преобладающем белом - у партнера неосознанно возникнет легкое замешательство (не только в силу правил этикета).
Подчеркнутость характера ваших намерений и ожиданий - обязательные добавки к белому в виде оттенков или цветовых вставок.
Как «разбавитель», белый привносит в другие цвета осветление, легкость и заметно повышает их подвижность. Не будучи движением, он, тем не менее, порождает движение в другом цвете. Вам нужно сформировать у покупателя побудительный импульс? Внесите в наружную рекламу элементы белого. Другой цвет рядом с белым оживиться, станет более ярким и динамичным. Только обязательно учтите: белый акцентирует лишь то, что последует за ним (во временной очередности, либо в направлении слева направо, либо в движении снизу-вверх), но не наоборот.
Здание белого цвета удачно привлекает к себе внимание: манит внутрь, приглашает войти, увеличивает объем и уменьшает массивность. Но вот вся улица в ослепительно белом загонит в уныние и захочется убежать... В другой какой-то цвет. Возможно, даже, с элементами черного.
Черный цвет пришел к нам из области метафизики. И только в веке двадцатом стал чем-то наподобие престиж-символа власти. Черный притягивает взгляд, манит, пугает, тревожит и, как ни странно, активизирует. «Настоящий черный» может быть только матовым, ничего не отражающим и в то же время гипнотизирующим цветом.
Как ни парадоксально, но черный цвет, независимо от идеологии социального движения, устойчиво символизирует... свободу… от. Если отбросить все условности, остается лишь одно: воля противостоять. Ценой отказа, ценой самоограничения и предельной концентрации усилий.
По способности концентрироваться для броска усилий у черного цвета соперников из цветового ряда не наблюдается. Понятно, почему пояс «черный» и черные бушлаты. Под сенью этого цвета отступать вроде бы некуда, только вперед. Но если черного очень много, тогда человек превращается в фаталиста и камикадзе одновременно.
Цвет, соседствующий с черным, наиболее полно выкажет идею, ради которой столь много принесено в жертву. Черный не просто усиливает значение рядом расположенного цвета, он драматизирует его и наделяет сверхценностью.
А вот с временными характеристиками посложнее. Цвет этот - рефлексивен, поскольку «тащит» из прошлого только то, что должно совершить прорыв к будущему. Даже для времени черный - «коллапсирующая воронка», и есть ли из нее выход, не возьмется предсказать никто.
Среди ляпсусов применения черного первое место занимает наше желание с помощью черного выглядеть «круче» где надо и не надо. Особенно «вреден» черный цвет магазинам, где торгуют продовольствием, напитками, парфюмерией и предметами быта. Черный - психологический барьер и если «по ту сторону» тонированной витрины обнаруживается жизнь, она ассоциируется с «потусторонним». Он закрепощает потенциального клиента, подавляет его первичную спонтанность и активизирует механизмы сопротивления. Иное дело, ночной клуб. Здесь элементы черного декора просто необходимы, иначе не раскрутишь посетителя выйти из «привычного себя». Черный интригует своей опасностью.
Занятно наблюдать в распродажный сезон витрины с рекламными щитами чисто черного цвета с ярко-алым текстом. Война, что ли? Так и побегут в прогиб люди, но не в магазин, а по подворотням. Бывают еще те же надписи черным по желтому. Отдел маркетинга за такое посадить бы на хлеб и воду на все межсезонье. Понятно, что надо все продать, чтобы не залежалось. Тревожно на душе от излишков. Но покупателю и своих проблем хватает. Есть ведь цветовые гаммы, которые повышают покупательскую спонтанность и активность.
Странно также смотрятся черно-белые визитки без малейшего намека на иную «цветность». Обещание похоронить и все начать сначала? Черно-белое как категоричность, возведенная в абсолют? Чрезмерная контрастность утомляет.
Серый, безусловно, уход от категоричности черного и белого цветов - не символизирует начало и не подчеркивает финальность. Ему просто чужда любая полярность. «Господин никто, родом ниоткуда, национальности никакой...». «Люди в сером», которые всегда стремятся к тому, чтобы их никто не запомнил в лицо. Наверное, отсюда характеристика серого как цвета невыразительности, скрытности, обезличенности и далее в таком же духе.
А как насчет открытости, объективности, коммуникативности, четкости, высокой оперативности, мобильности, автономности и чувства несвязанности? Это все тот же «друг серый», но на более глубоком психологическом уровне анализа. Кстати, возрождение интереса к серому цвету произошло благодаря компьютерным технологиям в 90-х, когда разработчики операционных систем и внешнего дизайна полюбили этот цвет и его оттенки за высочайшую эргономичность.
Серый, а еще лучше светло-серый костюм менеджера во время «пи-ар» акции как бы говорит за хозяина: «Я весь во внимании к вам и ничего от себя лишнего, могущего помешать нашему контакту». Обезличенность от прошлого и будущего серого настраивает собеседников исключительно на момент «здесь и теперь!» Загоняющий любую рефлексию внутрь, он к тому же очень точен и объективен. Люди, предпочитающие серые тона, терпеть не могут пустой волокиты и деловой «размазни», в том числе и словесно-эмоциональной, а их собственные формулировки всегда отточены как жало графитного стержня. Они не позволят орошать свой жилет ни чужими, ни собственными слезами. Однако, полной искренности со своей стороны они также не гарантируют. Люди «серого цвета» прекрасные формализаторы и их открытость - не более чем служебное поведение. Ну, а за внешним серым панцирем вполне может скрываться тонкая и чувствительная натура. Кстати, действительно посредственности, буквально, что называется «серенькие личности» крайне редко используют в своем гардеробе серый цвет.
Распространенная ошибка - считать серый цвет символом корпоративного духа. Как раз наоборот, «серые» и внутри корпорации стремятся повысить свой индивидуальный статус и обрести максимум свободы действий.
Во временном аспекте серый цвет, как вы поняли, весь целиком в настоящем. Он прячет прошлое и не фантазирует о будущем. Просто идет намеченной дорогой, ценя текущие моменты бытия. Он нейтрален по своей сути и потому лишен даже намека на угнетение. Иные цвета, помещенные с ним, рискуют оказаться «под прицелом» дотошного анализа. Потому ансамбли с серым удаются не всем, очень легко вылавливается фальшь и безвкусица. Странно смотрится серый+желтый или серый+красный. Эти цвета-антиподы резонируют сильнейшим психологическим дискомфортом. Как вы понимаете, абсолютно не годится серый костюм для вечернего клуба или театра. Зато для некоторых напряженных случаев светло-серая («холодной стали») сорочка под галстуком лучше, нежели чисто белая, вы будете смотреться куда уверенней для недоброжелателей.
Лунный свет (он же серебристый или перламутровый), по-видимому, особая разновидность ахроматических цветов. Перламутровые краски нынче особенно в моде и не напрасно, ведь их глубокий, идущий изнутри блеск придает любой вещи изысканность, загадочность и ...энергетичность.
Обладая «проявляющими» свойствами, перламутровый цвет желателен во всех сочетаниях и добавках там, где все уж чрезмерно плоско и упрощенно-навязчиво.
Вторым, очень ценным качеством лунного (перламутрового) блеска является то, что он «оживляет» предмет, наделяет его жизнью и «самостью». Может быть, поэтому и легковые автомобили «оделись» в перламутр, многие водители к ним относятся почти как к живым существам.
Однако покрытые перламутровым блеском деловые визитки - дешевый гонор под «новых». Перламутровый или серебристо-лунный цвет предполагает благородство и некую мудрость у того, кто его использует. Но в недозированном количестве становится слегка опасным - возникает щемящее чувство необъяснимой тоски, как если бы вы горевали об ушедшем. Вполне возможно, лунный свет включает внутри нас архетипные механизмы генетической памяти и нам опять хочется в лоно первичного океана.