UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

На протяжении всей истории своего развития человечество отличалось крайней непоседливостью. Собственно, непоседливостью развитие в значительной степени и обусловливается...

Автор: Александр Артеменко

На протяжении всей истории своего развития человечество отличалось крайней непоседливостью. Собственно, непоседливостью развитие в значительной степени и обусловливается. Стремление к перемене мест, открытию новых земель, познанию неведомого было настолько сильным, что в наши дни в конце каждого исследовательского маршрута путника ожидает туристский кемпинг. Если бы Земля была величиной с Юпитер, то к началу третьего тысячелетия от Рождества Христова на ней, возможно, и остались бы «белые пятна». Но людям досталась слишком маленькая планета.

Как в таких условиях узнать, не утратили ли мы способность жить в гармонии с природой, не оскорбляя ее достижениями своей цивилизации, можем ли противостоять стихии собственными силами и сноровкой, как это делали наши предки?

Повторение пройденного — вот что может дать ответ на этот нелегкий вопрос и уберечь от ошибок.

Первым, кто догадался это сделать, был Тур Хейердал. Но вслед за его бальсовыми плотами и папирусными лодками на поиски истины отправилось множество последователей. Одна из таких международных научно-исследовательских экспедиций готовится сейчас в Украине.

Идея организации научно-исследовательской экспедиции по классическому Волховско- Днепровскому маршруту «из варяг в греки» не нова. В 1987 году санкт-петербуржцами была осуществлена успешная попытка пройти балтийскую часть пути от Санкт-Петербурга до Осло (Норвегия) на двух натурных копиях древних варяжских драккаров. Шесть лет спустя уже норвежцы прошли на драккаре речную часть пути, включая Днепр. А в 1995 году в ознаменование 300-летия российского флота русская ладья «Нево» совершила переход по маршруту Орша—Киев—Одесса— Варна—Стамбул—Пирей. Однако полностью преодолеть древний путь «из варяг в греки» еще никому не удавалось. И только в 2000 году, спустя тысячу лет со времени наивысшего расцвета этого пути, это должно осуществиться.

Не случайно идея экспедиции принадлежит заместителю начальника управления протокольных и массовых мероприятий Днепропетровской областной госадминистрации Сергею Воронову. Ведь он в прошлом моряк, впоследствии стал профессиональным географом и историком. Однако любая интересная идея, особенно в наше время, нуждается в реальной поддержке. И если бы не загорелись ею глава Днепропетровской областной госадминистрации Николай Швец и непосредственный руководитель С.Воронова Валерий Пасичнык, путь от замысла к старту экспедиции стал бы единственным, но непреодолимым препятствием. Но благодаря их совместным усилиям идея превратилась в проект, который в январе 1999 года был зарегистрирован Государственным агентством Украины по авторским и смежным правам.

Согласно проекту, экспедиционный драккар с международным экипажем на борту пройдет путь, бывший некогда единственным средством сообщения между странами Скандинавии и Средиземноморья. Первый этап, который можно назвать «Скандинавским», стартует в Осло. Оттуда судно направится в Копенгаген, затем в Стокгольм и Хельсинки и через 50 суток этап завершится в Санкт-Петербурге. При этом будет покрыто расстояние в 1750 километров. На втором этапе — «Славянском» драккар проследует из Санкт-Петербурга в Новгород, а далее его путь пройдет через Могилев, Киев, Днепропетровск, Одессу и Севастополь, где и завершится у развалин древнего Херсонеса. Расстояние в 2979 километров будет преодолено за 50 суток. И наконец, третий — «Греческий» этап включает посещение Стамбула и Измира (Турция), Афин и Ираклиона (Греция), Анталии (Турция), Лимасола (о. Кипр) и Хайфы (Израиль). Протяженность этого участка пути составляет 2680 километров и на его прохождение отведено 45 суток.

Наверное, и для самих инициаторов экспедиции неожиданностью стал тот резонанс, который вызвала их идея как у нас в стране, так и за рубежом. Помощь и сотрудничество организационному комитету предоставляют Национальная комиссия Украины по вопросам ЮНЕСКО, управление культурного сотрудничества МИД Украины, комитеты Верховной Рады по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений и по вопросам молодежной политики, физической культуры и спорта, Украинский национальный комитет молодежных организаций, управление информации Государственного комитета Украины по туризму, Украинская православная церковь, Всеукраинский клуб путешественников «Киевская Русь», подкомиссия парусного спорта Федерации спортивного туризма Украины, туристический яхт-клуб «Марина», Киевский городской крейсерский яхт-клуб «Фемида». Подключился сюда и созданный согласно недавнему указу Президента Украины Национальный комитет по встрече третьего тысячелетия. Всемерную поддержку оказывают посольства Королевства Норвегии, Королевства Дании и Королевства Швеции в Украине, Финляндии, Турции и Беларуси. В разработке маршрута непосредственное участие принимает всемирно известный путешественник и исследователь Тур Хейердал.

В течение всего путешествия члены экипажа будут принимать участие в торжествах, предстоящих в тех странах, где проходит маршрут. В Осло-фиорде в присутствии королевской семьи состоится церемония благословения старта представителем Ватикана в Скандинавии, а затем праздничное эстрадно-историческое шоу; в Дании экипаж примет участие в торжествах по случаю дня рождения королевы этой страны Маргрет II, а одним из подарков виновнице торжества станет то, что экспедиционный драккар назван в ее честь. Торжественные мероприятия пройдут и в других странах и городах, которые посетит судно. И наконец, в Измире члены экипажа станут участниками церемонии у стен христианской святыни Дом Богородицы, которую проведет римский папа.

Не следует, однако, считать, что экспедиция для ее участников станет сплошным праздником. Большую часть 125-суточного путешествия им предстоит выполнять насыщенную научную программу по максимально возможному воссозданию условий жизни викингов — техника, культура, религия, традиции и обычаи, быт (вплоть до одежды и питания), а также по картографическим и этнографическим исследованиям. Программа медицинских исследований разрабатывается Институтом физиологии имени А.Богомольца АН Украины, Институт географии АН Украины с привлечением Географического общества Великобритании формирует программу картографических исследований побережья, вдоль которого проложен маршрут, изучения его сравнительных характеристик и изменений, этнографическую часть под руководством этнографа и литератора В.Супруненко разрабатывает редакция журнала «Вокруг света».

На отдельных этапах пути планируется участие съемочных групп Юрия Сенкевича, Тура Хейердала, Алена де Левьера (менеджер Жака Ива Кусто) и кинорежиссера Жака Батиста де Панафью.

Долгое время оставался открытым основной организационный вопрос — обеспечение экспедиции плавсредствами. И вот 12 декабря 1999 года от имени Польской национальной яхтенной ассоциации известный ученый и капитан Генрих Вольский передал Сергею Воронову копию древнескандинавского драккара. Таким образом, отпали последние опасения в том, что в середине апреля 2000 года старт может не состояться.

— Днепровцы не впервые выступают зачинателями уникальных исследовательских экспедиций, — рассказывает ведущий инженер Государственной гидрографической службы Украины, президент Всеукраинского клуба путешественников «Киевская Русь» Владимир Логинов. — Именно они впервые подняли флаг Украины на Северном полюсе, но, к сожалению, это событие осталось вне поля зрения украинской общественности. Будет чрезвычайно обидно, если и эту экспедицию постигнет та же участь. Подобного не случится, если ее возьмет под свой патронат Президент Украины Л.Кучма. Мы направили в администрацию Президента письмо с соответствующей просьбой и надеемся на его положительный ответ.

Следует ожидать, что обращение организаторов и участников экспедиции к Президенту будет услышано. Тем более что ее девиз — «В новое тысячелетие — с миром без насилия, с экологически чистой планетой!» — получил одобрение генерального секретаря ООН Коффи Анана и теперь на мачте украинского исследовательского судна с интернациональным экипажем на борту рядом с государственным флагом независимой Украины будет поднят флаг Организации Объединенных Наций.