UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ РОДА, ЗОВУЩЕГО К ПОБЕДЕ

Владимир Родионович Кличко - военный летчик, полковник Вооруженных Сил Украины. За 33 года службы в армии сменил 13 гарнизонов и вырастил двоих сыновей, которых сегодня знает весь мир...

Автор: Юрий Яременко

Владимир Родионович Кличко - военный летчик, полковник Вооруженных Сил Украины. За 33 года службы в армии сменил 13 гарнизонов и вырастил двоих сыновей, которых сегодня знает весь мир. О том, как братья Кличко шли к спортивной славе, об увлечениях будущих чемпионов в детстве - наш разговор с их отцом.

- Владимир Родионович, неоднократно приходилось слышать историю о том, что ваш предок, то ли дед, то ли прадед, обладал уникальными физическими данными, был настоящим богатырем…

- Свою родословную наше семейство ведет со славных времен запорожского казачества. Наш далекий предок был атаманом. Легенда рассказывает, что в одном из боев с турками, в самый критический момент, он своим могучим боевым кличем поднял запорожцев на бой, чем спас их от поражения. После этого случая и получил прозвище Кличко.

В нашем роду все мужчины отличались здоровьем. Деда своего я не помню, но рассказывают, что он был настоящим сельским богатырем - могучего телосложения, гнул руками подковы, кулаком забивал гвозди. Дедушка моей супруги тоже славился богатырской силой. Однажды, возвращаясь с ярмарки, он ударил кулаком строптивую лошадь и убил ее наповал. Затем, как рачительный хозяин, снял с нее шкуру и вместе с седлом нес 10 километров до своего поселка. Отец мой Родион Петрович прошел через все нелегкие испытания Великой Отечественной. Войну закончил командиром роты. После победы остался в строю, служба помотала его по всему бывшему Союзу. Так что походную жизнь я узнал с детства. Может быть, именно поэтому тоже решил стать профессиональным военным.

- А почему же так случилось, что сыновья не пошли по вашему пути? Офицерская династия заканчивается?

- Это не совсем так. После окончания школы Виталий намеревался тоже стать военным летчиком. Но поскольку ростом его Бог не обидел, то в пилоты не подходил - габариты кабины самолета не по нему. Решили попробовать военно-политическое авиационное училище. Виталий очень загорелся этой идеей, поехал поступать, но еще до экзаменов вернулся домой. Видимо, понял, что это не для него. Я не стал настаивать. Затем он пошел на Киевский радиозавод учеником слесаря-инструментальщика. Работал хорошо, старательно. Когда подошло время призыва в армию, Виталия, который к тому времени достиг уже довольно высоких показателей в кикбоксинге, направили служить в спортивный клуб армии. Так как секции кикбоксинга в СКА в то время не было, то он под руководством талантливого тренера Владимира Золотарева стал заниматься боксом. В 90-м году, будучи солдатом, завоевывает титул чемпиона СССР по кикбоксингу, через некоторое время стал чемпионом мира - сначала среди любителей, а затем и среди профессионалов. Младший сын Владимир также во время службы в армии завоевал в Атланте титул олимпийского чемпиона по боксу в супертяжелой весовой категории. Сейчас оба они - офицеры Вооруженных Сил Украины, правда, с недавних пор в запасе. Виталий - старший лейтенант, Володя - лейтенант. Офицерская династия живет и, я надеюсь, будет иметь свое продолжение.

- Как ваши сыновья пришли в «большой» спорт, откуда у них такая воля к победе?

- За свои 33 года службы в армии мне пришлось сменить 13 гарнизонов. Виталий появился на свет в Киргизии, а Володя родился в Казахстане, недалеко от Семипалатинска. Семья вместе со мной пожинала все прелести кочевой армейской жизни. Ребятам каждые год-полтора приходилось менять школу и, соответственно, классный коллектив. Меня отправляют к новому месту службы, и пока я там осваиваюсь, детишки вместе с мамой сбивают ящики, собирают вещи, ремонтируют квартиру. Так что они с детства хорошо знали, что такое труд. Кроме того, с малолетства я их приучал к очень строгой дисциплине - все, что сказано отцом, должно быть выполнено точно и в срок. Дети, как правило, трудились и во время летних каникул. Виталий, к примеру, подрабатывал экскурсоводом в бюро международного туризма «Спутник» - он хорошо знал английский и водил по Киеву группы иностранцев.

С детства у ребят была большая тяга к спорту. Виталий очень увлекся картингом, потом каратэ. Поначалу в каких-то «подпольных» клубах, а затем под руководством замечательного тренера Виктора Чистова стал заниматься кикбоксингом. Очень скоро у него обнаружился в этом виде спорта талант, пошли первые успехи. Володя часто приходил на тренировки старшего брата и вскоре тоже стал выступать на ринге, правда, в качестве боксера. А что касается успехов, то я считаю, что в их основе прежде всего - большой труд.

Характером сыновья очень разные. Виталий всегда был весьма активным, а Володя наоборот - очень спокойный, домашний. Когда он занимался в Броварской школе олимпийского резерва, тренер как-то мне сказал: «Ваш сын будет чемпионом мира в супертяжелом весе». Я тогда не поверил - ну какой может быть чемпион из такого спокойного человека? Но есть у них одна общая черта: оба очень волевые, не любят, когда их пытаются обидеть.

- В повседневной жизни ребята такие же задиристые, как на ринге?

- Что вы, насколько я знаю, они всегда всячески избегали каких-либо конфликтов. Может быть, в этом им помогало ощущение собственной силы? А что касается врагов, в данном случае я не имею в виду противников на ринге, то явных, видимо, нет, а вот скрытые - есть, это точно. И довольно коварные. Накануне Олимпийских игр в Атланте Володя со своим тренером Владимиром Золотаревым поехал на две недели в Крым, чтобы адаптироваться к климатическим условиям Америки. Шли интенсивные тренировки, и вот, спустя неделю, у нас дома раздается звонок. Нам сообщили, что с Володей начало происходить что-то странное: он внезапно слег, обессилел, температурит. Врачи не могут определить, в чем причина и, главное, ничем не в состоянии помочь. Мы с женой потребовали, чтобы его срочно привезли домой. Когда увидели Володю, то сразу не смогли узнать. Он очень изменился: лицо цвета асфальта, глаза закатываются, давление прыгает. Бригада «скорой помощи» трудилась над ним четыре часа, но так и не смогла ничем помочь. Наутро собрался целый консилиум «светил» спортивной медицины - тот же результат. Тогда один из профессоров посоветовал нам пригласить женщину-врача, православную христианку. Когда приехала эта женщина, то сразу сказала: «Надо вести в храм, мальчика отравили. Какая-то девушка подсыпала ему в еду зелье…». Володя был к тому времени настолько слаб, что едва сам смог зайти в церковь. Помогала ему только эта женщина. Были там довольно долго. Домой Володя уже добрался самостоятельно. К вечеру лицо его стало розовым, он начал поправляться.

После этого случая Владимир пообещал: «Если я завоюю титул олимпийского чемпиона, то прямо на ринге стану на колени и перекрещусь». Если вы помните, то впоследствии все так и случилось. К слову сказать, у нас в семье уже давно существует традиция: моя супруга Надежда Ульяновна перед каждым поединком сыновей идет в церковь, молится Богу и ставит свечку.

- Если так случится, что на пути к высшему мировому боксерскому пьедесталу вашим сыновьям придется сойтись в поединке, кто из них станет победителем?

- Я уверен, что такого поединка никогда не будет. Ребята сами приняли такое решение, и мы с супругой их в этом поддержали. Правда, спарринг между ними все-таки однажды был. И не просто спарринг, а, видимо, настоящий бой, в результате которого Володя получил серьезную травму - перелом голени. Виталий нам сразу об этом не сказал, не хотел расстраивать. Сообщил только, что Володя экзамен сдает в институте. И лишь только когда дела пошли на поправку, он признался, что младшенький якобы случайно получил травму. Но в беде брата Виталий не оставил - сам возил на машине из больницы в институт, и Володя, лежа, сдавал письменные экзамены.

- Владимир Родионович, если не секрет, чем вы кормили ребят в детстве, что они выросли такими большими и крепкими?

- Вообще-то они в еде неприхотливы. Любят все, что мама приготовит. На питание мы денег никогда не жалели - у детей всегда были в достатке и овощи, и фрукты. Много лет мы прожили в Средней Азии, и поэтому они очень любят блюда казахской и киргизской национальных кухонь - манты, беляши, самсу. И оба просто обожают пельмени.

- Боксер-профессионал - это достаточно мужественная, даже жестокая профессия. Интересно, а как ваши сыновья относятся к «братьям нашим меньшим»?

- Оба сына с детства любят животных, особенно собак. Во всех гарнизонах, где бы мы ни служили, у них были собаки. Причем самых разных пород. Виталий, когда был маленький, говорил: «Мне нравится, как собака дышит, я люблю даже запах собаки». Уже здесь, в Киеве, взяли щенка бультерьера и назвали его Максом. Он стал любимцем всей семьи, живет у нас шестой год. Макс - отличный боец, чемпион Киевской области по собачьим боям, у него есть медали и грамоты. Так что в нашей семье, по меньшей мере, три чемпиона…