UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как из воли получить социальную энергию?

Если сами мы холопы, то для нас не может быть героев. Т.Карлейль В странах развитой демократии и неп...

Автор: Ирина Кириченко

Если сами мы холопы, то для нас не может быть героев.

Т.Карлейль

В странах развитой демократии и непуганых общественных организаций человек ощущает свою причастность к национальному потенциалу четко и ненавязчиво, как цвет своих глаз. В Украине же только половина населения считает, что окружена порядочными и профессиональными исполнителями своего гражданского долга. В развитом мире принята властная горизонталь, там власть имущие исполняют волю народа, который беспрестанно ее контролирует, а мы стонем под прессом властной вертикали, не доверяя ни политикам, ни бизнесменам, ни чиновникам. Однако только между людьми высекаются искры, побуждающие к действию, а совместно генерируемое стремление, усиленное ответственностью, и становится той социальной энергией, которая формирует человеческий потенциал.

Об этом размышляет заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии НАНУ, доктор экономики и социологии, профессор Юрий САЕНКО.

Мы не имеем стратегических планов развития

— ООН уже на протяжении многих десятилетий ведет мониторинг такого показателя, как уровень человеческого развития нации. Столь сложный индекс рассчитывается довольно примитивно — на трех основных показателях: это объем национального дохода на душу населения, продолжительность жизни и уровень грамотности. Вот и все, что призвано раскрыть «человеческое развитие». Понятно, что первый показатель — экономический, второй — физиологический (в нем отражаются и социальные, и психологические, и экономические, и экологические факторы), а третий — это уровень грамотности населения, который часто сводится к тому, умеют ли люди в данной стране читать и писать. На самом деле грамотность — это степень ориентированности в социальном пространстве: умение читать указатели и вывески, составлять маршрут в метро, знать, как подать заявление и т.д. Конечно же, лучше, чтобы на этом месте стоял более емкий показатель — среднее число лет обучения на одного жителя страны.

Все эти показатели для Украины проблемны. В первом мы отображаем официальный уровень национального дохода и не учитываем теневой. А он у нас составляет 40—50%. Второй показатель дает статистика. А по социальной грамотности населения мы не проводим тестовых исследований, только указываем процент тех, кто умеет читать и писать. Понятно, что индекс человеческого развития не пригоден для оценки и раскрытия сути внутренней социальной энергии нации, а тем более для стратегического планирования.

Что же на самом деле движет развитием общества? Жизненный и исследовательский опыт убеждает меня, что национальный потенциал. Он состоит из нескольких показателей. Во-первых, это волевой потенциал — умение поставить задачу, разработать программу, найти метод решения этой задачи, средства на это и получить результат. Украина как раз и страдает от того, что у нее нет настоящего волевого начала. Мы не имеем стратегических планов, национальных программ развития в любой области, будь то социокультурная, экологическая или военная.

Во-вторых, духовный потенциал, своеобразная контрольнообразующая функция совести человека и социума, это императив «жить по совести», оценивая жизнедеятельность социума на шкале «добро и зло» в системе общечеловеческих ценностей. Украина издавна имела высокий духовный потенциал, не растеряв его и доныне, хотя сильно пострадала от античеловеческого размывания духовности в коммунобольшевистский период. А нынешнее смутное время привносит в жизнь украинцев насилие и попсу — как со стороны псевдоглобализации, так и со стороны постсоветской Дикой Степи. Но основания к возрождению Украины есть — и религия, и философские традиции, и культура всегда зиждились на стремлении к добру. Общеизвестна толерантность украинцев — все, кто приезжал в Украину, оседали здесь.

В-третьих, интеллектуальный потенциал — знания, технологии, опыт. Он был и остается высоким, хотя и «оттягивается» в другие страны. Мощный интеллектуальный потенциал Украины вот уже почти двадцать лет лежит всеми забытый и невостребованный в мутном иле неопределенности, безответственности и бездуховности, на что так богата наша власть.

В-четвертых, материальный потенциал — это человеческие, природные и технические ресурсы. Помнится, во времена перестройки «Дойчебанк» возвел Ук­раинскую ССР на первое место среди тогдашних «братских» советских республик именно по оценкам материального потенциала. Со времен независимости у нас особо не развивалась сфера знаний. Все знают, в каком загоне у нас наука — и фундаментальная, и прикладная. Национальный продукт создается преимущественно за счет старых технологий!

Украина, как и всякая другая страна, зависима от уровня национального потенциала и его использования. Только у нас роль его во сто крат выше, ведь нужно срочно и решительно выходить из посттоталитарного кризиса. А мы все стагнируем… Время не стоит на месте — его нужно заполнять конкретными делами во благо человека. Иначе страна окажется на обочине исторического течения.

В-пятых, информационный потенциал — умение накапливать, передавать и хранить информацию. Он также составляет национальную проблему, поскольку сейчас в мире широко распространены компьютерные технологии. Мы же, некогда передовые в области кибернетики, сейчас отстаем от многих стран. Да и по использованию Интернета тоже. В Прибалтике пользователей Интернета свыше 50% от всего населения, в развитых странах Всемирной сетью пользуются 80—85% людей, а у нас — всего 15—20%.

Вывод таков: если не работает волевой потенциал, то как бы ни были высоки материальный, духовный, интеллектуальный и информационный потенциалы общества, они ничего не стоят. Национальный потенциал напрямую связан с тем, насколько решаются сегодня вопросы будущего в стране. Они тоже решаются волевым потенциалом: в организации поиска новых, перспективных стратегических задач. Именно в волевом потенциале возникает социальная энергия, толчок к развитию. Именно он создает целостность национального потенциала.

Стержнем национального потенциала является национальная идея. В середине ХХ века известный украинский поэт Дмытро Павлычко изрек национальную идею на все времена и для всех народов: «Ленин — здоровье моего народа, Ленин — будущее земли». Сейчас, возглавляя Всемирное объединение украинцев, поэт-«провидец», надо полагать, воплощает в жизнь свои нетленные идеи…. Этот пример — лишь один из миллионов в сонме «искателей национальной идеи». Есть среди них бывшие коммунобольшевистские секретари всех мастей и рангов, и уголовная проФФесура, и некие ракетчики, и просто базарные персонажи шоу Савика Шустера. И несть им числа. А национальная идея вызревает долго.

Кто наши лидеры и где они?

С доисторических времен и поныне человеческие сообщества «нанизываются» на одну и ту же трансвременную и транспространственную структуру — это духовные пастыри, совесть социума, на примере жизни которых выстраивалась, выверялась и контролировалась внутренняя система норм и ценностей человека; это державные администраторы — управленцы, отстаивающие национальные интересы и воплощающие в жизнь решения власти, принимаемые во благо граждан; это частные предприниматели; это творческий люд — ученые, художники, музыканты, актеры; это исполнители — воплотители идей, решений и технологий.

В одном из наших исследований мы задавали респондентам вопрос:

Напомним, что спрашивали респондентов не о том, много или мало таких людей, а достаточно ли. Оказалось, еще как недостаточно! А мы-то думаем, откуда почти двадцатилетняя стагнация. Нет человеческого капитала! Особенный дефицит — порядочные профи-бизнесмены. Да и откуда им взяться, если в стране вместо становления демократии и гражданского общества — полнейший политический беспредел. Вместо рыночной экономики — теневые схемы, рейдерство, бандитское разграбление земли.

Социологическая разведка лишний раз подтвердила — украинский социум экстренно нуждается в лидерстве во всех сферах жизни. А значит, нужно организовывать процесс формирования института лидерства. Да, этот слой уничтожался во все времена украинской истории. Но лидеров нужно не оплакивать, а искать. Есть ли у нас механизмы и условия поиска этих людей в обществе?

Мы держим на политической арене старые отработанные кадры, вплоть до всяческих шутов. Верховна Рада состоит не из подвижников, обеспокоенных судьбой нации, а из бизнесменов, решающих свои вопросы. Уже очевидно, что определенная часть наших парламентариев связана с интересами российского капитала и российской политики. Большинство из них — это бывшая советская номенклатура, которая не способна мыслить новыми категориями. Небольшая часть — «профессиональные патриоты», которые с первых дней независимости разоружили украинскую армию и «вооружили» советскими партократами систему управления, полностью сдав им позиции во всех сферах жизни. И тем самым засвидетельствовали отсутствие в украинской культуре такой важной, первоочередной составляющей, как государственное управление. Поэтому появление в первые годы группы лидеров оказалось иллюзией. Нужны были государственные мужи, а за дело взялись гуманитарии.

Ну а сейчас? Неужто украинская земля перестала «рожать Ньютонов, де Голлей или Вашингтонов»? Бесспорно, рожает — как и любая самовоспроизводящаяся система. Более того, как бы мы ни ругали систему образования, у нас, во-первых, есть неплохие университеты, во-вторых, многие талантливые люди стажируются за рубежом, в-третьих, достаточное количество молодых специалистов попадает в продвинутые фирмы.

Почему же тогда эта «свежая кровь» не вливается в политику и государственное управление? Конечно, просачивается. Медленно и незаметно. А для существенных изменений нужна «критическая масса». В этом-то и все дело. Для того чтобы она не взорвала криминально-олигархическую систему, выстроен своеобразный «каскад плотин».

Первая «плотина» — это криминально-олигархическая бюрократическая система. Она категорически, насмерть будет стоять на пути обновления. А если в ее стае появится чудом прорвавшийся «чужак» из молодых да ранних, она тут же блокирует его сферу влияния. У всех на виду Арсений Яценюк — амбициозный, грамотный, интеллигентный и, несмотря на молодость, достаточно опытный управленец, прошедший разные структуры классного менеджмента. Правда, есть и противоположные примеры, когда сама «плотина» выращивает свою молодую смену. В Киеве не надо далеко ходить — имеем вышколенных манипуляторов в лице заместителя мэра Довгого и Кильчицкой.

Способна ли эта «плотина» сама себя трансформировать? В ближайшее время нет. Вспомним советские перестроечные времена. Компартийная система развалилась, но не трансформировалась. А в нынешней России фактически победил ГКЧП. Наша «плотина» еще не так стара. Ее не расшатал даже Майдан 2004 года.

Вторая «плотина» — это СМИ. Хотя это, по сути, продолжения первой «плотины», так как практически все они находятся в руках партийно-олигархического конгломерата, что по-настоящему трагично, ибо призвание журналистики — поиск нового, инновационного. Именно СМИ, будь они по-настоящему свободными и инициативными, способны находить молодую поросль талантливых лидеров, показывать их обществу. Вместо настраивания людей на созидание новой жизни на телеэкране и на газетных полосах — сплошной базар с привлечением выживших из ума или явно купленных «политиков» и «экспертов».

Не «звезды» попсовой эстрады и не политики формируют общественный климат добропорядочности и чистоты, а носители этих качеств, о которых пишут крайне редко.

До 1954 года я учился в сельской школе. У нас было несколько учителей старой педагогической закалки — они создавали и хранили духовную ауру учебного заведения. Эти люди пронесли через свою очень сложную жизнь общечеловеческие ценности и академические знания. Нам было совестно быть хуже их. Но стоило этой когорте учителей уйти на пенсию, как наш сельский школьный храм знаний превратился в обычную школу с обычными советскими учителями, многие из которых практически не выезжали за пределы села, заканчивая пединституты заочно…

Третья «плотина» — это обыденное сознание украинских граждан. Сооружение самое устойчивое. Психика, а особенно подсознание — вещь консервативная. Неслучайно она держит на поверхности украинского политикума Симоненко, Мартыненко, Януковича, а недавно еще и Мороза с Витренко.

Неслучайно российский человек так охотно снова воспринял советские символы, гимн и советскую риторику, ищущую повсюду чужого и врага. Советский человек привык бороться, ему нельзя без врага. Процесс борьбы, как наркотик, заменяет нормальную жизнь.

Так и нависла над Украиной химера третьей «плотины», тем более что за годы независимости никто даже не задумывался над тем, чтобы «разбирать» или «размывать» ее стратегическими программами будущего, знанием о лучших образцах жизнеустройства, социальной и экологической безопасности. Две первые «плотины» оберегают третью…

Все эти препятствия могли бы «разобрать» институции гражданского общества. Общественная наука, в том числе и академическая, делает вид, что каскада этих «плотин» в Украине нет. Поэтому вместо разработки комплексного междисциплинарного проекта по возрождению национального потенциала страны, в том числе и института лидерства, каждый научный коллектив возделывает свой отдельно взятый участок.

А вдруг случится чудо и некая группировка СМИ начнет новое инновационное движение поиска и пропаганды проекта «Ищем лидеров»? Начиная с малого — школы, поселка, района.

Интересно, сколько подрастает в Украине мальчишек и девчонок, которые хотят выучиться на наших украинских де Голлей, Вашингтонов и Тэтчер?