UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как формировать психологию победителей?

Школа как единственный социальный институт подготовки к взрослой жизни прежде всего должна выпол...

Автор: Валерия Бондаренко

Школа как единственный социальный институт подготовки к взрослой жизни прежде всего должна выполнять функцию симулятора — компьютерного устройства-тренажера, полностью повторяющего реальный аппарат, например, самолет. «Летаешь» на нем, участвуешь в боях, разбиваешься, получаешь ранения… Дух захватывает, сердце замирает. Но игра закончена, руки-ноги целы. Однако «битому неймется». Ты входишь в азарт — учитываешь ошибки, наверстываешь упущенное, и снова — за штурвал. Тебе дается еще один шанс. А потом — еще и еще. И вот, наконец, вместо горечи поражения на губах хмельной вкус победы.

И ради этого ощущения стоит рисковать.

Потому что ты достиг цели. Стал лучшим. И теперь готов расти в своем мастерстве и побеждать.

Но для этого надо учиться. И не просто ради какого-то эфемерного будущего. А для того чтобы стать победителем сегодня.

Именно такой подход к обучению практикуют в киевском Лицее бизнеса и права, в основу работы которого положен принцип «обучение в действии». Этим он кардинально отличается от традиционных школьных стандартов в обучении.

В процессе учебы ребята «создают» собственные предприятия, биржи, вступают в партии и борются за победу на выборах, участвуют в заседаниях ООН, ведут судебные процессы, разоряются, обогащаются и, конечно же, осваивают обязательную школьную программу.

Первое сентября всем лицеем отмечают в лесу — для адаптации к новому учебному году.

Принимают в лицей только с восьмого класса тоже по необычной методике: кроме привычных тестов, абитуриентам предлагают несколько видов научно-исследовательских игр.

Каким образом видоизменили саму учебную атмосферу, оставив при этом все министерские ГОСТЫ? Об этом — наш разговор с директором Лицея бизнеса и права Людмилой ПАРАЩЕНКО.

— Людмила Ивановна, тесты на экзаменах — понятное дело. Но почему отборочные игры?

— Это самый важный тест. Поскольку он позволяет выделить ребят с активной жизненной позицией, необходимой для будущего управленца. Применяем игровой подход, разработанный на основе методов, широко используемых в подготовке сотрудников спецслужб. Игры организовывают лицеисты, уже год проучившиеся у нас. На следующий год лучшие из них становятся «тьютерами» — вожатыми групп вновь прибывших новичков, которых они знакомят со спецификой всего игрового блока.

— Как вы оцениваете классно-урочную систему советских времен?

— Она была эффективна, поскольку выполняла социальный заказ. Существовали не поддающиеся сомнению идеалы — «установки», позволяющие сплачивать коллектив: один за всех и все за одного, «тот, кто плохо учится — всех тянет вниз» и т.д.

А главное, была гарантированная система трудоустройства после школы. Безусловно, не обходилось и без «мохнатых лап», но можно было поступить, рассчитывая на знания — сужу по себе. Я, например, поступала на факультет журналистики, имея исключительно знания и золотую медаль.

Сегодня изменилась не только идеология, но и сами подходы к жизни. Сплошь и рядом школьные отличники не могут найти достойного места в жизни, а троечники, которые не боялись экспериментировать, порой достигают многого.

Главный недостаток классно-урочной системы в ее оторванности от реалий сегодняшнего дня. Путем жесткой передачи знаний нельзя сформировать успешного человека. Ныне главное — не просто обладать знаниями, а легко ориентироваться в большом потоке новой информации, уметь выбрать из нее нужную и оперативно применить на практике.

— Существует ли система ценностей вообще и где по отношению к ней находится сам школьник?

— Вечные ценности не зависят от того, в какой социальной эпохе находится школа. Это десять библейских заповедей: не убий, не укради и т. д.

Есть и общенациональные ценности, которые, к сожалению, еще предстоит сформировать — и не на бумаге, а в душе каждого. Это наиболее сложная задача. Она решается путем постепенной коррекции психологии человека.

— Что для этого необходимо в первую очередь?

— Возродить само понятие собственности, чувство собственника, следовательно, чувство ответственности за свое дело. Это совершенно иной стиль жизни и взаимоотношений. Мы нацеливаем ребят на то, что лидер — это, прежде всего, тот, кто способен брать на себя ответственность за бизнес, за команду, за страну.

— Как же вы с такими подходами выполняете ГОСТы Министерства образования?

— На базе стандартной школьной программы мы внедрили свой подход к обучению — «лицейский стандарт». Обучение в лицее, как в вузе, идет по парам. Таким образом, за день изучается не более четырех предметов, один из которых обязательно не связан с сидением за партой: хореография, фитнес, актерское мастерство.

Это игровая педагогика и проектный подход, позволяющий одновременно с подачей теоретических знаний, которые, может быть, им никогда и не пригодятся, внедрить то, что полезно и необходимо для жизни. И каждый педагог в своем предмете это применяет.

Например, математика. Тема «проценты». Вроде бы школьная программа, но мы учим, как высчитать банковские проценты, почему меняется курс валют, как люди на этом курсе приобретают либо теряют деньги.

Или биология. Стараемся донести следующую установку: «в нашем нестабильном стрессовом мире, чтобы достичь успеха, я должен относиться к своему телу как к главному ресурсу. Основной капитал — это здоровье, и, если его не будет, очень трудно быть успешным, даже если ты очень умен». В процессе обучения эту установку мы подкрепляем тренингами, спортивной подготовкой, соревнованиями. Другой пример — химия. Процесс биохимических реакций в организме человека показывается на примере употребления алкоголя и табака. Изучив внутренние реакции организма на эти стимуляторы, далеко не каждый возьмется за сигарету.

— А если все же потянет закурить?

— Если на территории лицея, то: в первый раз — предупреждение, во второй — штраф с родителей в размере месячной оплаты за лицей, в третий раз — исключение из лицея.

— В отношении учителей этот принцип действует тоже? И вообще, каковы критерии их отбора?

— Основное при приеме на работу — соответствовать требованию к любому воспитателю: «делай, как я», а не «делай, как я сказал». А это означает — не пить, не курить, быть активным, иметь хорошую спортивную форму.

Во всех мероприятиях, будь то походы в горы, спортивные и интеллектуальные соревнования, наши учителя принимают участие вместе со школьниками. Кроме того, существует система ученических рейтингов. Если учитель, по мнению учеников, на самом нижнем уровне, он должен уйти.

— А каким образом вы моделируете взрослую жизнь?

— На протяжении года у нас проходит семь лицейских игр, которые связаны с основными сферами нашей жизни. Методика — наше ноу-хау — постоянно совершенствуется в «мастерской управления» под руководством директора проектно-аналитической службы Александра Зинченко. Ее проектируют ученики старших классов.

Первая игра — «Диспуты» — нацелена на то, чтобы усвоить один из главных законов бизнеса: успеха достигает команда. Учат отстаивать свое мнение, создавать команду и взаимодействовать в ней на разных ролях.

Далее — «Хозяйство»: экономические взаимоотношения. Ученики создают предприятия, фирмы. Кто-то выступает инвестором, кто-то — владельцем компании. Пишутся и реальные бизнес-планы. Например, наш школьный буфет был открыт по бизнес-плану, разработанному учеником школы.

На игре «Финансы» действует фондовая биржа. Здесь можно вложить свои деньги и купить акции. Работают банки, брокерские компании. Тут же заключаются сделки. Ученики все это «проживают» на экране компьютера. Они могут получить хорошую прибыль, а могут и разориться.

— Разориться? Но это же травма для неокрепшей детской психики…

— Наоборот. Хотелось бы сказать о пользе неудач. Если ты «разорился», а твой друг «собрал» солидный капитал и стал победителем, то тут в силу вступают уже другие законы, а именно — желание побежденного взять реванш.

— А если допущена несправедливость?

— Докажи! Для этого существует игра «Судебные соревнования»: можно подать судебный иск, выступить в роли адвоката, прокурора, присяжного заседателя. Все процессы полностью дублируют европейскую систему судопроизводства.

Например, в прошлом году подавали иск на организаторов игры «Финансы» за неправильное построение игры, в ходе чего стало возможно формирование теневого рынка. Суд присяжных иск не удовлетворил.

— А на учителей иски подают?

— Часто. Однажды класс подал иск на своего куратора за то, что тот слишком строгий, и они готовы обойтись без него. Обвинение сработало очень грамотно. Присяжные вынесли решение в пользу класса. Мы вынуждены были с этим согласиться. Год класс был на самоуправлении. Но потом они обратились к дирекции с просьбой вернуть им куратора, причем именно того, который был ими же «уволен». И не расставались с ним вплоть до выпуска.

Зимой же этого года подали иск на школьную ЦИК, обвиняя ее в соучастии фальсификации выборов президента школы. Аргументы: неявка нужного количества избирателей и наличие «липовых» бюллетеней за победившего кандидата.

Сами выборы президента школы проходили раньше, в ходе еще одной лицейской игры «Политика».

Эта игра дает представление о том, насколько на всю нашу жизнь влияет политика и почему за руководящие государственные и политические должности ведется такая жесткая борьба. У нас есть партии, которые презентуют своих лидеров, создавая им мощный PR и антиPR. Предложения, как и в жизни, — от популистских до вполне реальных. В итоге победители в течение года отвечают за жизнедеятельность лицейской среды. И если работают плохо, то рискуют уйти с позором, допустим, через тот же суд.

— Помогает ли ваша методика лицеистам приобщиться к общемировой системе ценностей? Если да, то каким образом?

— Хороший уровень знания языков и наличие организаторских способностей позволяют старшеклассникам реализовать себя в ходе международной общеобразовательной программы игры «Модель ООН». Лицей получил право на ее организацию в Украине: ученики имитируют заседание Генеральной Ассамблеи ООН. На заседание съезжаются делегаты со «всех стран мира» — т.е. ученики разных школ. А наши лицеисты представляют центральный орган ООН, дублируют его работу.

В этом году тему заседания «Спорт на благо мира и развития» участники подкрепили демонстрацией своей физической подготовки, завершив игру участием в спортивном пробеге.

— Насколько активно лицеисты участвуют в игровом блоке? Ведь всегда найдутся те, кому это неинтересно.

— Мы не высчитываем проценты. Почему? Представьте, в процессе консервации в приготовленный рассол кладутся огурцы. Все они разной величины, формы, но вкус получается одинаковый. Так же и мы — создаем «культурный рассол» — образовательное пространство, в котором каждый может найти свое место. А когда это пространство создано, то даже те, кто вроде бы занимал наблюдательную позицию, все равно задействованы.

— Как часто покидают ваш лицей и по каким причинам?

— В процессе учебы идет довольно жесткий отсев. В среднем к окончанию школы уходят до двадцати процентов учеников. Лишь немногие — за нарушение школьного устава. И дело даже не в том, что они не справляются, просто раскрываются их основные наклонности. Бывает, что мы не можем донести до ребенка то, что обещали его родителям. Вследствие этого он просто не в состоянии вписаться в нашу систему. В таком случае рекомендуем им поискать учебное заведение, наиболее соответствующее наклонностям ребенка.

— Но ведь лицей — платный. Вы теряете деньги.

— Зато сохраняем имидж. Мы следуем принципам, которые необходимы для честного бизнеса, — за каждое свое слово надо отвечать. Если не можешь выполнить свои же обязательства, то не имеешь права брать деньги. Ведь для нас, как и для родителей, очень важен результат.

— Так в чем же заключается ваша основная миссия?

— Мы не просто подготавливаем ребят к вступлению во взрослую жизнь. Наша задача гораздо шире. И заключается она в формировании определенной категории управленцев, лидеров, которые в состоянии не только вести за собой, но и быть инициаторами принципиально новых стандартов мышления, людей, способных на ментальном уровне создавать новую психологию государства в целом. Причем психологию победителей — которой Украине так недостает.