С надеждой проще всего — сейчас каждый человек в своем «ближнем» мире, куда допускает лишь родственников и близких друзей, создает из собственных личностных ресурсов автономный «общественный строй». И очень многим людям, находящимся «под анестезией» собственной обывательской возни, становится практически все равно, авторитаризм или демократия «на дворе», ведь они четко знают, что движутся с «верхними этажами» власти параллельными курсами, без надежды пересечься. И в том, как «крыша едет», им интереса мало…
В молодежных компаниях возникает табу на две темы — это религия и политика. Социум больше волнует, как не обеднеть, как сберечь здоровье и экологию. То есть с утлого «базиса» трудно перейти на духовную, а поэтому отвлеченную «надстройку»…
«Люди разучились мечтать, а мечта — это радость, и ее отсутствие делает нас серой массой», — приходится слышать от общительных людей. Но почему-то на это хочется устало и мрачно ответить: «Что за время настало — мы перестали лазить к любимым в окна…». Устало и мрачно потому, что люди на самом деле до сих пор не умеют объединяться… Хотя во времена Майдана те же «смирные» обыватели доказали, что им не чуждо активное освоение общественной жизни, которая шире их личностных пределов, а значит, у украинского социума есть перспектива. И тут можно говорить об актуализации в обществе конструктивной контрэлиты, но наша тема — ожидания социума. Проще всего их проанализировать, задав людям вопрос о том, какой они видят жизнь свою и страны в будущем.
Так ли светло и прекрасно в конце туннеля?
Вопрос «Как вы думаете, что ожидает нас и страну через десять лет?» был задан респондентам в рамках исследования Киевского международного института социологии под названием «Мнения и взгляды населения Украины: октябрь 2010 года». С 8 по 20 октября было собрано 2038 анкет в 110 населенных пунктах Украины. Респондентам предлагался список, из которого можно было выбирать несколько вариантов ответа.
— Отвечая на вопрос, люди продемонстрировали не только свое видение будущего, но, скорее, сочетание прогноза и сегодняшней заинтересованности в важных для себя проблемах, — рассказывает генеральный директор КМИС Владимир Паниотто. — Очень сложно увидеть будущее через десять лет в непрогнозируемой, нестабильной стране, где происходят резкие изменения. Мы видим, что у наших респондентов преобладает довольно пессимистический взгляд на будущее. В сфере экологии ситуация не улучшается, отсюда и ухудшение здоровья населения, — здесь логика ответивших понятна. Странно, что на очень высокой позиции оказалась перспектива обеднения населения — по нашим данным, увеличение числа бедных началось с октября 2008 года, с начала кризиса, а вот до него, с 2000-го по 2008 год, уровень бедности падал, и довольно неплохими темпами. Люди думают, что обеднение растянется на грядущие десять лет, и это странно…
— Десятая часть населения считает, что в обществе произойдет разрыв социальных связей и наступит апатия. Как можно оценить эту цифру?
— Либо люди считают, что это не самая актуальная для них проблема, либо они думают, что все будет хорошо, ведь нынешние социальные контакты их устраивают. Хотя за объединение людей в сильное гражданское общество высказываются всего 6,3% опрошенных. Кстати, примерно столько же (6,9%) считают, что впереди нас ожидает авторитарный режим. И хотя под этим подписываются немало людей, все-таки шансы на усиление власти как значимые оценивает втрое меньше людей, чем на ухудшение здоровья, экологии и на обеднение. Смену власти, революцию видят в своем будущем 9,9% опрошенных — их вдвое меньше, чем тех, кто беспокоится о своем здоровье, доходах и экологии, но на самом деле их относительно много. Кстати, больше всего сторонников этой позиции среди людей с высшим (12%) и средним специальным (9,1%) образованием.
Общество «матереет»
— Интересно, как отличались ответы на вопрос мужчин и женщин, молодых и пожилых?
— У нас женщины живут на десять лет дольше, средний возраст их больше, чем у мужчин, поэтому они переносят на будущее свое беспокойство о здоровье (22,7%) и о положении стариков (14,5%). Мужчин больше волнует работа — они надеются на уменьшение безработицы (13,8%), а также им не чужды проблемы власти, усиление тоталитарного режима (8,7%) .
На уменьшение безработицы более всего надеется молодежь в возрасте 18—29 лет (16,8%), у этой категории населения всегда чуть больше надежды на лучшее. Да и обеднение населения их волнует меньше — за это высказывается 18,5% молодежи. Молодые оптимистичны. Пожилые же дают больше всего ответов «не знаю» (37,8%), да и отмечают всего по минимуму, за исключением ухудшения здоровья (21,2%) и ухудшения положения пожилых людей (21,2%). Кстати, ухудшение здоровья населения чаще всего выбирают респонденты в возрасте 30—44 года. А пожилые, как выяснилось, живут своей жизнью, испытывая минимальный интерес к общественному.
— А как отвечали в макрорегионах?
— Более пессимистичны жители Запада — грядущее обеднение населения прогнозируют 27%. Для сравнения: на Востоке —13,6%. Авторитарный режим прогнозируют 9,2% жителей Запада, 7% жителей Центра, 6,4% жителей Юга и 5% жителей Востока. Скорее всего, люди переносят в свои прогнозы собственные политические оценки настоящего. Так, уменьшение безработицы отмечают как будущее благо 22,4% жителей Востока и всего 7,1% жителей Запада.
— Какой образ жизни диктует будущее самым бедным и самым богатым украинцам?
— Самые богатые люди, к сожалению, в социологические выборки не попадают. Зато есть те, кого можно причислить к среднему классу. Тот же авторитарный режим больше беспокоит средний класс, чем бедных. Бедных общественный строй интересует мало, к тому же они в два раза ниже (5,1%) оценивают шансы на объединение и создание гражданского общества, чем средний класс (12,1%). Понятно, что те, кому не хватает даже на еду, оценивают будущее более пессимистично.
— Не смогли ответить на вопрос о будущем 32,1% опрошенных. Выходит, что для целой трети населения будущее — «в тревожной дымке»?
— На самом деле треть — это не так много, с учетом наших реалий.