"Жить нужно так, чтобы больше хотелось вспомнить и меньше хотелось забыть".
Так говорил вуйко Дезьо
Троица заполняет и завершает весну. В ней сконцентрировано все эстетическое качество этой поры буйства возрождения и развития Мира. Наш остроумный народ иногда шутит: "Веселый, как кладбище на Зеленые праздники". Когнитивный диссонанс от объединения двух семантических противоположностей "веселый" и "кладбище" лишь подчеркивает царящую эстетическую величественность Троицы над всеми другими проявлениями весны.
Я иду за липой, чтобы украсить ею дом и на стенах - иконы, доставшиеся мне еще от бабы Палажки.
Каждый год, в начале июня, наступает долгожданный миг: на Проспекте начинают цвести катальпы. Собственно, это и не начало, а бурный завершающий аккорд симфонии цвета, которая начинается где-то в апреле.
Сначала цвести начинают вербы. Эстафету от них принимают березы и разные кусты. А по дворам - пьянящий цвет черемухи. А когда молодая листва покрывает все деревья и кусты, вступают каштаны. Они роскошествуют вдоль всего Проспекта, и тогда он с высоты напоминает убранную цветами струну.
Как только свечи каштанов угасают, между домами начинает давать о себе знать акация. Ее не сразу и видно, но медовый аромат заливает все дворы. В такую пору как раз начинают хорошо ловиться сомы на Днестре.
Когда, казалось бы, весна исчерпала свои бесчисленные импровизации, июнь вступает с цветением катальп.
Так с середины апреля и до начала июня Проспект превращается в симфонию цветов, и мы не случайно каждый год становимся свидетелями этого действа. Ибо величественный мастер своего дела именно так сознательно посадил здесь деревья.
Я не знаю, как его звали, но знаю, что Божью искру в душе и в голове этот человек имел. Поэтому, когда прямо под окнами моей кухни расстилает свой цветущий коврик катальпа, мысленно говорю: "Низкий поклон тебе, Мастер!"
Я часто вспоминаю установку бабы Палажки: "Учись, как люди делают. И так делай сам. Потом тебе спасибо скажут". Сегодня я понял, что сам нахожусь в такой же конструкции, но не мне, а я говорю спасибо. От осознания такой транспозиции и своей ответственности в ней мне становится томно.
Я выразительно представил себе еще юный Проспект - без асфальта, без троллейбусов, в кавардаке новостроек - и среди прочего увидел молодого мастера-садовника, знатока паркового дела.
Когда я попытался ощутить его приподнятое творческое состояние, у меня ничего не получилось. Этот не известный мне мастер просто работал и ни на что не отвлекался. Мне стало обидно, что мое искреннее послание признательности пропадет зря.
Но вот из чудом уцелевшего сада, оставшегося от частной застройки, к садовнику подошла старая цыганка и что-то весело ему сказала. Садовник на минутку отложил свои записи и схемы посадок деревьев и тоже пошутил в ответ.
В тот же миг цыганка стала сосредоточенной и, взяв мастера за руку, сказала, что через 50 лет в этом доме на пятом этаже будет стоять на кухне немолодой уже мужчина в трусах, будет смотреть на катальпу и будет благодарить его за хорошую работу.
Непостижимые пространства и времена замкнулись и наполнились: моя благодарность дошла до адресата.
Сейчас, когда мы развиваем Украину, мы должны действовать как тот далекий мастер-садовник, и четко представлять себе образ будущей Украины, чтобы потомки поблагодарили нас.
Образ будущего Украины, сформированный концептуально, должен быть следующим: человек и домохозяйство получают суверенитет над собственным временем.
Когда это произойдет, каждый будет реализовывать что захочет: "садок вишневий коло хати", "пассивный дом", экологическую ферму, "умный дом" и т.п. Это разнообразие возможностей и средств, избранное суверенной волей и обеспеченное государством, и составит образ будущей Украины.
Народ - это мечты, а общество - это воплощение мечтаний. Народ - это представления о справедливости, а государство - это воплощение нациями этого представления в жизнь.
Человек - это координация в мире; вопросы, которые он задает себе, вместе - культура, а народ - это жизнь культуры и ее повседневная практика, которые должны вести к реализации представления человека об успехе.
Я несу веточки липы домой.
Это все - цвет катальпы. Ее чары…
Это все - Троица. Пора ароматных эстетических миражей.
Сам человек уже является поисковым проектом Творца - Замыслом относительно человека. Поэтому любые его собственные усилия по познанию Мира - пусты и излишни. Любительская импровизация при развертывании величественного Сюжета всегда будет выглядеть карикатурой, а ее претензия на содержательность обернется отчаянием - казненной жизнью. Жизнь нужно не разгадывать, а распознавать, реализовывать и наслаждаться ею, безоговорочно доверяя Замыслу и Миру. В этом и проявится полнота воплощения Замысла относительно человека.
Это все не является оценкой в категориях "что хорошо, а что плохо", ибо любознательность, познание и ошибки тоже являются элементом Замысла относительно человека. Все указанное касается приоритетов.
…Я цепляю на гвоздик в косяке первую веточку Зеленых праздников.