UA / RU
Поддержать ZN.ua

К ЧУЖИМ ЗА СВОИМ

Педагогика сотрудничества — явление в Украине давно не новое. В послевоенное время ее активно развивал директор Павлышской школы Василий Сухомлинский, убежденный, что ученик должен получать радость от обучения...

Автор: Роман Якель

Педагогика сотрудничества — явление в Украине давно не новое. В послевоенное время ее активно развивал директор Павлышской школы Василий Сухомлинский, убежденный, что ученик должен получать радость от обучения. Школа радости, по этой концепции, достигается только через труд. Василий Сухомлинский в сельской школе на Кировоградщине вместе с детьми на пришкольном участке выращивал цветы, деревья, даже зерновые культуры, в классных комнатах создавал модели сельскохозяйственной техники. Однако при тоталитарной системе такая практика не могла стать нормой воспитания.

Через полстолетия учителя Тернопольской общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением английского языка — победители конкурса, объявленного правительством США и Министерством образования и науки Украины, — поехали за океан изучать формы, в которые может быть воплощена педагогика радости. Учительница английского Татьяна Ткаченко полулегально внедряла ее элементы еще раньше. Тем не менее только после посещения Америки нашла завершенную формулу — «Happy English». Это означает, что вместо страха наказания ученик должен получать радость общения.

«Счастливый» урок английского обычно начинается с того, что учитель предлагает интересное, интригующее выражение. Дети вслух обсуждают его, учатся выслушивать иное мнение, и так возникают неожиданные идеи... Вызывать к доске здесь не заведено, как и в Америке. Заинтересованные ученики сами спешат изложить свои «непричесанные» мысли. Детские итоговые работы — тоже не традиционные произведения по темам, к которым мы привыкли. Это — литература «потока впечатлений» от определенных событий. Разумеется, с применением усвоенных грамматических норм.

Госпожа Ткаченко давно отказалась от текущих оценок: они, по ее мнению, формируют ошибочную мотивацию к обучению. И не записывает в дневник жалобы родителям. «Если я сообщаю им, — говорит учительница, — что их ребенку не удалось одно, то сразу же утешаю успехом в другом. Я даю родителям или ученику положительную установку, лечу «такт-терапией». Инициаторы образовательной реформы распространили эту методику и на другие предметы.

В западных учебных методиках заложено уважение к индивидууму. Каждая личность — ценна и неповторима. Американцы, например, пристально следя за стремительным прогрессированием Японии после войны, поняли и другое: сила общества — не только в индивидуальной свободе, но и в крепости общины. Базовой ценностью их воспитания стало групповое сотрудничество. Тогда в пределах «железного занавеса» принцип коллективного труда обосновал и внедрял Василий Сухомлинский. Он исходил из собственного опыта: ребенок, сумевший помочь другому, не способен на подлость, зло, цинизм. Потребность детской взаимопомощи доказывал и известный педагог эмиграции, профессор Украинского Свободного Университета в Мюнхене Григорий Ващенко. Но советская школа подменила их идеи, навязав дух коллективистской уравниловки: все — как один.

Еще одна участница программы — учительница английского Инна Козак убедилась, что отвергнутые нами ценные достижения отечественной педагогики используют американские педагоги. И теперь мы ездим к чужим за своим.

Госпожа Козак в своей школе настроила детей так: они — единая команда. И посоветовала им сделать необычные визитки, где бы каждый сжато рассказал, какое у него увлечение и что он умеет. Идея так называемых контактных карточек была реализована для того, чтобы дети попытались понять друг друга и могли подружиться. Взаимные шаги навстречу делают их более честными.

Особенностью уроков госпожи Козак стали групповые проекты, когда ученики совместно выпускают журнал, делают художественные коллажи. Здесь найдет дело для себя и более слабый ученик, и отличник. Каждый хочет самовыразиться, похвастаться, на что он способен.

Воспитание радостью, можно сказать, — категория надсоциальная. На том, что «дети в полезных занятиях должны находить удовольствие», акцентировал английский философ и политический деятель Джон Локк еще в XVII столетии. Вызывать у детей положительные эмоции, развивать ощущение нужности себе и другим — все это имеет еще более глубокий смысл в нынешнем обществе, переживающем катаклизмы. Но прежде чем углубиться в чужие образовательные системы, нелишне воспользоваться своими.