Иван Мазепа |
Автор этой публикации по специальности не историк, не литератор и не искусствовед. Но он относится к интересующимся историей, литературой и искусством, особенно историей Украины. Анализируя, изучая период так называемой мазеповщины или украинского сепаратизма, автор предлагает исторические параллели этого исследования, которые, возможно, не во всем совпадают с традиционной точкой зрения, разделяемой многими маститыми историками, литераторами, искусствоведами.
По мнению автора, понимание именно этого исторического периода украинской истории, известного почти всей Европе, крайне важно для каждого украинца.
Развитие государства невозможно без национального самоосознания. Подобное самоосознание присуще всем нациям, создавшим свое государство. И Украина не может быть в этом смысле исключением.
От легенды
до исторического символа
Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы) неподалеку от Белой Церкви, что на Киевщине, в семье украинской шляхты.
Мать — Мария Магдалина — была образованной, смелой и большой патриоткой Украины. Она до конца дней своих (1707 г.) была первой советчицей сына-гетмана, что свидетельствует о ее глубоком интеллекте. Последние 13 лет жизни она была игуменьей Киево-Печерского женского монастыря.
Иван еще с малых лет осваивал езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства превратит в академию. Любимыми авторами Мазепы были Цицерон, Тит Ливий, Тацит.
По окончании коллегии отец Ивана Мазепы Степан-Адам (довольно деловая фигура в свите гетмана Выговского) посылает сына ко двору польского короля пажем, откуда его как талантливого шляхтича направляют в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека, обогатили духовно и политически. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки.
Стройный, невероятно привлекательный внешне, Иван был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским и французским языками, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи. С юных лет и до поздней старости Мазепа владел даром очаровывать людей: короли и цари, воины и казаки, даже духовенство покорялись его привлекательности, не говоря уж о женщинах. Через его жизнь проходит ряд любовных приключений.
Главный герой поэмы Байрона «Мазепа», вспоминая свою молодость, говорит:
Я очень был красив тогда;
Теперь за семьдесят года
Шагнули, — мне ль бояться слов?
Немного мужей и юнцов, —
Вассалов, рыцарей, — со мной
Могли поспорить красотой.
Заклятый враг Мазепы при дворе польского короля, один из многих, кто завидовал успехам украинца, сделал все, чтобы Иван Степанович утратил королевскую благосклонность. В своих «Споминах» (мемуарах) этот мастер пера описал легенду об одном из любовных приключений Мазепы, которая, по мнению автора, должна была навеки опозорить бывшего королевского любимца. Но вышло наоборот...
Легенда эта рассказывала о том, что Мазепа, имея любовницу — жену крупного польского магната, был пойман «на горячем», привязан голышом к дикому коню, который помчал парня по степи из Польши до самой Украины. И хотя эта выдумка была маловероятной, она стала своеобразным символом. Красивая, привлекательная история была подхвачена поэтами, художниками и композиторами, когда настало время восхваления одного из выдающихся гетманов Украины, государственного деятеля, созидателя, покровителя культуры, знатока и мастера литературной нивы.
Европейцы Вольтер (1731 г.), Францишак Госецкий (1732 г.), Анри Констана д’Орвиль (1764 г.), Генрих Бертуха (1812 г.), американец Джон Говард Пейн (1852 г.) — вот лишь несколько авторов, основавших мировую мазепиану. В XIX веке ее пополнили оперы, музыкальные симфонии, этюды, романы, повести, поэмы, художественные полотна.
В Киеве музыкант и композитор Селецкий, знакомый с Листом, Мендельсоном и Мейербером, в своих воспоминаниях пишет, что по предложению Варвары Репниной он хотел создать оперу «Мазепа», либретто к которой должен был написать Шевченко. Но при встрече с поэтом Селецкий настаивал, чтобы либретто было на русском языке. Шевченко не согласился.
В западноевропейской литературе Мазепа, благодаря романтической поэзии, остался легендарным героем. Английский поэт Байрон, французы — писатель и поэт Гюго и живописец Верне, венгерский композитор Лист, используя эту легенду, создали бессмертные произведения, вознесшие своего героя на уровень исторического символа.
«Возможно, когда-то он пригодится родине»
Мир между Украиной и Польшей, как всегда, не был долгим. Опального Мазепу отсылают с польским войском, уже в который раз пошедшим войной на Украину. Но оказавшись у Белой Церкви, Мазепа оставил королевское окружение и поехал на свою родину — в Мазепинцы.
В то время на Украину посягали три могущественных соперника — Польша, Россия и Турция. Каждое из этих государств имело в Украине своего гетмана. Самый знаменитый из них — Петр Дорошенко хотел объединить растерзанную Украину в единое государство при помощи султана. К нему и пришел Мазепа. Образованный, с дипломатическими способностями, он быстро становится комендантом гетманской гвардии, а вскоре — почетным генеральным писарем, то есть главой дипломатического ведомства казачьего государства.
Казачий «министр иностранных дел» Правобережной Украины Иван Степанович Мазепа ведет переговоры с Левобережным гетманом Самойловичем, с турецким султаном и крымским ханом, с московским царем и польским королем, даже с французским — Людовиком XIV. Современниками Мазепы были Корнель, Лафонтен, Буало, Паскаль, Ларошфуко — все они не могли не повлиять на мировоззрение будущего гетмана.
Ларошфуко в одной из своих сентенций говорил: «Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний, а затем осуществлять их поочередно». Руководствуясь этим принципом, молодой Иван Мазепа вступает в брак с богатой вдовой, которая вскоре умирает, оставляя ему большое наследство. Мазепа становится одним из богатейших дидычей (помещиков) Украины. В его имениях насчитывалось более 100 тысяч крестьян.
Украина во второй половине XVII века переживала страшные времена: турки, татары, поляки и московиты нападали на ее земли. Летописец тех времен Величко так описывает этот край: «Многие города и замки опустели, разрушены... Поля опустошены, леса, озера и болота покрыты мхом... На всех дорогах белеют кучи высушенных человеческих черепов...». Богатые и плодородные земли Украины стали пустыней. К тому же одна украинская верхушка тянется к Москве, другая — к Турции, третья — к Польше.
Мазепа так описывает те времена:
Всі покою щиро прагнуть,
Та не в єдин гуж всі тягнуть.
Той направо, той наліво,
А все браття — тото диво!
(Что, к сожалению, остается актуальным в Украине и сегодня...)
В 1674 г. по поручению гетмана Дорошенко Мазепа отправился в Турцию. Он вел небольшой отряд охраны из татар и 15 невольников в качестве дара для хана. В Крыму на этот «дипломатический корпус» напал известный запорожский атаман Иван Сирко. Запорожцы татар перерезали, а невольников освободили. По казачьему кодексу чести считалось наибольшим преступлением выдавать христиан в руки басурман, поэтому Мазепу приговорили к смертной казни. И только красноречие спасло его от смерти. Известно, что под влиянием его речи, которую, к сожалению, не донесла до нас история, Сирко после продолжительных раздумий сказал запорожцам пророческие слова: «Не убивайте его... Возможно, когда-то он пригодится родине». И Сирко передал Мазепу в руки своего союзника, Левобережного пророссийского гетмана Самойловича. Не без московского влияния у Самойловича отнимают гетманскую булаву, отправляют его в Москву, а затем, обвинив в измене по доносу Кочубея, Гамалия и других, ссылают с семьей в Сибирь в Тобольск.
В 1687 году гетманом Украины казачья верхушка выбирает Мазепу, когда ему уже пошел пятый десяток. Избрание гетмана Левобережной Украины состоялось 25 июля (4 августа по новому стилю) на казачьей Раде в полковом поселке Коломак (сейчас поселок в Валкивском районе Харьковской области). При этом были подписаны исторически известные Коломакские статьи, ограничивающие права гетмана, но усиливающие власть российского царизма в Украине. И хотя по этим статьям запрещалось избирать гетмана и назначать казачьих старшин без разрешения царя, все же старшины получали ряд привилегий — нерушимость владения имениями, предоставление сана дворянства и широких полномочий для борьбы с антифеодальными движениями, подавления восстаний «сіроми» и т.п.
Во время выборов гетмана Мазепы по традиции был зачитан договор, подписанный в свое время Богданом Хмельницким и ратифицированный Москвой, где были изложены основные положения отношений между Украиной и Московщиной. Правда, этот договор был несколько искажен и отличался от оригинала, хранящегося только в Москве, поскольку киевский экземпляр сгорел в Киево-Печерской лавре при довольно загадочных обстоятельствах. Как известно, российско-украинский договор 1654 года прежде всего провозглашал военный союз автономии Украины и России против Польши. А через два года (1656 г.) после подписания этого соглашения россияне с поляками подписывают в Вильно сепаратное перемирие без участия Украины, что означало фактически расторжение российско-украинского договора. Говорят, что Богдан Хмельницкий незадолго до своей смерти говорил о необходимости официального разрыва договора. Но смерть гетмана в 1657 году не позволила сделать это. А его преемнику, сыну Юрию (недалекому и безвольному), подсунули фальшивку, ставшую со временем единственным официальным текстом договора, который подписывали все гетманы.
Дополненные и переработанные в Москве статьи российско-украинского соглашения предусматривали уже не военный союз, а полное подчинение Украины Москве, без права вести самостоятельные переговоры, военные действия, почти до согласования с царем кандидатур на должность гетмана, казачьих полковников и т.п. А митрополит Киевский должен был признать власть Московского патриархата. Последнее вообще противоречило всем тогдашним международным нормам и церковным канонам, поскольку украинская церковь была в подчинении Константинополя.
Но вернемся к началу гетманства Мазепы. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана — город Батурин — становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа переписывается со многими европейскими учеными и политическими деятелями, берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета, строит для академии новое трехэтажное здание. Он превращает Черниговский коллегиум в высшую школу-лицей, во многих городах и селах строит за свои средства школы, типографии, церкви. Мазепа восстанавливает монастырь Киево-Печерской лавры, окружив его монументальной стеной с чудесно украшенными воротами в виде церкви. Во времена Мазепы строится множество каменных церквей, в том числе и за средства гетмана. «Собор Мазепин сяє, біліє», — с гордостью писал Тарас Шевченко.
В начале XVIII века, в конце Мазепинского периода, в Украине была одна школа на 1000 жителей (через столетие, в 1875 году — уже одна школа на почти 7000 жителей). Во времена Мазепы (1708 г.) Киево-Могилянская академия насчитывала 2000 спудеев (студентов), но уже в 1709 году их становится 161, а почти через век это количество увеличивается, но всего до 800—1000 человек. Сегодня воскрешенная академия имеет более 2000 студентов. Во времена Мазепы среди слушателей университетов Сорбонны и Праги было много украинцев. Почти вся казачья старшина в Украине имела высшее образование.
Как глава государства Мазепа не отличался кротостью, жестоко расправлялся с врагами и с теми, кто посягал на его власть, власть аристократической верхушки. Он хотел, чтобы Украина была независимой, но его не очень беспокоила судьба бедноты и крестьянства. Поэтому «сірома», восстававшая против московского ярма, против польской шляхты и украинских господ, беспощадно подавлялась. И это одобрял Петр I. Было подавлено восстание во главе с Петриком, предводителем бедноты. В Сибирь сослан фастовский полковник Семен Палий, боровшийся против польского угнетения в Украине.
«Она в объятиях злодея!»
Всем хорошо известно из поэмы Пушкина «Полтава», как расправился Мазепа с отцом своей любимой Мотри (названной в поэме Марией) — высшим судьей Гетманщины Василием Кочубеем, а также со своим давним товарищем полковником Искрой. Правда, не все у гениального поэта соответствует действительности.
Известно, что к написанию «Полтавы» Пушкина подтолкнула поэма Кондратия Рылеева «Войнаровский». Андрей Войнаровский, сын сестры Мазепы, был любимцем бездетного гетмана и разделил с ним судьбу поражения под Полтавой. Войнаровский до 1716 года находил убежище в Западной Европе, а затем был схвачен в Гамбурге по требованию российского резидента и сослан в Сибирь.
В поэме поэта-декабриста образ украинского гетмана является образцом борца за свободу своей родины:
Уж близок час, близка борьба,
Борьба свободы с самовластьем!
И устами Войнаровского поэт говорит о себе и своих единомышленниках по борьбе:
Так мы, свои разрушив цепи,
На глас свободы и вождей,
Ниспровергая все препоны,
Помчались защищать законы
Среди отеческих степей.
Несмотря на неудачу, Мазепа в поэме провозглашает:
Спокоен я в душе своей;
И Петр, и я — мы оба правы:
Как он, и я живу для славы,
Для пользы Родины моей.
Следовательно, К.Рылеев не только уважает Мазепу, но и ставит его в один ряд с Петром.
Совершенно иная точка зрения у Пушкина. В этой теме двух российских поэтов объединяет лишь то, что ни Рылеев, ни Пушкин не назвали свою поэму именем главного героя. Такое название обязательно заблокировала бы царская цензура. Но два поэта, живя в одно и то же время, по-разному восприняли поступки гетмана Украины. Для одного из них Мазепа был почти единомышленником, для другого — предателем, врагом и преступником.
В предисловии к первому изданию «Полтавы» Пушкин, недвусмысленно намекая на Рылеева, пишет об образе Мазепы: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого».
Автор «Полтавы» пишет о гетмане довольно пренебрежительно. Почти десять раз он называет Мазепу «злодей» и «враг» или даже «мощный злодей» и «мощный враг». Но характерно, что в переводах поэмы на украинский язык А.Малышко и М.Рыльскому удалось избежать почти всех пушкинских, мягко говоря, неодобрительных эпитетов в адрес гетмана.
Вот несколько примеров:
А.Пушкин, А.Малишко и М.Рыльский
— Она в объятиях злодея! — Іван Мазепа — він із нею!
— Донос на мощного злодея... — Донос на владаря лихого...
— ... Не дремлет — Не має
Его коварная душа... Спокою гетьмана душа...
— В груди кипучий яд нося, — У чорній тузі сам один
В светлице гетман заперся... Замкнувся у світлиці він...
— Теперь он мощный враг Петра... — І ополчився на Петра...
— И где ж Мазепа? Где злодей? — І де ж Мазепа? Як з очей...
— Забыт Мазепа с давних пор... — Мазепа ніби зник у тьму...
Вот так — «зник у тьму», а не забыт.
И теперь мне становится ясно, почему Рылеев и остальные декабристы даже и не думали привлекать Пушкина в свое общество. Как теперь сказали бы, у них были большие идейные расхождения. Если для Рылеева борьба за свободу понималась широко, как необходимость не только для российского народа, то для Пушкина на первом месте была Российская империя, а потом уже — свобода. В «Полтаве» поэт говорит:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
И, как видим, пророчество поэта о том, что будут помнить только Петра, а Мазепу забудут, не сбылось. В 1994 году на Киевщине в Мазепинцах был открыт памятник гетману. Пушкин не стал здесь провидцем. И благородный Рылеев, хоть и не был столь же гениальным поэтом, оказался более прозорливым, когда писал об Украине:
Еще, быть может, друг народа,
Спасет несчастных земляков,
И, достояние отцов,
Воскреснет прежняя свобода!
В «Отрывках и заметках» Кондратий Федорович так характеризует гетмана (как по мне, довольно объективно): «Для Мазепы, кажется, ничего не было священным, кроме цели, к которой стремился: ни уважение, оказываемое ему Петром, ни самые благодеяния, излитые на него сим великим монархом, ничто не могло отвратить его от измены. Хитрость в высочайшей степени, даже самое коварство почитал он средствами, дозволенными на пути к оной...»
А эта цель, как известно, была — свободное государство Украина.
Измена Мазепы
На третьем десятке лет своего гетманства Мазепа убедился, что ни верная служба царю, ни выполнение договорных обязательств не обеспечивают Украине свободного существования. Крепнущая империя так или иначе все больше и больше затягивает свои сети, вмешивается в украинскую государственность как политически, так и экономически, считая Украину лишь источником для обогащения империи, перекачивания ее природных богатств, рабочей силы, умов и талантов.
В 1708 году российская армия, укрепленная количественно и качественно, располагается на украинских землях, грабя крестьян, имеют место случаи насилия, изнасилований, вызывающие недовольство всего украинского народа, казачьей старшины. Обращения Мазепы к царю по этому поводу остаются без ответа или же наталкиваются на безответственные обещания.
Меншиков, этот неграмотный царский приспешник, талантливый невежда, находясь на территории Украины, в Киеве, свысока относится к образованной казачьей верхушке, включая гетмана, постоянно подчеркивая превосходство силы, а не ума. Он отдает приказы казачьим полковникам в обход гетмана.
Касаясь моральной стороны соответствующего поведения Мазепы, следует отметить, что нарушение соглашений власть имущими в те времена было такой же нормой, как и заключение этих соглашений. Не раз предавали украинцев поляки и россияне, турки и татары, да и украинцы часто вынуждены были идти на подобную измену. Среди многих авторов Запада любимцем Мазепы был Макиавелли — итальянский политик и писатель конца XV и начала XVI века, считавший, что ради укрепления государства допустимы любые средства, даже аморальные.
Поняв, что победа Петра I только ускорит процесс уничтожения украинской государственности, но никак его не остановит, Мазепа принимает историческое решение перейти на сторону шведов. Последние обещают Украине полную самостоятельность.
Тайные переговоры, которые Мазепа вел с поляками и шведами еще в 1705—1706 гг., закончились соглашением между Украиной и Швецией. Вот одна из статей этого соглашения: «Все то, что было завоевано на давних московских владениях, будет принадлежать в соответствии с правом военным тому, кто займет это как победитель. И все то, что будет признано бывшей собственностью украинского народа, будет передано или сохранено для украинского княжества».
Поэтому шведское войско, войдя на территорию Украины, вело себя дружественно, уважало жителей, платило за еду, фураж. И в ноябре 1708 года Мазепа с 4-тысячным войском объединился со шведским королем. К ним присоединилась и часть запорожцев (8 тысяч казаков) во главе с кошевым атаманом Костем Гордиенко.
Петр с Меншиковым развернули в Украине большой террор против сторонников Мазепы. Царь заставлял украинское духовенство провозглашать анафему Мазепе.
Началась суровая холодная зима 1708—1709 гг. Начались страшные времена для Украины. А летом 1709 года фортуна повернулась к Мазепе спиной. И как писал Байрон:
Он стих — полтавский страшный бой,
Когда был счастьем кинут Швед;
Вокруг полки лежат грядой:
Им битв и крови больше нет.
Победный лавр и власть войны
(Что лгут, как раб их, человек)
Ушли к Царю, и спасены
Валы Москвы...
Молодость 27-летнего Карла XII и опыт 70-летнего Мазепы были побеждены зрелостью и настойчивостью 37-летнего царя Петра I. О талантливости этих фигур я не говорю — была присуща всем троим. Поражение Карла и Мазепы можно объяснить несколькими причинами — это и ранение короля, и ослабленность шведского войска (30 тысяч шведов и казаков против почти 60 тысяч российских воинов), недооценка высокого уровня подготовки противника, неподдержка Мазепы большинством казачьих полковников, для которых было неожиданным изменение гетманом пророссийской ориентации и, наконец, непонимание украинским народом стратегии аристократической гетманской верхушки. Не последнюю роль сыграли и церковники. Ведь считалось, что московиты, православные, — братья по духу, а поляки и шведы — католики и протестанты — особенно заклятые враги православия.
Дальнейшие события подтвердили правильность выводов, сделанных Мазепой накануне полтавской баталии.
После Мазепы в Украине приходят в упадок наука и культура, большинство украинцев становятся неграмотными. Россия стремится создать огнем и мечом крепкое государство как правопреемник Киевской Руси — поэтому Киев должен ей подчиниться. Москва рассматривала Украину только в качестве мостика к Западной Европе.
Признавая превосходство украинской культуры, Московское царство, превращаясь в Российскую империю, разнообразными запретами и ущемлениями целеустремленно подчиняет Киев политически и экономически. Наиболее активно это делал Петр I, а завершила Екатерина II. Поэтому можно сказать, что последний поступок гетмана Мазепы история оправдала.
Возрождение любви
Почти триста лет замалчивались времена гетманщины в Украине. Почти неизвестной была жизнь одного из знаменитейших гетманов, неизвестной на родине. Европа, как уже отмечалось, знала о Мазепе по произведениям Вольтера, Словацкого, по одноименным поэмам Виктора Гюго и Байрона, по музыкальной поэме Листа, по истории Петра Первого, вышедшей на немецком языке, где Мазепе был посвящен целый раздел. Произведения о Мазепе в России назывались то «Полтава», то «Войнаровский». Только Чайковский отважился назвать свою оперу «Мазепа», но украинский гетман предстает в ней больше в образе старого лукавого любовника, чем государственного деятеля.
Итак, Европа Мазепу знала. Но было ей известно и о том,
Як Батурин славний —
Москва вночі запалила,
Чечеля убила,
І малого, і старого
В Сейму потопила.
Валялись трупы «у самих палатах Мазепиних... зарізані», «нікому в Батурині було поховати» — так описал Шевченко расправу князя Меншикова над защитниками европейского города Батурина, где осенью 1708 года все было стерто с лица земли, а 12 тысяч жителей, от старого до малого — вырезаны. Так приказал Петр I отплатить украинскому народу за его свободолюбие и стремление к самостоятельности.
Также несколько раз была разрушена Запорожская Сечь — одна из самых демократических республик в Европе, очаг украинских вольностей в течение веков. Запрещен украинский язык. Этот мелодичный, красивый язык стали называть «мужичьим, языком пастухов и свинопасов». К сожалению, созданное империей «клише» об украинской «мове» живет доныне.
Но благодаря Котляревскому, Квитке-Основьяненко, Шевченко «вона знову оживає і сміється знову». Стихи и рассказы, думы и песни сохранили украинский язык.
В 1994 году в Харькове издана поэма Ивана Перепеляка «Последняя любовь гетмана», в которой, наконец, раскрыта правда о взаимной любви Мазепы и Мотри Кочубеевны. Как свидетельствуют письма Мазепы — это была взаимная любовь двух душ высоких помыслов. Несмотря на большую разницу в возрасте, Мотря и Мазепа были единомышленниками. Мотря, будучи образованной, с широким мировоззрением, как и Мазепа, мечтала о свободной Украине.
Вместе со своим доносом на Мазепу Кочубей, в качестве доказательства аморальности гетмана, переслал царю его письма к дочери Кочубея, которая была крестницей Мазепы. Поэтому письма и сохранились в московских архивах. Вот одно из них:
«Моя сердечна кохана Мотронько!
Поклін мій віддаю Ваша Милість, моє серденько, а при поклоні посилаю Вашій Милості гостинця — книжечку і обручик діямантовий... За тим цілую уста коралевії, ручки біленькії і всі члонки тільця біленького, моя любенько кохана!»
Ответ 16-летней Мотри, влюбленной в 60-летнего гетмана, мы можем только предположить, что и делает поэт. Вот окончание одного из ее писем:
Я не втоплюся у журбі.
На кращі буду ждати переміни.
Дай, Боже, сили!
Любий, а тобі —
Любить мене, як любиш Україну!
Таким образом, если запорожское казачество сформировало душу украинского народа, а Хмельнитчина вдохновила его на государственность, то Мазепа поднял на высокий уровень интеллект, духовность и национальное самосознание Украины, поставив ее в один ряд с высокоразвитыми европейскими странами.