UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ГРОЗНЫЙ ВРЕДИТЕЛЬСТВО РАСКРЫВАЛ

В сентябре месяце приснопамятного 1937 года в небольшом районном центре Семеновка на Полтавщине ра...

Автор: Сталий Ильевич

В сентябре месяце приснопамятного 1937 года в небольшом районном центре Семеновка на Полтавщине развернулись события, которые, получи они дальнейшее продолжение, кто знает, могли бы вылиться в большую беду для сахарной промышленности Советского Союза, и в первую очередь для селекционной науки по свекловодству, которая занималась и занимается созданием и совершенствованием сырьевой основы для этой самой промышленности. И хотя большая часть из упомянутых далее лиц подверглись необоснованным репрессиям 37-38 годов, но то ли установка поменялась, то ли наверху хватило ума не устраивать варфоломеевскую ночь в свекловичной селекции, но большая часть лучших селекционеров смогла пережить смутные времена и дать стране прекрасные сорта и гибриды сахарной свеклы.

А в тот год, спустя двадцать лет после Великой (как ее потом было велено называть) Октябрьской социалистической революции, доблестные органы НКВД, выполняя указания партии, начали успешно обнаруживать, разоблачать и, естественно, уничтожать появившиеся в массовом порядке во всех сферах жизни и деятельности советского государства многочисленные вредительские, контрреволюционные, террористические, антисоветские (вот определений тогда-то напридумали!) организации с уклоном вправо.

Не миновала чаша сия и сахарную промышленность, которая, кстати, имела к этому времени (при активном в ней вредительстве!) значительные успехи. Вот лишь несколько фактов и цифр. К 1927 году были полностью восстановлены довоенные (после первой мировой и гражданской войн) масштабы посевных площадей сахарной свеклы. В 1929 году Советский Союз освободился от необходимости завозить семена зарубежной селекции. В 1936 году было произведено три с четвертью миллиона тонн сахара и СССР вышел на первое место в мире по производству этого продукта из свеклы.

Но вопреки этой реальности партия и товарищ Сталин сказали «надо» и органы ответили «есть» - есть такая очень вредная организация и в сахарной промышленности.

И одним из первых, кому удалось (по крайней мере, он так считал) напасть на ее след, был скромный лейтенант госбезопасности, возглавлявший тогда Семеновский райотдел НКВД, с вполне соответствующей занимаемому положению фамилией Грозный.

Напав на след, он ретиво взялся за дело. О чем и свидетельствует интересный документ, обнаруженный мной в архивно-следственном деле одной из многочисленных жертв сталинских репрессий - заведующего отделом селекции и генетики Всесоюзного НИИ сахарной промышленности доктора сельскохозяйственных наук Б.Лебединского.

Стиль и орфография автора документа мною сохранены.

УССР Сов.секретно

Народный комиссариат внутренних дел

Семеновский райотдел УГБ 3.09.1937 г. № 1007

Начальнику 3 отдела

ХОУ НКВД УССР

Начальнику 3 отдела

НКВД УССР

Начальнику 3 отдела

НКВД СССР

Начальнику межрайгруппы

г.г.Харьков, Киев,

Москва, Кременчуг

резолюция: т.Панков используйте при допросе Лебединского (неразборчиво) и Когана. Подпись

Докладная записка

(о вредительстве в системе

с/станций и Сорт-сем. управления Главсахара)

В результате следственной разработки гр. Войткевича И.И., работавшего зав.отделом селекции сахсвеклы Весело-Подолянской с/станции Главсахара (опытно-селекционная станция ныне входящая в систему Института сахарной свеклы УААН. - прим. С.И.), обвиняемого по ст.54-6 УК УССР, добыты данные о наличие вредительства по всем станциям и Сортуправлении, входящих в систему Главсахара. Обвиняемый Войткевич указывает, что вредительскую работу в с/станциях и Сортсемуправлении проводят с 1920 г. такие видные научные работники и специалисты: Паншин Б.А., Шнедер Э.И., выехавший в Германию, Рудлицкий, Коган Я.С., Янковский А.И., работает во ВНИСе, Хренников Е.В. - научный директор Весело-Подолянской с/с, Якушкина Ольга Вячеславовна тоже работает во ВНИСе.

Вредительство осуществляется в интересах бывших собственников селекционных станций, находящихся в данное время за границей - Зеленского Эдмунда Юльевича, профессора Краковского университета Костецкого, проживающего в Польше и др. И направлено в основном на обесценивание всех отечественных опытов по выяснению и культивированию наиболее рентабельных свекло и зерно культур как по устойчивости так и по урожайности.

На организацию новых с/с в безперспективных районах как, например: Веселоподолянской, Белоцерковской, Мироновской, Алмаатинской с целью нанесения государству чувствительного материального ущерба крупными капиталовложениями, не оправдывающих своего назначения. С другой под видом реконструкции расширяли старые с/с постройками дорогостоящих государству больших теплиц, лабораторий с дорогим заграничным оборудованием на Верхнячской с/с рассчитывая на реставрацию капитализма в СССР и возвращение собственникам в том числе и ее совладельцу Паншину Б.А., сейчас находящемуся на работе во ВНИСП (Всесоюзный НИИ свекловичного полеводства - ликвидирован в 1945 г. - прим. С.И.) при НКЗ СССР в тоже время срывали необходимое подобное строительство в рентабельных с/с.

Уничтоживая в результате вредительства по с/с отечественные сортовые семена, круг лиц изобличаемых Войткевичем И.И. во вредительстве в тоже время ввозили из-за границы семена, зараженные ржавчиной, приследуя этим цель - вывоз за границу валюты и заражение свеклополей СССР ржавчиной.

Производство по указанию Янковского А.И. по всем с/с дорогостоящих опытов по надуманным темам лицами, проводившими вредительство в то время как они даже теоретически не оправдывали себя. Преследовалось также с целью нанесения государству крупных убытков и подтверждения в нерентабельности государственного планирования.

При отпуске в системе с/с маточных семян их родословное значение и сорт скрывался под видом государственной тайны. При настоятельном требовании специалистов периферии их открыть Каган и Янковский выявляя себя бывшими чекистами преследовали цель затушевывания проявления вредительства. Этой работой преследовалась цель обесценивания маточных семян даже с/с, которые по независящим от вредителей причинам давали положительные результаты.

Придавая показаниям Войткевича ценное значение не только в условиях выявления вредительства по Весело-Подолянской с/с, а в союзном, его показания в копиях для использования при сем прилагаю.

Одновременно докладываю, что следовательская проработка Войткевича И.И. в части выявления его связи с заграницей и проведения работы по ШП мною продолжается.

Далее Грозный проводит некоторые, по его мнению, подозрительные зарубежные связи И.И.Войткевича чисто личного, научного и семейного характера. Но тогда, как известно, каждое лыко ставилось в строку, ну а зарубежное тем более.

Свой боевой рапорт Грозный заканчивает словами: «О новых данных следствия которые будут добыты дополнительными допросами обвиняемого Войткевича И.И. (пример элементарной юридической неграмотности того времени: раз арестован - то обвиняемый. Ведь органы зря не арестовывают - прим. С.И.) будут сообщены дополнительно.

Приложение: Показания обв. Войткевича И.И. на 15 листах

Начальник Семеновского РО НКВД, лейтенант госбезопасности Грозный

Штамп: 3-й отд. ГУГБ 5 сентября 1937 вх. № 114983».

Р.S. Надо полагать, что дополнительные данные были добыты. Нам сейчас хорошо известны способы, которыми они ДОБЫВАЛИСЬ.