UA / RU
Поддержать ZN.ua

История грязи

Да здравствует мыло душистое!

Автор: Лилия Соколова

Летом чаще приходят мысли о гигиене, особенно чужой, особенно в жаркие дни, особенно в переполненном транспорте. Мыться или не мыться, вопрос, на первый взгляд, странный, но было время, когда не мылись. Точнее, отношение к чистоте в разные времена было разное.

Известна любовь древних греков к индивидуальным купелям. И древних римлян - к общественным. Первые термы появились здесь в III веке до н.э. В огромных залах, куда имел доступ каждый, за символическую плату, можно было не только попотеть, покупаться, но и позаниматься спортом, почитать, встретиться с приятелями, воспользоваться услугами массажистки и т.д. Среди голых тел не имела значение социальная позиция, восторгала красота тела, а откормленные брюшки вызывали добродушные насмешки.

Однако, культ бань с распространением христианства стал соотноситься с язычеством и грехом. Христианский мир стал думать о чистоте души и игнорировать тело. Начиная с III века тела крайних аскетов не видели воды вообще. Живший на переломе IV и V веков Героним утверждал, что тот, кого очистил крест, не должен мыться снова. Кроме как ритуальным смачиванием пальцев в святой воде при входе в костел, единственным контактом человека с водой было омовение трупа перед захоронением. Об этом, в частности, пишет в книге «История грязи» Катрин Ашенбург. Историк указывает, однако, что окончательный конец водным удовольствиям положила не церковь, а чума, в XIV-XV веках уничтожившая треть населения Европы. В 1348 году король Филипп IV приказал парижским ученым исследовать причины напасти. По их мнению, виновато было мытье. Заявили, что в особенности теплая вода грозит тяжкими хворями: размягчает тело, и к человеку сильнее цепляется зараза. Бани закрывались, а «бледная смерть», между тем, собирала еще большее жниво. В 1538 году Эразм писал: «Это чума научила нас обходиться без воды». Наступил наигрязнейший период в Европе. С середины XVI до середины XVIII века даже в богатых европейских резиденциях, оснащенных роскошными фонтанами, вода не имела никакого контакта с кожей человека.

Еду к тебе - не мойся

Аристократия тех времен была так же грязна, как и крестьяне. Генрих IV говорят, «благоухал» невыносимо, впрочем, как и его сын, Людовик XIII. Обильно потел Людовик XIV, к тому же чрезвычайно любивший физические упражнения. Но он нашел способ выглядеть чистым: просто менял рубашки несколько раз на дню и полоскал рот вином. Король-Солнце (так его называли) считался в чистоте педантом, с его подачи снежно-белая рубашка стала символом свежести. Вошли в моду белые воротнички и манжеты. В живописи, особенно голландской, популярнейшим сюжетом стали сцены со шнурами висящего белья.

В этот период на голове и у мужчин, и у дам под скрывавшими немытые волосы париками водились самые разнообразные насекомые. Это обстоятельство порождало нелепые манеры. Так, вошло в моду носить на груди медальоны с блошками с головы любимых.

Поскольку пахли все, не вонял никто. В Европе природный запах долгое время считался естественным, и, даже, необходимым. Ученые и доктора доказывали, что от купаний мужчины превращаются в евнухов, а женщинам водные процедуры грозят бесплодием. Все должны были пахнуть, как пахнут, и чем сильней, тем лучше. Считалось, что застоявшиеся женские и мужские выделения обладали особой соблазнительной силой.

Женщины, все же, прибегали и к другим ароматам. Прежде всего, пижмы и мускуса, выделяемого из желез животных. Это были тяжелые, всепроникающие запахи, но и они не могли заглушить свои, природные.

Любительницей мускуса была Жозефина Бонапарт. Ее будуар насквозь пропах ним, и говорят, этот запах сохранялся после ее смерти в течение 60 лет. Но Жозефина, если не мылась, иногда, все же, протиралась рисовой мукой (ею очищали и тело, и волосы). Сохранилось письмо великого Бонапарта, писавшего Жозефине с дороги: «Еду к тебе, не мойся».

Возвращение воды

В XVIII веке начали входить в моду морские купания и питьевые минеральные курорты в Англии, Франции, Силезии. Гидротерапию проводил некий Винсент Присниц (от его имени произошло польское «прышниц» - душ). Это курорты способствовали тому, что вода вернулась к людям, сначала, правда, холодная. Ледяной бассейн, считалось, имел лечебные и воспитательные функции.

Первым в своей собственной ванне искупался Людовик XV, а его любовница мадам де Помпадур кроме ванны обзавелась собственным будуаром с туалетом и биде. Ванную комнату с водопроводом одним из первых в своем доме оборудовал Чарльз Диккенс. Теперь стало распространяться новое представление: кожа должна быть чистой, значит, дышать, а купание помогает сохранять здоровье и красоту. Постепенно чистота становилась признаком хорошего происхождения, бедность стала «смердеть».

В середине XIX века начали строить общественные бани и прачечные и для «простых смертных», - отсутствие гигиены среди рабочих приводило к эпидемиям брюшного тифа и холеры. А вскоре началась эра пропаганды всеобщей гигиены. В 1910 году в Европе официально было принято все дома строить с ванными комнатами. Правда, в народе в это время купание считалось делом рискованным, мылись больше по рекомендации врача. Волосы по-прежнему чаще чистили сухим полотенцем или отрубями. Однако, времена и нравы стремительно менялись, и грянула эра мыла и дезодорантов.

Эпоха борьбы с потом

Первый дезодорант появился в США в 1888 году, назвали его MUM 12. Непонятность названия объяснялась тем, что предмет этот считался из категории «стыдливых». И аэрозольный, и шариковый дезодоранты - также изобретение «самой чистоплотной нации» - американцев. Вначале эти, считавшиеся очень интимными предметы гигиены, были призваны избавить человека от запаха его природных выделений. Пользовались при этом дезодорантом на немытое тело. На мытое стали наносить его только к середине ХХ века. Сегодня, вероятно, нет ни одного человека, которого не убедили бы в неприличии собственного естественного запаха. Способствовала этому, конечно, бурно развившаяся отрасль моющих средств и искусственных запахов.

Появилось и нечто особенное, способное сегодня отличить состоятельных людей от обыкновенных, «дезодорантных», - благородные и неповторимые изысканные духи.

Чистоте - да, химии - нет

Забота о здоровье у некоторых людей превращается в навязчивую идею. Сегодня наблюдается другая крайность - неоправданное затыкание пор разной химией. Растет количество людей, страдающих аллергиями, особенно в богатом и цивилизованном мире. Дерматологи все больше выступают против частого мытья, следствием которого становится сухость кожи. Многие душистые мыла содержат антибактериальные препараты. Особенно коварны они для интимной гигиены. Известный украинский иммунолог Георгий Драник отметил, рекламные компании антибактериальных средств добавляют врачам пациентов. Человек должен «носить» на коже определенное количество бактерий, так как они выполняют определенные защитные функции. Свято место пусто не бывает: убери их, и их место займут грибы и аллергены. Нежелательны также пилинги и обтирания грубыми полотенцами, - эти процедуры вызывают микротравмы кожи, лишают нас защитного эпидермиса, облегчают вторжение в организм микробов, которые при неповрежденной коже нам не опасны.

В хаосе реклам, обильно предлагающих разнообразную продукцию косметической промышленности, все отчетливей слышны голоса сторонников возвращения к природе. Речь идет не об отказе от мытья или чистки зубов вообще, а о чрезмерном увлечении химией, косметическими средствами, приводящими к нарушению защитных функций кожи и, как следствие, различным заболеваниям.

Предел чистоты

Широкое рекламирование моющих средств провоцирует среди народа боязнь грязи, микробов и бактерий, приводит к увеличению случаев мизофобии - навязчивого страха загрязнения и заражения, выражающегося в боязни малейшего контакта с окружающими. Некоторые из опасения заразиться не могут пожать другому человеку руку, моют свои руки двадцать раз на дню, принимают по нескольку раз душ.

- У меня, к примеру, есть пациентка, пожилая женщина, - рассказывает киевский психолог Мария Ляхова, - она не пускает своих детей на порог. Откроет им дверь, очень рада их видеть, они ее полностью содержат, носят продукты. Но на порог не пустит и даже ту тряпочку, на которой дети стояли, после их ухода тщательно вытрусит. Целыми днями она моет и трет. Этот страх у таких людей постоянный, живут с таким чувством, что если не сделают (не уберут, не помоют), то просто умрут.

Все мании, считает Мария Николаевна, начинаются от внутреннего дискомфорта. «Всегда это начинается с проблем какого-то круга общения: родители, брат, сестра, друзья. Меня не воспринимают, я чувствую себя не так: в школе, на работе, в обществе. Человек в таком состоянии не может ощутить любовь к себе и любовь свою к миру.»

- Если человек любит чистоту, любит себя понежить, - отмечает Мария Ляхова, - в этом ничего страшного нет, - простое сибаритство. К тому же, и тело необходимо «баловать», иначе оно долго служить не будет. Что касается легкого «заезда» - излишнюю в чистоте щепетильность, выглядит это иногда неприятно, но терпимо. Однако если чистоплотность превосходит границы и превращается в ситуацию: «я не люблю человека, который даже просто проходит мимо», - такое может перерасти в тяжелые расстройства. Сегодня увеличилось количество фобий в контексте легкой шизофрении. Такие состояния становятся особенно частыми, когда повышается напряжение в обществе.