«Шерман» на вечной стоянке на смотровой площадке Национальной академии обороны Украины |
Летом 1998 года во время поисковых мероприятий в Жашковском районе Черкасской области в речке Гнилой Тикич сотрудники фирмы «Танаис» обнаружили американский танк «Шерман» времён Второй мировой войны.
Из архивных документов мы выяснили, что «Шерманы» поставлялись в Союз по договору ленд-лиза из США по Северному морскому пути через Мурманск. Всего за годы Второй мировой войны было выпущено около 48 тысяч машин различных модификаций; в СССР было поставлено более двух тысяч штук.
Сотрудники фирмы «Танаис» достали танк «Шерман» с четырехметровой глубины |
Уникальность найденного экземпляра в том, что это единственный обнаруженный на территории от Кольского полуострова до Северного Кавказа танк, который принимал участие в бою, был подбит и, тем не менее, хорошо сохранился.
От старожилов из села Побойная мы узнали историю гибели этого танка из состава шестой танковой армии Первого Украинского фронта, которым командовал генерал Ватутин. Во время Корсунь-Шевченковской битвы в феврале 1944 года «Шерман» по неизвестным причинам оказался на льду речки Гнилой Тикич. Экипаж танка был неукомплектован и состоял из четырех человек. Командир — 19-летний лейтенант Алексей Морозов. Трое воинов даже не имели солдатских книжек, так как были мобилизованы на только что освобождённой территории.
Нацисты ждали нападения и хорошо подготовились к обороне. Немецкая САУ была замаскирована в сельской хате. Просунув ствол через выбитое окно, немцы наблюдали за движением «Шермана». Когда танк приблизился на расстояние около 200 метров, прозвучал первый выстрел, повредив левую гусеницу. Второй бронебойный снаряд пробил башню, и она отвалилась. Трое танкистов погибли сразу, а механик-водитель был ранен в бедро, но смог добраться до ближайшей хаты. Через день эсэсовцы его нашли и расстреляли на месте...
Для подъёма танка (шел уже сентябрь 2004 года) мы попросили помощи у командования ракетно-зенитной бригады из Умани. У военных имелась вся необходимая техника для выполнения нелёгкой задачи — танковый тягач МАЗ-537 с платформой и БТС (бронированный тягач средний) на базе танка Т-54 с лебёдкой. Тяговое усилие лебёдки составляло 25 тонн. Использовав один блок, мы усилили тягу в 1,5 раза. Общий вес «Шермана» составлял 31 тонну, минус три тонны —отбитая башня и плюс 5—7 тонн — огромная масса ила внутри и вокруг танка.
«Шерман» находился на глубине четырех метров на расстоянии 70 метров от берега. Башня находилась рядом с танком на боку. В ней отсутствовала крышка люка, и через отверстие мы легко протащили трос.
Больше всего опасались, что в стволе может быть снаряд, так как танк находился в боевом состоянии. После того как достали башню и размыли её с помощью пожарной машины, обнаружили, что казённик танкового орудия был открыт. С облегчением вздохнули. Но как потом оказалось, ошиблись. В стволе танка застрял снаряд!
Приглашённые нами армейские сапёры, изучив ситуацию на месте, приняли решение: башню со снарядом подорвать на месте. Но танк без башни — уже не танк. Мы решили, чего бы это нам ни стоило, найти выход из создавшегося положения и сохранить танк целым.
Полковник в отставке Александр Протасеко поднял на ноги всех своих знакомых офицеров в Киеве, и не зря. Уже через два дня он привёз из столицы двух ребят из спецподразделения «Беркут» — Николая и Анатолия (они просили не называть их фамилий).
Рискуя жизнью, с помощью уникальной технологии беркутовцы сначала выкрутили взрыватель. Выяснилось, что извлеченный из ствола снаряд осколочный, американского производства, калибра 75 мм находится в идеальном состоянии. Вытащить же базу танка было намного сложнее, чем мы думали. Чтобы размыть заиленный за долгие годы танк, из Жашкова прибыла пожарная машина.
Температура воды в заболоченной речке в конце октября достигала лишь 5—7 градусов тепла. А у аквалангиста Вячеслава Козенко был только летний водолазный костюм. Перед спуском мы заливали ему за пазуху горячую воду, после чего он мог находиться в реке максимум 15—20 минут.
Вячеслав с помощью верёвки привязал ствол пожарного шланга к базе танка. Давление воды в две-три атмосферы оказалось недостаточным, чтобы размыть донный ил вокруг танка, и пожарники решили увеличить давление до шести атмосфер. Это был явный перебор. Верёвка оборвалась, Вячеслав как пробка вылетел из воды вместе с аквалангом. К счастью, всё обошлось: Козенко подстраховал его напарник Игорь Котенко, который находился рядом в лодке.
Очень крепким орешком оказался «Генерал Шерман» (танк назван в честь полководца северян времен Гражданской войны 1861—1865 гг.), пролежавший на дне речки около 60 лет. Сначала мы его зацепили за передние монтажные крюки. Нам удалось сорвать танк с места и протянуть около 30 метров. Перед «Шерманом» образовалась огромная масса ила, и крюки один за другим оборвались по «живому». Затем протянули трос через люк механика-водителя и отверстие башни. Нам удалось подтащить танк к самому берегу, где он упёрся в мощные корни дерева, растущего на берегу. Лебёдка танкового тягача, не выдержав большой нагрузки, отключилась. Это случилось 29 октября 2004 года, накануне выборов президента Украины. По приказу командования вся военная техника к вечеру вернулась в парк. «Эвакуацию» пришлось отложить на два дня.
После первого тура выборов мы вновь вернулись к «Шерману».Он ждал нас на старом месте, возле берега, выглядывая из болота и поблёскивая бронёй.
Тягач привязали к мощному дереву, «удачно» стоявшему в 50 метрах сбоку от «Шермана». Таким образом танк, став на «ребро», через 10 минут выехал на берег. После обработки пожарным шлангом мы определили, что это «Шерман» выпуска 1942 года (модель М4А2).
Тщательный осмотр показал, что в танке два бензиновых двигателя, общая мощность которых составляла 450 л.с. (для сравнения: Т-34 — 500 л.с., КВ — 600 л.с.). Также были найдены фрагменты человеческих костей, пулемётные гильзы и четыре целёхоньких снаряда в кассете. Их мы передали специалистам из МЧС Украины.
Проутюжив несколько огородов местных жителей, танк подтащили к дороге, где его потом погрузили на автоплатформу и отправили на танкоремонтный завод в Киев. На заводе машину тщательно помыли, приварили перебитую гусеницу и установили на место оторванную башню.
По договорённости сторон — Института археологии НАН Украины и фирмы «Танаис», организовавшей работы, — танк торжественно передали Центральному музею Вооружённых сил Украины. В настоящее время «Генерал Шерман» находится на смотровой площадке Национальной академии обороны Украины.