UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как украинские законы убивают благотворительность

Сегодня действующее законодательство, связанное с благотворителями и благотворительной деятель...

Автор: Виктория Сорокопуд

Сегодня действующее законодательство, связанное с благотворителями и благотворительной деятельностью, требует от операторов мобильной связи взимать 28 копеек налога с каждой гривни, которую человек переводит во время смс-марафона, скажем, на строительство детской больницы. Закон требует от государственного казначейства сократить на следующий год бюджетные ассигнования каждой больницы или музея, решившихся поставить на свой баланс дорогое оборудование, на сумму его стоимости. От телекомпаний он требует не упоминать имен или названий тех благотворителей, которые, сделав подарок детскому дому, не уплатили налог на рекламу. От таможни — ждать несколько месяцев, пока лекарства и медицинские изделия назначит гуманитарной помощью специальная правительственная комиссия. От инвалида закон хочет не меньше 180 гривен налога, если коляску стоимостью 2000 гривен ему подарил не близкий родственник, а, скажем, знакомый из соседнего дома. От банков закон требует отвечать отказом в переводе средств потерпевшим от взрывов или стихийных бедствий, пока благотворительный фонд не узнает идентификационные коды (!) потерпевших, а банк авансом не снимет с них 15 процентов налога. Кроме того, этот закон требует от ребенка из малообеспеченной семьи отказаться от приза за победу в школьном конкурсе, поскольку стоимость приза засчитывается в доход родителей, которые в этом случае могут лишиться своего права на государственную социальную помощь — по крайней мере, на год... Это — современная ситуация. Но, если звезды смилостивятся, то уже осенью с.г. может состояться принятие нового закона «О благотворительности и благотворительных организациях», разработанного при участии представителей благотворительных фондов, общественных экспертов и Минкультуры Украины.

Очевидно, только в нашей стране возможна ситуация, при которой благотворители уже не первый год вежливо стучат в государственную дверь, а их не пускают даже на порог. Закон не интересуется своим гражданином, пока тот кладет несколько гривен в церковную копилку, дарит персидского котенка своей соседке и подает несколько монет бабушке в метро. Но как только этот гражданин решит зарегистрировать благотворительный фонд, положить начало благотворительной программе, открыть благотворительный счет или собрать средства кому-то в помощь, наш закон фактически начинает его преследовать. Бюрократическая машина в этой сфере настолько совершенна, что сегодня в нашем государстве только крупный бизнес может надлежащим образом реализовывать соответствующие проекты и свободно говорить о системности своих благотворительных инициатив. К счастью, преобладающая часть благотворителей Украины уже давно поняла, что в этом государстве невозможно просто сидеть и ждать. Именно поэтому для разработки и поддержки реформ в сфере благотворительного и налогового законодательства путем доработки и внесения изменений в законы «О благотворительности и благотворительных организациях», «О налогообложении дохода предприятий», «О доходах физических лиц», «О местных налогах и сборах» была создана коалиция благотворительных и общественных организаций. Уже сегодня к ней присоединились Форум благотворителей Украины, фонды «Східна Європа», «Розвиток України», «Відродження», «Рідний дім», Фонд им. князей-благотворителей Острожских, Институт гражданского общества, Сеть развития европейского права, Украинский независимый центр политических исследований, Центр филантропии.

Необходимость законодательных изменений объясняется огромным количеством проблем, с которыми сталкиваются как благотворители, так и получатели благотворительной помощи в Украине. Об этом говорилось на мастер-классе для представителей СМИ, организованном фондом «Розвиток України». На нем присутствовали только практики украинской системы благотворительности, а следовательно, те, кому ради создания и регистрации благотворительных фондов, проведения благотворительных аукционов и сбора средств для благотворительных программ пришлось пройти сквозь огонь и воду.

...отдал — и все, забудь о своем «золотом дукате»?

Новый законопроект должен стать квинтэссенцией того, что происходит в сфере благотворительности нашего государства с 1998 года. Все должно проходить через договоры, причем благотворитель получит право отозвать свои средства, если сроки/условия реализации проекта существенно затягиваются или не выполняются вообще. Сегодня же главным атрибутом добровольного пожертвования является безвозвратность: отдал — и все, забудь о своем «золотом дукате». То есть в современном законодательном поле благотворители не имеют контроля за предоставленными средствами — отсутствует механизм, который бы позволял забирать их обратно.

Кроме того, действующий закон не содержит положения о волонтерской деятельности как бесплатном предоставлении услуг (парламент неоднократно отклонял проекты отдельного закона о волонтерах), тогда как проектом изменений к нему предусмотрены положения о долгосрочной волонтерской деятельности и праве волонтеров на возмещение расходов в соответствии с законодательством Европейского Союза. Предполагается, что новый законопроект выведет благотворительность из тени путем расширения и уточнения базы для благотворительных взносов, предприятий и граждан, а также отмены требований о пожертвовании не менее двух процентов годовой прибыли или зарплаты, благодаря чему наши предприятия (по примеру Франции или Германии) смогут самостоятельно решать, предоставлять пожертвования из своей прибыли или использовать для этого валовый доход. Ведь еще до кризиса, в 2007 году, официальные пожертвования в отчетности, по данным Минфина, смогли показать менее семисот предприятий. Напомним, что ни в одной из стран ЕС не установлен минимальный процент дохода или прибыли, дающий право на налоговые льготы/кредиты корпоративным донорам.

Крупным благотворителям известно, что действующий закон не освобождает от НДС товары и услуги, предоставленные в качестве благотворительной помощи, стоимостью до 300 тысяч гривен, а также автомобили специального назначения. Изменения же в законе уточняют указанные правила налогообложения. Декрет КМУ «О государственной пошлине» не освобождает благотворительные организации, в отличие от многих общественных организаций, от уплаты государственной пошлины за иски и нотариальные действия. Изменения же в декрете распространяют действие освобождения от государственной пошлины также на благотворительные организации. Действующий закон содержит открытый перечень бенефициариев благотворительной деятельности и признает помощь только в виде бутылок лимонада или металлопроката, тем самым вынуждая больницы и другие медицинские и культурные учреждения отказываться от частных взносов. Проект же в законе признает бенефициариями физических лиц, неприбыльные организации и территориальные общины, снимая с них ограничения на государственную помощь и бюджетные ассигнования. Действующий закон содержит положение лишь о членских организациях и никоим образом не регулирует процесс образования и деятельность фондов, сохраняет разделение благотворительных организаций по территориальному статусу и их чрезвычайно волокитную тройную регистрацию, которая может продолжаться от трех месяцев до полугода. Новый проект отменяет разделение по территориальному статусу и значительно упрощает процедуру регистрации, сводя ее к единому окну.

Самопиар, повара и именная программа...

Сегодня ни один человек в Украине не может создать благотворительный фонд по завещанию, но в новом законе этот вариант уже есть. Предполагается, что благотворительное учреждение сможет действовать на доход от основного капитала, как это происходит, скажем, с фондом Нобеля. «Разработанный законопроект должен уменьшить нагрузку на получателя благотворительной помощи, уравнять благотворителя как физическое и юридическое лицо, упростить регистрацию благотворительного фонда, установив для этого, как и для бизнеса, три дня, — рассказывает Максим Лациба, один из участников мастер-класса, руководитель программ Украинского независимого центра политических исследований. — Ныне благотворительный фонд должен иметь четыре органа управления: дирекцию, наблюдательный совет, управление и общее собрание. Для мелких фондов это просто катастрофа, но по новому закону обязательными будут только два органа. Кроме того, подготовленный законопроект снимает с фондов территориальные статусы. То есть, если вы зарегистрировались у ближайшего государственного регистратора, то можете действовать на всей территории Украины, как, опять-таки, это происходит в бизнесе. Физическим лицам предоставляется возможность открывать эндаументы, которые будут функционировать на доход от основного капитала (например, в Оксфордском университете — это миллиарды долларов). Кроме того, четко прописывается меценатская деятельность: на что именно благотворитель-меценат может давать свои средства и, соответственно, какие налоговые преимущества он за это будет получать».

Фактически новый законопроект ориентирован на то, чтобы ограничить степень вмешательства государства в благотворительный процесс и предоставить каждому благотворителю как можно больше действенных механизмов для систематической реализации своей благородной инициативы.

Сегодня в мире и Европе в частности все больше внимания уделяется традициям меценатства, развивается корпоративная филантропия, возрастает бизнес-этика. И крупные компании, которые хотят выйти на мировые рынки и получить серьезных партнеров, должны приобщаться к социальной работе. На Западе хорошо понимают: если ты зарабатываешь много денег и часть из них не отдаешь на благотворительность — это плохой самопиар, низкий показатель социальной ответственности твоего бизнеса. Поэтому для того, чтобы украинские благотворители могли по-настоящему действенно помогать своему государству, нужны кардинальные сдвиги в отечественном законодательстве, связанные прежде всего с налоговыми стимулами. Главные требования благотворительных фондов, корпоративных благотворителей и получателей благотворительной помощи должны быть учтены. Только в этом случае в нашем государстве смогут преуспеть различные формы благотворительности.

По мнению президента Фонда им. князей-благотворителей Острожских Руслана Краплича, сегодня самым легким и удобным вариантом оказания благотворительной помощи в Украине является благотворительная программа. «У нас в Ривном, — рассказывает он, — есть человек, обычный повар, работающий в одном из ресторанов. Этот человек решил делать добро. Как? Ежегодно вкладывая по 1000 гривен в свою именную программу. За десять лет на эти средства начисляются проценты, за которые уже на 11-й год можно будет выдавать стипендию одному из лучших студентов-поваров. Как видим, открыть свою благотворительную программу можно уже сегодня, не дожидаясь законодательных изменений и не имея 100 тысяч в кармане».

Что имеем на сегодняшний день?

По словам Жанны Ревновой, начальника департамента по корпоративным связям «Киевстар», крупному бизнесу в Украине сегодня выгоднее сделать социальный бизнес-проект под свою компанию, чем начинать поиск партнеров. Ведь придется делиться славой, а в нашем государстве это всегда происходит бурно. Если же привлекать к благотворительности население, то необходимые средства или по крайней мере их часть можно собирать через смс, банковский счет, «копилку для пожертвований» и отчислений из зарплаты. Это теоретически. Но на практике все оказывается «с изюминкой»: на каждую смс, скажем, для онкобольного ребенка, начисляется НДС и процент в Пенсионный фонд; банковским счетам не доверяют; «копилка для пожертвований» имеет мелковатый масштаб, а добровольное отчисление от зарплаты будет эффективно только при наличии большой компании.

Вторая, не менее важная для отечественной благотворительности проблема — каким образом эти средства следует передавать. По словам присутствовавших на мастер-классе практиков благотворительной деятельности компании «Киевстар», фонда Рината Ахметова «Розвиток України», Фонда им. князей-благотворителей Острожских, прямой перевод средств своему реципиенту в Украине — самый легкий путь их потерять. Поэтому наши благотворители вынуждены и тут хорошенько поразмыслить, выискивая «палочки-выручалочки» для реализации своих благородных инициатив. Так, компания «Киевстар» для восстановления после землетрясения нескольких школ Западной Украины была вынуждена отрывать от работы собственных подрядчиков. Представителям фонда «Розвиток України» при тех же обстоятельствах пришлось работать не деньгами, а нанимать вертолеты, покупать 20-тонные машины и работать «здесь и сейчас», хотя юридически в той сфере они работать не могли, ведь тогда фонд еще обладал статусом территориального. Вследствие наводнения погибло 30 закарпатцев, и фонд решил выплатить каждой семье погибшего по 50 тысяч гривен. Но закон не дремал — семьи должны были авансом, заранее, уплатить из этих денег 15% налога своему государству...

По словам инициаторов и организаторов данного мастер-класса, более всего комментариев и возражений законопроект получил от Минфина, налогового ведомства, Госкомпредпринимательства и Минтруда. Главные замечания были связаны, конечно же, с условиями налогообложения благотворительной деятельности. Около половины из них были основаны на опасениях, что изменения в сфере налогообложения приведут к злоупотреблениям и увеличению теневого шлейфа. Но на самом деле существующие сегодня регулярные вмешательства государственных органов в процесс оказания благотворительной помощи и противоречивые нормы по ее налогообложению сделали все возможное, чтобы этот шлейф даже не пытались сочетать со словом «благотворительность». Будем надеяться, что звезды все-таки смилостивятся, и в сентябре—октябре с.г. в Верховной Раде состоятся парламентские слушания о развитии благотворительности в Украине.