UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ С ВЕТЕРКОМ

Узкоколейка в лесу. Слышится протяжный гудок, и из-за пригорка степенно, с достоинством, шумно вздыхая, появляется пришелец из прошлого — окутанный клубами дыма паровоз с большой красной звездой...

Автор: Алла Котляр

Узкоколейка в лесу. Слышится протяжный гудок, и из-за пригорка степенно, с достоинством, шумно вздыхая, появляется пришелец из прошлого — окутанный клубами дыма паровоз с большой красной звездой. Это живописное видение — не кадр из кинофильма. Паровоз в отличном рабочем состоянии, самый настоящий. Киевская турфирма «Джерело» вот уже двенадцатый год специализируется на организации и проведении ретротуров в нашей стране и за ее пределами. Это единственный украинский и один из немногих в СНГ туроператоров, занимающийся непростым, но очень интересным видом туризма — железнодорожным.

Еще в декабре 1988 г. возникла идея: попробовать силы в довольно популярном на Западе железнодорожном туризме. Робкие шаги в этом направлении начинали делать и в России. Первые ретропутешествия с использованием паровозной техники состоялись в 1988—1990 гг. по странам Балтии, по Белоруссии, Калининградской области (Россия) под лозунгом «Гласность». Изучив этот опыт, ознакомившись с зарубежной периодикой (в мире выпускается огромное количество специализированных журналов для любителей железнодорожного туризма, только в Англии — более 20 наименований), киевские энтузиасты разослали в разные уголки мира письма с информацией о том, что Украина также имеет немалый потенциал в этой области. Хотя ответов пришло всего два — из Германии и Великобритании, появилась уверенность, что железнодорожный туризм — дело вполне реальное. Так и возникло «Джерело».

Для начала необходимо было найти и привести в порядок хотя бы несколько паровозов, которые представляли бы интерес для иностранных туристов-любителей. Они нашлись в одном из локомотивных депо Приднепровской дороги. Списанные «ветераны», ожидавшие под забором отправки на металлолом, — паровозы серии «СУ» Сормовского завода и «ФД» (Феликс Дзержинский) Луганского завода — фирма «Джерело» приобрела, перевезла из Днепропетровска в локомотивное депо Коростеня, где начались восстановительные работы, а затем — в депо «Щорс» Черниговской области — тут паровозам дали вторую жизнь. Никопольский южнотрубный завод изготовил спецкомплекты труб.

Летом 1991 г. «Джерело» организовало первый тур с совершенно особыми остановками — фотостопами. Группа из 56 человек проехала по Юго-Западной железной дороге по маршруту Киев—Житомир—Коростень—Шепетовка—Хмельницкий и обратно в Киев за неделю. Этот тур получил хорошие отзывы в британских специализированных журналах.

Начав разбираться в специфике бизнеса, задумываясь о том, в каких направлениях развивать деятельность, коллектив «Джерела» обнаружил, что у железнодорожного туризма довольно большой рынок. Помимо любителей ретротехники, есть также немало людей, которые путешествуют по железной дороге просто потому, что получают удовольствие от отдыха под стук колес. И им все равно, какой локомотив и на какой тяге тянет состав. Этим людям в первую очередь необходим комфорт, а значит, поезд хотя бы приблизительно должен соответствовать стандартам, к которым они привыкли.

Оказалось также, что среди путешественников немало интересующихся железнодорожным транспортом вообще и городским рельсовым в частности — трамваями, метрополитеном, фуникулерами. Есть также люди, которых привлекают узкоколейки. Нестандартная ширина колеи (600—900 мм) была распространена на территории всего бывшего Советского Союза. Украина по сей день обладает разветвленной сетью узкоколейных железных дорог, например, горные узкоколейки в Карпатском регионе, в Кировоградской области. Детские железные дороги с шириной колеи 750—760 мм сегодня функционируют в Киеве, Донецке, Харькове, Днепропетровске, Львове, Ужгороде, Ривном, Луцке. По всем этим узкоколейкам турфирма начала разрабатывать отдельную программу.

Продолжался поиск новой техники. В середине 90-х гг. к уже имеющимся присоединились паровозы серии «Л» (Лебедянского) и «ЕА» (поставлявшийся в СССР из США). Были восстановлены паровозы серии «3Е», удалось собрать целую коллекцию узкоколейных паровозов — «ГР» (произведен в 1949 году в Карл-Маркс-Штадте, Германия), «КВ» (Венгрия), «К159» (Коломна). Все они находились в распоряжении узкоколейных детских дорог в различных городах. При поддержке «Укрзалізниці» паровозы восстанавливались на базе локомотивного депо «Щорс» и размещались на разных узкоколейках, для демонстрации любителям железнодорожного ретро. Сейчас «Джерело» имеет возможность использовать около 15 паровозов.

При активной поддержке Юго-Западной железной дороги параллельно велись работы по созданию комфортного поезда. Сегодня он состоит из специального дизель-вагона-электростанции, снабжающего весь поезд электроэнергией; вагона с душевыми кабинами и бытовыми помещениями; штабного вагона (для персонала); вагона-ресторана; вагона-бара с видеотехникой; музыкального салона (по сути, концертного зала — с мягкой мебелью, барной стойкой, сценой, декорированной в украинском стиле) и нескольких спальных вагонов для туристов (в каждом по семь купе, душевая, туалет, бытовая комната). Каждый тур, помимо необходимого в любом поезде персонала, сопровождают музыкальный ансамбль, два сотрудника охраны, представитель фирмы «Джерело», переводчик, обязательно врач и шеф-повар, который постарается приготовить любое национальное блюдо. Благодаря «Джерелу» Украину посещают около 400—500 туристов в год — 12—15 туров. Небольшие группы — по 25—35 человек — формируются в основном по интересам. В мае, например, любители оперного искусства посещают украинские оперные театры. В зимний период проводится всего несколько поездок — паровозы ремонтируются. Иностранцев привлекают нестандартные маршруты и культурные программы.

Своеобразный отель на колесах едет туда, куда хотят туристы, лишь бы была железнодорожная колея. Его можно увидеть на Одесской (Цветково, Вапнярка, Христиновка, Погребище), Юго-Западной (Шепетовка, Гречаное, Гусятин), Львовской (Чертков, Коломыя, Коломыя—Рахов—Яремча—Дилятин—Ивано-Франковск, Коростень, Сарны, Ковель) железных дорогах. Эти участки чаще всего используются в турах. Но «Джерело» не ограничивается поездками по железным дорогам Украины. Проводит также туры и по белорусской территории, используя прекрасную коллекцию действующих паровозов локомотивного депо Брест. Фирма сотрудничает практически со всеми регионами России. Многих иностранных туристов привлекает природа Северного Кавказа. Там осталось немало неэлектрифицированных участков, как будто специально предназначенных для паровозной тяги, сохранились уникальные паровозы. При поддержке руководства Северо-Кавказской железной дороги и энтузиастов, организаторов туризма из Ставрополя, Ростова-на-Дону два-четыре тура в год фирма «Джерело» проводит в этом регионе. Разрабатывает совместные программы и с Румынией.

Пересечение границ было бы невозможным без поддержки Госкомитета по охране границы. Поезд «Джерела» нестандартный — он идет вне графика. Туристы не могут, как это бывает на границе, по нескольку часов ожидать исполнения формальностей. И украинские пограничники справляются буквально за 15 минут. Более того, нередко поезд «Джерела» выезжает в Чоп, где ожидает группу, прибывающую из Цюриха поздно ночью. По просьбе туроператора наряд пограничников для проверки паспортов специально выезжает на границу, как только поезд ее пересекает.

В конце каждого тура «Джерело» проводит анкетирование, клиенты пишут свои замечания. Жизнь не стоит на месте, а значит, поезд постоянно необходимо совершенствовать. Обслуживающий персонал, механиков паровоза нужно обучать специально. «Но, пожалуй, самая большая проблема, которую пока не удается решить, возникает при организации некоторых туров, когда «Джерело» арендует паровозы на Северном Кавказе, в Беларуси, — рассказывает директор турфирмы Валентин Пашкевич. — Эти паровозы заходят на территорию Украины буквально на несколько часов, а потом возвращаются. Такие нестандартные случаи действующим законодательством не предусмотрены, необходимо оформлять временный ввоз техники. Эта процедура занимает много времени, требует больших материальных затрат, в результате мы иногда теряем клиентов.

Без контакта с персоналом железных дорог и непосредственно с «Укрзалізницею», чье руководство нас поддерживает, наша деятельность была бы невозможной. Конечно, вклад нашей турфирмы в оборот украинских железных дорог невероятно мал. Но здесь важен не только экономический эффект. Ведь поездка на нашем поезде — как бы визитная карточка украинских железных дорог в целом.

В этом году голландский клуб MVBS предложил «Джерелу» проложить маршрут по Байкало-Амурской магистрали — из Киева до порта Ванино и далее, по узкоколейной железной дороге на Сахалине. Проехать по такому маршруту изъявила желание и группа из западногерманского клуба DGEG. Этот проект осуществится в июле. Поездка займет месяц и десять дней.

Иностранцы хотят получить представление о реальной жизни в Украине — им интересно увидеть свадьбу, побывать в хозяйском доме в глубинке, прикоснуться к народным традициям… Многие обращаются в «Джерело» вновь, чтобы участвовать в новых программах. Они восхищаются обновленным обликом вокзалов, отмечают изменения к лучшему на украинских железных дорогах, говорят о том, что сервис здесь стал качественнее. И в этих преобразованиях большая заслуга «Укрзалізниці».

«Сейчас в туризме сохраняется и превалирует тенденция отправлять украинцев за границу. Мы же занимаемся обратным: иностранцы приезжают в Украину и оставляют здесь деньги, которые так нужны стране. Количество туристов увеличивается каждый год. Пять поездок уже забронировано даже на 2005 год», — отмечает директор «Джерела».