UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОСТОРОЖНОСТИ

«Никогда не разговаривайте с незнакомцами и не берите у них конфет и игрушек!» — предупреждаем мы подрастающих детей...

Автор: Лариса Никонова

«Никогда не разговаривайте с незнакомцами и не берите у них конфет и игрушек!» — предупреждаем мы подрастающих детей. И обычно слышим в ответ удивленное: «А почему?». Этот невинный вопрос часто обескураживает взрослых. Действительно, очень трудно объяснить малышу, что притягательный и заманчивый взрослый мир может быть враждебен и опасен для него. Стоит ли лишать его иллюзий, открывая глаза на неприятные стороны бытия? А главное — как и в каком возрасте нужно начинать говорить об этом?

— Ребенок должен знать об опасностях, которые могут подстерегать его за пределами родных стен. Начинать такие разговоры следует уже с самого раннего возраста, в степени, соответствующей его развитию, — считает психолог Киевского психологического центра Елена Самойлова. — Как только малыш научился говорить, он должен уметь назвать свой адрес, телефон, имена родителей. Объясните ему, что маленькие дети могут потеряться, поэтому необходимо знать, как себя вести в таком случае. К примеру, если вам часто приходится ездить в автобусе, троллейбусе, другом общественном транспорте, то может получиться так: родители успели выйти, а ребенок остался в салоне. Что делать? Оговорите с малышом четкие правила поведения. Либо он должен выйти из транспорта на следующей остановке и там стоять, никого не слушая и дожидаясь маму с папой. Либо подойти к кондуктору, водителю.

Некоторые родители советуют детям обращаться за помощью к любым взрослым, оказавшимся рядом. Этот совет не всегда приемлем. Конечно, хорошо, если найдутся добрые люди, которые помогут заблудившемуся ребенку найти дорогу домой. Но где гарантия, что они не окажутся преступниками? Либо просто, не зная достаточно города, направят ребенка не в ту сторону и лишь усугубят его положение.

Поэтому лучше обратиться к должностным лицам. Уже в 5—6-летнем возрасте можно начинать рассказывать малышу о разных профессиях, показывая ему в метро дежурных и контролеров, в автобусе — кондуктора и водителя, на улицах — постовых милиционеров, сообщая об их функциях и обязанностях. Ребенок усвоит, что в непредвиденных ситуациях нужно обращаться именно к этим людям.

Многие родители признаются, что испытывают серьезные затруднения при воспитании детей, поскольку сегодняшние события переворачивают с ног на голову систему традиционных ценностей. К примеру, с детства нас учили уважать и слушаться старших, помогать старым и больным и т.д. Но всегда ли можно применить эти правила сегодня? Ведь ребенку все, кто чуть постарше него, кажутся старыми, и он готов помочь каждому, кто попросит. Однако есть немало примеров того, как детей используют в порноиндустрии, наркобизнесе, заставляют бродяжничать и побираться. И руководят этими действиями именно взрослые, которых, согласно традиционным понятиям, нужно уважать и слушаться.

Необходимо объяснить ребенку, что далеко не всегда следует откликаться на просьбы незнакомых людей. Например, если его просят поднести или постеречь вещи несколько сильных, относительно молодых людей, он может отказаться и предложить им обратиться к взрослым. Другое дело, если старенькая бабушка попросит поднести сумку. Конечно, ей можно помочь, но при этом не заходить в незнакомый подъезд или квартиру. Не ходить по безлюдным местам с незнакомыми людьми, даже если они просят о помощи. Объясните странности в поведении взрослых, на которые ребенок должен обратить внимание. Зачем незнакомому дяде или тете подходить и просить о помощи ребенка, если рядом есть взрослые? Расскажите о том, что существуют люди, которые делают детям плохо (пока еще не следует вдаваться в подробности этого понятия), при этом они выглядят добрыми. Поскольку малыш еще не умеет распознавать таких людей, то может смело говорить «нет» и отказываться от тех или иных просьб и предложений взрослых. Это — не плохое воспитание и невежливость, а разумная осторожность. Ребенок должен знать, что если ему что-то угрожает, то он может делать все, что угодно: громко кричать, привлекая к себе всеобщее внимание, драться, говорить неправду взрослым, которые пытаются причинить ему зло. Важна лишь его безопасность, а не правила хорошего тона.

Дабы не вдаваться в сложные объяснения, некоторые родители применяют тактику запугивания. С ранних лет твердят малышу: «Если ты вступишь в разговор с чужими людьми или пойдешь, куда не надо, тебя украдут, увезут в неизвестном направлении, а потом заведут на чердак, отрежут уши, разобьют тебе нос, вырвут зубы и т.д.». Результаты такого запугивания могут оказаться совершенно противоположными тем, которых ожидают родители: некоторые дети, часто слыша одни и те же страшилки, просто перестают на них реагировать, а у других возникает страх абсолютно перед всеми незнакомыми людьми, замкнутость, неконтактность. Может быть, такой человек и будет защищен, но зато лишится многих приятных возможностей, которые дает общение.

— Полностью оградить детей от влияния улицы невозможно, да и не нужно, — продолжает Елена Самойлова. — Ведь очень многие интересные и знаменательные события происходят именно на улице. Здесь иногда находят друзей и любимых, работу. Карьера многих актеров начиналась с того, что на улице к ним обратились с сакраментальным вопросом: «Девочка (мальчик), хочешь сниматься в кино?». Именно на городских улицах тренеры порой находят будущих звезд спорта, модельеры — знаменитых манекенщиц и т.д.

Поэтому ребенок должен знать, как ведут себя «правильные взрослые», которые действительно интересуются теми или иными его качествами. Если подходят на улицах незнакомцы, представляющиеся рекрутами от агентств, тренерами, работниками телевидения и кино, то они должны дать визитку, рекламный буклет с подробной информацией о себе или организации, которую представляют. Как правило, сразу с собой не зовут, а предлагают позвонить по телефону, либо назначают время и место встречи. По закону, посторонние люди обязаны спрашивать разрешение у родителей несовершеннолетнего, прежде чем куда-то его приглашать.

Если же взрослый подходит к ребенку на улице и настойчиво зовет куда-то идти или ехать прямо сейчас, не ставя в известность родителей, то доверять ему не стоит. Зная правильную модель поведения взрослых, ребенок учится анализировать действия незнакомых людей, а не просто слепо боится каждого встречного.

По мнению специалистов, о том, что существует сексуальное насилие, нужно понемножку информировать уже с раннего детства. Не вдаваясь в детали, в доступной форме объяснить, чем для ребенка могут обернуться те или иные действия взрослых. После 10 лет можно говорить о сексуальном насилии уже открытым текстом: не запугивая, а просто беседуя. Для этого необходимо, чтобы между родителями и ребенком существовали открытые, доверительные взаимоотношения. Ведь разговор о жестоком обращении и, особенно о сексуальных домогательствах, насилии, может быть сложным, долгим. Предоставьте ребенку возможность задавать вопросы и отвечайте на них, какими бы деликатными они ни были. Необходимо касаться этих тем, чтобы защитить маленького человека. Объясните, что его тело принадлежит только ему, и ребенок имеет право сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться; он не должен соглашаться делать то, что ему неприятно, от кого бы ни исходило подобное предложение — от сверстников, взрослых, хороших знакомых или посторонних.

Ребенок должен знать, что некоторые тайны беречь не следует, и твердо уяснить: если кто-то принуждает его к непристойным действиям, запугивает или, наоборот, делает дорогие подарки — об этом следует уведомить родителей или близких.

Конечно, всех экстремальных ситуаций предугадать нельзя. Но все же родители могут сделать очень многое для того, чтобы предупредить детей об опасности жестокого обращения с ними и научить, как этого избежать.