UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Новый год встретишь...

Веселое застолье, бокалы с шампанским, поздравления и тосты — вот стандартный сценарий празднования Нового года...

Автор: Михаил Дубинянский

Веселое застолье, бокалы с шампанским, поздравления и тосты — вот стандартный сценарий празднования Нового года. Но, вероятно, многие из нас могут припомнить новогоднюю ночь, проведенную в необычном месте при необычных обстоятельствах.

Легендарные, выдающиеся и просто известные личности зачастую в Новый год покоряли неизведанные уголки Земли и терпели бедствие, спасались от преследователей и находились под надзором полиции, сражались с врагом и томились на ночных дежурствах.

Будущего вождя Иосифа Джугашвили угораздило поступить на работу в Тифлисскую физическую обсерваторию 26 декабря 1899-го. Самопишущих приборов там не было, круглосуточный мониторинг всех элементов погоды вели живые наблюдатели. И, разумеется, дежурить в обсерватории в ночь с 31 декабря на 1 января поручили новичку Иосифу. Пришлось Кобе встречать Новый год без хмельного вина и веселых друзей: в полном одиночестве он всматривался в звездное небо. По-видимому, этот случай навсегда отбил у молодого Джугашвили охоту к общественно полезному труду — на работу он больше не устраивался, став профессиональным революционером. И 31 декабря 1901-го организовал нелегальную конференцию батумских социал-демократов, замаскированную под празднование Нового года...

Кстати, итальянский астроном Джузеппе Пиацци сознательно предпочел беззаботной встрече 1801 года наблюдение за небосклоном. Первую новогоднюю ночь XIX века он провел у телескопа, и не зря: дотошный итальянец заметил неизвестную звезду, впоследствии оказавшуюся небольшой планетой. Так был открыт первый астероид — Церера.

Сергей Королев, проложивший человечеству путь в космос, тоже добровольно встречал Новый год на рабочем месте. Накануне праздника в конструкторском цехе возникла срочная работа, и требовательный Сергей Павлович приказал нескольким инженерам трудиться в новогоднюю ночь. А чтобы бедолагам было не так обидно, Королев и сам пробыл вместе с подчиненными с вечера 31 декабря до утра 1 января — хоть никакой практической нужды в этом не было.

Но вернемся к новогодним экстремалам поневоле. Сталинский недруг Лев Троцкий умудрился встретить 1917 и 1937 годы в одинаковом статусе — депортированного лица, и в схожей обстановке — на борту судна, следующего из Европы в Америку. В разгар Первой мировой антивоенного активиста Троцкого высылали из Испании в США, спустя 20 лет скандального политэмигранта выдворяли из Норвегии в Мексику.

Чего же добился за два десятилетия легендарный революционный вождь? Лишь почетного одиночества. На испанском пароходе «Монсерат» вместе с Троцким ехали две сотни жизнерадостных политэмигрантов, поздравлявших друг друга с Новым годом. На танкере «Рут» единственными спутниками легендарного бунтаря и его семьи были строгие норвежские полицейские, так что веселой встречи 1937 года посреди Атлантики не получилось.

Выражение «с корабля на бал» известно всем, а как насчет другого варианта — с бала на самолет, и все это в новогоднюю ночь? Именно так поступил многолетний диктатор Кубы Фульхенсио Батиста. 31 декабря 1958-го, когда в пригороды кубинской столицы уже вступали партизаны Кастро, в военном городке Колумбия состоялся торжественный новогодний прием. Присутствовал сам диктатор, его министры, высший командный состав. Один из участников празднества вспоминал: «Чокнулись бокалами. Батиста был театрален до последней минуты. Церемонию Нового года он закрыл в своей обычной манере словами: «Привет! Привет!»

А прямо с новогоднего банкета приветливый диктатор отправился... на аэродром, где его ждал персональный самолет. Батиста спешно вылетел в Доминиканскую Республику. Вновь ступить на кубинскую землю ему было не суждено.

Не ко всем новогодним беглецам Фортуна оказывалась столь сурова. В ночь с 31 декабря
1944-го на 1 января 1945-го семилетняя Вайра Вике вместе с мамой и отчимом покинула родную Латвию, занятую частями Красной Армии. В Новый год испуганным беженцам было не до веселых тостов и праздничных презентов. Родители маленькой девочки не подозревали, что судьба уже приготовила их дочери самый большой подарок: спустя полвека Вайра Вике-Фрейберга не только вернется на родину, но и станет президентом Латвийской Республики.

Знаменитого французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери подвела азартная натура. В канун 1936 года он решил поучаствовать в рекордном перелете Париж—Сайгон с призовым фондом в 150 тысяч франков. Чтобы побить предыдущий рекорд, Сент-Экзюпери должен был достигнуть Сайгона до полуночи 31 декабря. К несчастью, из-за неблагоприятных погодных условий отважный летчик сбился с курса и самолет потерпел крушение в Ливийской пустыне, в двухстах километрах от Каира. Рация на самолете отсутствовала, ждать помощи было неоткуда. Сент-Экзюпери и его механик Прево прошли восемьдесят пять километров под раскаленным африканским солнцем. Новый год товарищи встретили среди бескрайних песков, мечтая не о бокале с шампанским, а о глотке простой воды. 1 января 1936-го последовало счастливое спасение: французов подобрал проходивший мимо арабский караван.

Не забудем и тех, кто регулярно сталкивался с новогодним экстримом — профессиональных путешественников. Легендарный полярник Фритьоф Нансен отпраздновал во льдах Арктики три Новых года подряд (1894—1896). Однако самые теплые воспоминания у Нансена были связаны со встречей 1890 года в родной Норвегии, когда он уговорил свою молодую жену Еву взобраться на гору Hope. Парочка начала восхождение около полудня и к вечеру была на месте. «Мы сидели вдвоем на сугробе на самой вершине Hope, на высоте эдак 5000 футов над уровнем моря, — вспоминал Нансен. — Мороз щипал нам щеки, мрак все сгущался. Пора было отправиться в путь. Скат стал слишком крутым для лыж, и оставалось одно: сесть да катиться на собственных полозьях».

Спустившись в долину таким нехитрым способом, супруги постучались в дом местного звонаря. Утомленная Ева тут же заснула. «Парнишка твой, кажется, заморился!» — сказал звонарь, указывая на фигуру в лыжном костюме. Смущенный Нансен объяснил, что это его благоверная. «Как?! Таскать с собой жену на вершину Hope в новогоднюю ночь?!» — ахнул звонарь, впервые столкнувшийся с авантюрной натурой настоящего путешественника.

Другой знаменитый норвежец, Руаль Амундсен, встретил 1912 год (между прочим, год Крысы) на 87-м градусе южной широты. Погода выдалась теплая — всего лишь 19° ниже нуля, ярко светило солнце, дул небольшой ветерок. И настроение у господина Амундсена было по-настоящему праздничное: ведь он возвращался с только что покоренного Южного полюса.

А вот одному чернокожему мальчишке из Нового Орлеана тот же 1912-й принес крупные неприятности. В начале века жители города очень любили шумные праздничные фейерверки, а в негритянских кварталах Новый год нередко встречали и пальбой из револьверов. Не устоял перед соблазном и 11-летний Луи Армстронг. Выходя из дома вечером 31 декабря, будущий трубач-виртуоз прихватил с собой пистолет, заряженный холостыми патронами. Едва юный Луи пальнул в воздух, как рядом появился здоровенный полисмен. Страж закона потащил незадачливого стрелка в участок, где Армстронг провел первую ночь 1912 года. Второго января состоялось судебное разбирательство. В те времена американская Фемида не отличалась особой гуманностью и политкорректностью, так что встреча Нового года стоила черному мальчугану двух лет заключения в исправительном доме. Впрочем, нет худа без добра: в заведении для трудных подростков оказался свой самодеятельный оркестр, и там будущий король джаза научился играть на трубе.

Встречать Новый год за решеткой, без сомнения, грустно. Однако творческая личность способна оживить новогодний праздник, даже находясь в заключении.

Режиссер Сергей Параджанов и в тюрьме не утратил тяги к остроумным розыгрышам. На имя заключенного регулярно приходили международные телеграммы со словами поддержки от некоего Ф.Феллини. Накануне Нового года, получив очередную депешу — «Поздравляю с наступающим, надеюсь на скорую встречу», начальник тюрьмы вызвал Паражданова к себе и поинтересовался: кто такой этот Феллини и какое отношение он имеет к советскому зэку?

Сергей Иосифович тут же выдал искрометный экспромт: «А-а, Федор! Так это мой родной брат. Да, в Италии живет, вышло так. Бабушка наша была итальянской революционеркой. Еще октябренком попал Федор к ней, да так и остался на воспитание: старушка родню упросила. И фамилия у Феди в честь бабушки — Феллини, это по-итальянски значит «несломленная». Хочет Федор приехать — с Новым годом меня поздравить, ведь сколько лет с братом не виделись, а заодно прочитать заключенным лекции о праздновании Нового года итальянским пролетариатом. Так что думайте: нужна вам лекция от братской Италии, которая позволит нашей тюрьме прославиться как наиболее грамотно построившей празднование Нового года, или не нужна?!»

Тюремное начальство доложило о заманчивом предложении наверх. Вопрос о «приезде итальянского просветработника Федора Феллини, родного брата заключенного Параджанова» долго согласовывался с вышестоящими инстанциями, пока в Москве, наконец, не заподозрили подвох... В итоге Новый год Параджанов встречал без мифического брата Феди, но в приподнятом настроении: не каждому удавалось посрамить советскую пенитенциарную систему!

Знаменитым воинам в Новый год тоже зачастую не сиделось дома. Один из лучших немецких асов князь Зайн-Витгенштейн отметил наступление 1944 года, сбив за одну новогоднюю ночь шесть британских бомбардировщиков. А легендарный анархист Нестор Махно встретил 1921 год в бою с красной кавалерией у местечка Тальное на Черкасщине. Большевистское командование бросило против батьки лучшие силы — «красных казаков» комкора Примакова. Сражение продолжалось всю новогоднюю ночь, но покончить с Нестором Ивановичем большевистской коннице так и не удалось. Утром 1 января махновцы отступили в сторону села Бузивки, понеся лишь незначительные потери.

Новогодняя ночь как предвестница будущего успеха? Бывает и такое. С легендой советского биатлона Александром Тихоновым в студенческие годы произошел курьезный случай. Накануне Нового года его комнату в общежитии посетили воры, похитившие выходной костюм и все деньги. Не позарились жулики только на лыжи и спортивную форму. Встречать Новый год молодому человеку стало не в чем и не на что. Тихонов взял лыжи, захватил бутылку лимонада и отправился в городской парк. К трем часам ночи он намотал около сорока кругов. Внезапно из темноты появилась веселая компания — тихоновские сокурсники с подругами. «Смотрите, олимпийский чемпион тренируется!» — крикнул один из весельчаков. «Я вам еще рукой с пьедестала помашу», — ответил юноша. Свое новогоднее обещание спортсмен выполнил, и не раз: впоследствии он четырежды становился олимпийским чемпионом.

Судьбоносной может оказаться и новогодняя ночь, проведенная в будничной обстановке. Студент инженерно-строительного института Владимир Высоцкий встретил новый 1956 год в обычной московской квартире, вместе со своим другом и сокурсником Игорем Кохановским. Молодые люди решили посвятить праздничную ночь рисованию чертежей, без которых студентов не допускали к сессии. Выпив по бокалу шампанского в честь Нового года, друзья приступили к работе. Спустя пару часов чертежи были практически готовы, и тут Высоцкий принял судьбоносное решение. Он взял банку с тушью и выплеснул остатки черной жидкости на свой чертеж. Ошеломленному приятелю Володя пояснил: «Все! Инженерной деятельности с меня довольно, не могу больше. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный». Летом 1956 года Высоцкий стал студентом актерского отделения Школы-студии МХАТ имени Немировича-Данченко...

Что ж, в праздничную ночь прийти к решению, которое изменит всю твою жизнь, — пожалуй, лучше Новый год и не встретишь!