UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ: БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Древние шумеры еще 5 тысячелетий тому назад имели свое представление об изобретении письменности - подтверждением этому служит сохранившаяся с тех времен история о гонце царя Урука...

Автор: Лариса Александрова

Древние шумеры еще 5 тысячелетий тому назад имели свое представление об изобретении письменности - подтверждением этому служит сохранившаяся с тех времен история о гонце царя Урука. Проделав долгий путь ко двору правителя, гонец был настолько измучен путешествием, что был не в состоянии даже вымолвить слово. Тогда мудрый царь нашел выход из положения: он замесил глину и записал содержание своего следующего послания на табличке.

В шумерском эпосе это достижение было зафиксировано следующим образом: «До этого времени письма на глине еще не было, но теперь, с восходом солнца, оно возникло. Царь Куллабы (Урук) записал слова на глиняной табличке, так это было!»

Эта незамысловатая легенда, пересказанная одним из участников недавнего симпозиума в Пенсильванском университете, посвященного истории происхождения письменности, одновременно и позабавила, и расстроила ученых. Лишний раз миф самих шумеров, по некоторым гипотезам являющихся первым народом, обладавшим системой письма, напомнил им весьма печальный факт. Вопрос о том, каким образом и почему изобретение письменности повлияло на великое разделение культуры человечества на доисторический и исторический период, остается не решенным, и помощи в его решении ждать неоткуда.

Археологи, историки и другие ученые, участвовавшие в симпозиуме, скептически улыбались, считая нелепостью тот факт, что царь писал письмо, которое его адресату не под силу было прочесть. Под сомнение ставилась и возможность прямой передачи речи в ранней письменности. Вероятнее всего, письмо стало развиваться как отдельная, использующая символы особая коммуникативная система, подобная живописи и скульптуре, которая в дальнейшем слилась с устной речью.

Однако дошедшая до нас история свидетельствует о том, что шумеры, жившие в Месопотамии, в долине рек Тигра и Евфрата, на территории нынешнего южного Ирака, вполне осознавали преобразующую функцию письма. Организатор симпозиума и директор Центра исследований Древнего мира д-р Холли Питтман заметила, что письменность «возникла из необходимости накапливать информацию и передавать ее за пределы человеческой памяти и границы времени и пространства».

В процессе обмена теориями и новыми данными ученые признали, что пока нет исчерпывающего ответа на самый важный вопрос - как и почему развивалась письменность. Многие из участников симпозиума благосклонно отнеслись к общим рассуждениям о происхождении письма как разновидности изобразительного искусства - пиктограмм окружающих предметов, постепенно превращавшихся во все более абстрактные символы, обозначающие предметы, названия и в конце концов слова речи. Такие взгляды пришли в противоречие с широко распространенной в археологической среде теорией о происхождении письма из кусочков глины различного размера и формы, которые шумерские счетоводы использовали в качестве символов при подсчете поголовья скота и запасов зерна.

Учеными также отмечалось отсутствие конкретного ответа на вопрос, была ли письменность изобретена лишь однажды, а затем распространилась везде или она возникала независимо несколько раз в различных местах, таких, как Египет, долина реки Инд, Китай, а также на родине индейцев Майя в Мексике и Центральной Америке.

Археологические находки свидетельствуют о том, что шумерские горожане первыми изобрели письменность в 3200 или 3300 гг. до н.э. Этим периодом датируются многие глиняные дощечки с протоклинописным шрифтом, обнаруженные на месте древнего города Урук. На табличках были изображены символы имен людей, географических названий мест и предметов торговли. Постепенно шумерское письмо переходило от пиктографического к абстрактному, однако для того, чтобы оно стало отражением устной речи, потребовалось не менее пяти веков.

Египетские иероглифы настолько отличны от шумерской клинописи, что, по мнению ученых, они, скорее всего, были изобретены независимо. Возможно, только сама идея создания системы письма могла быть заимствована египтянами у шумеров, с которыми у них были контакты в Сирии.

В любом случае процесс создания письменности получил дальнейшее развитие в начале третьего тысячелетия до н.э. Под влиянием ранней клинописи своих шумерских соседей, проживающие в южных районах Ирана эламиты и заложили основы своего письма, затем оно появилось в долине реки Инд, на территории нынешнего Пакистана и западной Индии, потом в Сирии и на острове Крит, а также в некоторых частях Турции. Возникновение письменности в Китае относится к концу второго тысячелетия до н.э., а в Центральной Америке - к первому тысячелетию до н.э.

Ранее археологи считали, что нерасшифрованное письмо долины Инда, датированное около 2500 годом до н.э., частично обязано своим появлением торговым связям с Месопотамией. Однако недавние раскопки руин древнего города Хараппа дают повод предположить более раннее и независимое происхождение этого письма.

Но на симпозиуме прозвучало предостережение археолога Грегори Л. Поссела из Пенсильванского университета о поспешности подобных выводов. Он заявил, что необходимо быть предельно внимательным, чтобы не спутать символы зарождающегося письма с, например, обычными метками гончаров, используемыми последними в своей работе.

Ученые пришли к выводу, что независимыми изобретениями можно считать только шумерскую, китайскую и месопотамскую письменности. Но и у этого мнения нашлись свои оппоненты. Так, профессор китайского языка Виктор Мэр придерживается мнения о том, что в китайскую систему письма внесли неоспоримый вклад письменности Западной Азии и Европы. В своем докладе ученый привел примеры поразительного соответствия между китайским шрифтом и 22 буквами финикийского алфавита, а также символами западного образца на гончарных изделиях и телах мумий, обнаруженных в пустыне на западе Китая. Последние находки мумий, облаченных в одеяния из западных тканей и имеющих черты лиц жителей Кавказа, подсказали догадку о существовании внешнего влияния на китайскую культуру в первом и втором тысячелетии до н.э. Ранее археологами уже было установлено, что в Китай с Запада пришли колесница и бронзовая металлургия.

Специалист в области шумерской клинописи Петер Дамеров из Берлинского института истории науки Макса Планка считает, что независимо от взаимного влияния систем письма различных культур их разнообразие демонстрирует, что письменность в процессе своего развития приобретает значительную степень свободы и необходимую гибкость, приспосабливая кодовую систему к характерным особенностям языка, который она представляет.

По словам Дамерова, новые исследования ранней шумерской клинописи бросают вызов традиционным взглядам, согласно которым письмо обязательно возникало как некое изображение слов с помощью рисунков. Однако структуры раннего шумерского письма, например, не соответствовали синтаксису языка. По сравнению с устной речью протоклинопись была строго регламентированной системой, которая оперировала в большей степени списками и категориями, а не предложениями и повествованиями.

Что же касается шумерской клинописи, то в результате долгих дискуссий лингвисты и археологи сошлись во мнении, что в ее развитии было две стадии. На первом этапе клинопись была новым, но весьма ограниченным средством записи экономической информации, а на втором - кодированием устной речи для передачи ее в виде рассказов, аргументов, описаний или посланий от одного правителя другому.

Даже в этом случае человечеством был пройден очень долгий путь от возникновения письма до действительно грамотного общества. Многие ученые отмечали, что правители древности не умели ни писать, ни читать; в своих посланиях, подсчетах и повествованиях они всецело полагались на своих писцов. В Египте самые ранние иероглифы высекались в местах, недоступных общественному взору - высоко на пирамидах или глубоко в усыпальницах.

В этом случае, по словам Паскаля Верну из Парижского университета, раннее письмо не выполняло административных функций. Оно было скорее религиозным и идеологическим способом создания и описания мира в таком виде, как его хотела видеть правящая элита.

Петр Михаловски, профессор из Университета штата Мичиган, считает, что раннее клинописное письмо кардинально отличается от всего, предшествовавшего ему, олицетворяя полный разрыв с прошлым. Несомненно, клинопись служила для накопления, сохранения и передачи информации, однако она стала также и новым инструментом власти.

«Вероятно, на мои взгляды оказало влияние то, что я вырос в сталинской Польше, - продолжает Михаловски, - но я полагаю, что принуждение и контроль были первыми важными функциями раннего письма, новым способом осуществления контроля над жизнью людей».