UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТОРИЯ ОДНОЙ «ИСТОРИИ...»

Есть все основания полагать, что, благодаря этой статье, премьер-министр Евгений Кириллович Марчук прочтет обращенную к нему дарственную надпись раньше, чем в оригинале, который едет к нему из вечного Рима...

Автор: Ирина Борусовская

Есть все основания полагать, что, благодаря этой статье, премьер-министр Евгений Кириллович Марчук прочтет обращенную к нему дарственную надпись раньше, чем в оригинале, который едет к нему из вечного Рима. «Високо й щиро оцінюючи шляхетне бажання віднайти і зберегти документи духовної та наукової спадщини Блаженнішого Патріярха Йосифа, ми, видавці Творів Блаженнішого, від імені Українського Католицького Університету з вдячності за Ваше старання і труд даруємо Вам на велику пам'ятку перший виданий том його нарису Історії Української Церкви, який писав він на засланні. ... Спасибі Вам велике від нас за Вашу дбайливість і зрозуміння до таких документів і матеріялів, які є свідченням минулого для будування нашого великого майбутнього. Хай Бог благословить Вашу працю для розбудови нашої Державності» - такими словами благодарят бывшего председателя Службы национальной безопасности Украины составители и издатели «Истории Вселенской Церкви на Украине», сочинения митрополита кардинала Иосифа Слипого. Объяснением этой странной связи между кардиналом Слипым и Евгением Кирилловичем Марчуком могут стать слова последнего из его письма к Роману Лубкивскому: «Пересмотрев, согласно вашим просьбам, архивные уголовные дела, мы нашли дополнения к ним, которые действительно имеют большой исторический вес... не только для Украинской Греко-католической Церкви, но и для всей Украины. Среди них хранятся собственноручная рукопись кардинала И.Слипого под названием «История Вселенской Церкви на Украине» объемом приблизительно в 2 тысячи листов и ее копия, сделанная другими лицами».

Под заглавием на лицевой странице вышедшей книги - слова «Архів Служби безпеки України н.63258». За этой казенной надписью кроется один из немаловажных секретов политики советского правительства в послевоенные годы: как подтверждают сами документы из уголовного дела митрополита Иосифа Слипого, «История Вселенской Церкви на Украине» была написана по заказу Министерства внутренних дел СССР.

Эта странная история началась после восьми лет жестокого обхождения, голода, холода и лагерей. Митрополит Слипый прошел через Харьков и Москву по сибирским лагерям до Свердловска, Вятки, Печеры и других местностей, а последние годы провел в Мордовии в Темняковских лагерях. В 1953 году он «отпраздновал» 8 лет каторги и узнал о смерти Сталина. Именно тогда и прибыли к нему два представителя из МВД, которые отвезли его в Москву и даже разместили в гостинице. Такое любезное обхождение было вызвано большим интересом к Иосифу Слипому со стороны самого правительства: Советский Союз намеревался возобновить дипломатические отношения с Ватиканом. Вот тут-то и пригодился арестованный греко-католический митрополит, которому в беседе на площади Дзержинского было обещано принятие недействительности Львовского собора 1946 года, прекращавшего существование Греко-католической церкви, а ему лично - признание его митрополитом и даже кардиналом. Вдобавок к требованию содействия по восстановлению нормальных связей с Ватиканом была сделана еще одна просьба - написать историю Церкви в духе веры, а не безбожья, объясняя основы религии, для чего митрополиту Слипому была предоставлена возможность работать в исторической библиотеке

им.Ленина в Москве.

Но письмо митрополита к Папе, которое должно было объяснить новую позицию Советского Союза, так и не было отправлено, и о сближении с Ватиканом больше не говорилось. Смерть Берии выбила из колеи долгожданные изменения, и все вернулось на круги своя: высокопоставленные чиновники из министерства снова вызвали Иосифа Слипого в кабинет и на сей раз потребовали совершенно противоположного - отречься от Папы, на что получили категорический отказ митрополита. Итак, с обещанием того, что через какое-то время к нему приедут для последующих переговоров, митрополит Слипый вернулся не во Львов, а срочно отбыл в очередную дальнюю командировку - на сей раз в Маклаковский дом инвалидов над Енисеем. Именно там сначала он написал введение в «Историю...», где указывал на причины ее возникновения, то есть на заказ МВД, а впоследствии и всю работу, несмотря на «строжайший запрет проводить какую-либо деятельность по возрождению униатской церкви». Митрополит Слипый работал по 10 часов в день, и уже в 1955 году был закончен первый том, который, как и все последующие, на долгие годы пополнил богатое собрание сочинений под названием «Дело № 87».

При жизни митрополит Иосиф Слипый так и не увидел в печати своей полной работы. Освободиться ему удалось только в 1963 году. Во время первой сессии II Ватиканского Собора в 1962 г. 15 украинских епископов потребовали приезда Львовского митрополита Иосифа Слипого на Собор, а немного спустя, в феврале, после переговоров Апостольского Престола с правительством СССР, благодаря вмешательству Папы Иоанна XXIII, который был лично знаком с митрополитом Шептицким, будущий кардинал покинул Сибирь и прибыл в Рим. Так, 14 апреля 1963 года, после 18 лет заключения, митрополит Слипый отпраздновал свою первую Пасху на воле. А политическая необходимость восстановления нормальных отношений с Ватиканом вынудила правительство СССР прибегнуть к новым попыткам осуществления этого плана. Так, в период правления Иоанна XXIII, в марте 1963 года, к нему тайно приезжал сам зять Никиты Хрущева, Алексей Аджубей, в то время главный редактор «Известий». Быть может, отношения с Ватиканом были бы восстановлены еще в те времена, но помешала тому смерть Папы Иоанна и очередная смена политической верхушки в СССР.

Многие годы спустя, в период реабилитации жертв репрессий Служба национальной безопасности Украины подарила нам возможность познакомиться с этим важнейшим не только для Украинской греко-католической церкви, но и для самой истории Украины трудом. В 1992 году усилиями заведующего отделом древней украинской литературы Института литературы им.Т.Г.Шевченко НАНУ, профессора Олексы Мишанича были сделаны фотокопии для подготовки этой многострадальной работы к ее первому изданию, а отец Иван Хома и отец Иван Музычка из Украинского католического университета им. св.Климентия подготовили ее выход в свет.

Четвертый том «Истории...», вышедший в эти дни, рассматривает период от Флорентийской до Берестейской унии, 400-летие которой будет праздноваться в июле этого года. Сегодня, как никогда, эта книга актуальна, потому что ее лейтмотивом является идея единства и общности всех христиан, независимо от их принадлежности к той или иной Христовой церкви. Сегодня, по просьбе самого митрополита Иосифа Слипого, тело его покоится в Соборе св.Юра во Львове, и его книга тоже возвращается в Украину, туда, где ее Родина, туда, где наконец без присмотра Министерства внутренних дел становится возможным воссоединение всех христиан, потому что это величайшее дело - только в их руках.