UA / RU
Поддержать ZN.ua

Искусство неспешных разговоров

Человек — творение социальное, и разговор для него — естественное состояние. Особенно это понимаешь, когда кто-то, с кем желаешь пообщаться, вдруг переезжает на другую сторону планеты...

Автор: Тарас Паньо

Человек — творение социальное, и разговор для него — естественное состояние. Особенно это понимаешь, когда кто-то, с кем желаешь пообщаться, вдруг переезжает на другую сторону планеты. Понятно, если это ваш близкий родственник, вам остаются короткие телефонные переговоры, когда хочется сказать все и сразу, однако слова почему-то не складываются, а осознание размеров потенциального счета за разговор мешает расслабиться, вдохнуть как можно глубже и начать нормальный получасовой диалог — по крайней мере стороне, принимающей звонок, а следовательно, «тратящей чужие деньги». Если же это приятель, одноклассник или еще кто-то из «близкого круга», то, несмотря на все обещания и даже героические попытки состоять в переписке (целых два письма с каждой стороны), контакт вскоре обрывается. Несколько упрощает ситуацию электронная почта — не нужно возиться с маркой, конвертом, почтовым ящиком, да и фото удобно присылать. Тем не менее для полноценного общения она не пригодна. Чтобы рассказать о цвете заходящего солнца или вкусе местного пива средствами электронной почты, нужно иметь как минимум писательский (и, с другой стороны, читательский) талант, а диалог с паузами в день-два умели вести разве что наши предки из девятнадцатого века (тогда, правда, паузы затягивались и на месяцы).

«Приблизить даль» еще немного дали возможность интернет-пейджеры — ICQ, Windows Messenger и многочисленные вариации. Однако и они для спокойного общения неидеальны: собеседник — лишь одна из двух десятков иконок, каждая из которых пытается говорить одновременно, при этом что-то загружается в браузере и звонит телефон. Получается спокойное общение в центре автомагистрали с оживленным движением. Причем явно не хватает голоса, того самого, часто передающего как минимум не меньше информации, чем слов. Международные же телефонные переговоры, по крайней мере для большинства наших соотечественников, вещь слишком затратная, чтобы злоупотреблять ею просто ради «а поговорить?».

И вот развитие технологий предлагает нам нечто, претендующее на роль альтернативы непристойно дорогим международным переговорам. Альтернатива называется Skype. Это небольшая бесплатная программа, загрузив которую можно осуществлять передачу голоса между двумя компьютерами, подключенными к Интернету. Программа использует протокол «равный к равному» — то есть прямое соединение абонентов (кстати, на этом принципе базируются и файлообменные сети для передачи фильмов, музыки и иных пиратских действий). Для работы нужны одна из популярных операционных систем, микрофон, наушники (вместо последних можно пользоваться и динамиками, но получается тогда все как-то... неправильно) и подключение к Интернету со скоростью передачи данных хотя бы 33600 килобит в секунду. Хотя, конечно, чем больше скорость — тем лучше. Все легко инсталлируется, запускается и работает на обычной машине в руках средней учености пользователя. И к тому же звонить можно не только на другой компьютер, но и на обычный телефон практически в любой точке планеты — но это уже за деньги, хотя и существенно меньшие, чем при использовании обычного телефона; собственно, этим компания Skype и зарабатывает себе на хлеб. Тем не менее процесс оплаты из наших краев, даже при наличии кредитной карточки, говорят, довольно нетривиален.

Конечно, в передаче голоса с помощью компьютерных сетей нет ничего сверхнового или революционного. Уже продолжительное время существуют функциональные и довольно удобные программы для «телефонии» в локальных сетях. Правда, там все иначе — скорость передачи данных уже давно измеряется мегабитами. Существовала возможность передавать голос и через Интернет — в частности с помощью некоторых интернет-пейджеров. Однако вряд ли кто-нибудь, хоть раз прибегавший к этому на практике, в будущем возвращался к подобной возможности.

Со Skype все иначе. Даже с обычного домашнего компьютера, подключенного к Интернету коммутированной линией (проще говоря — телефоном), во многих случаях удается получить удовлетворительное качество общения. Конечно, есть отставание фразы услышанной от фразы сказанной, но обычно все в пределах пристойности — до двух секунд. Собственно, эти задержки накладывают специфический отпечаток на общение — приходится ждать конца фразы собеседника, не вклиниваясь, иначе в «эфире» может произойти абсолютная путаница. Так что полноценно поссориться не получается. А вообще впечатление — как от обычного телефона: иногда лучше, иногда несколько хуже. Правда, такая относительно радужная картина наблюдается чаще, если АТС, к которой вы подключены, — цифровая. На аналоговых возможны разнообразные варианты — иногда все функционирует почти так же, иногда — к сожалению, никак. И дело не только в том, что пауза для передачи данных недопустимо увеличивается, но и в том, что после определенного предельного снижения скорости звук становится неприемлемым — идут хрипы, скрежет и ничего путного. То ли программа теряет во время пересылки отдельные пакеты — «кусочки» сказанных слов, то ли еще что-то происходит в ее цифровых внутренностях — кто его знает. А вот на выделенных линиях или на широкополосном доступе, который в последнее время, по крайней мере в столице, стал обычным делом, различие Skype и обычной телефонной связи меняет знак. Звук более чистый и четкий, а отставание, спрятавшись уже в десятые доли секунды, просто перестает быть заметным.

Все эти удобства и совершенство не могли не привлечь пользователей, и к этому времени программу скачивали уже 150 миллионов раз, а число зарегистрированных «Skype-номеров» составляет 50 миллионов. Понятно, что очень активно программа распространяется в тех западных краях, где широкополосный доступ к Интернету стал нормой, а коммутированный — архаизмом. Однако на нашей территории особенно сильной стороной технологии является ее бесплатность. В условиях, когда финансовая обеспеченность населения, несмотря на статистический рост, оставляет желать лучшего, а цены на международные переговоры грешат гигантизмом (ни для кого не секрет, что, например, позвонить по телефону из Западной Европы в Украину иногда в несколько раз дешевле, нежели наоборот), ценовой фактор имеет радикальное значение. И если в квартирах единственным «источником Интернета» является телефон, то в офисах все чаще пользуются и выделенными линиями. В конце концов, могут появиться и коммерческие пункты предоставления услуг связи. Другое дело — как у таких пунктов сложатся отношения с телефонным монополистом, не канут ли они туда же, куда несколько лет назад исчезли пионеры IP-телефонии.

Понятно, что даже самая продвинутая технология в одночасье не заменит обычную телефонную связь — хотя бы потому, что количество компьютеров, подключенных к Интернету, да еще и «широко» подключенных, не столь велико, как это подается в бодрых реляциях интернет-провайдеров. Но в условиях острой конкуренции и телефонным компаниям придется подумать над снижением тарифов. Впрочем, простым снижением тарифов дело явно не обойдется — им придется или коренным образом снизить себестоимость своих услуг, или предложить пользователям что-то принципиально новое и безотказно привлекательное (видеосвязь или что-то иное). А иначе — светит им медленное исчезновение, как профессии «барышни-телефонистки» после появления автоматических коммутаторов. Но все это — мелочи жизни, главное — что далекое и далекие становятся хоть немного ближе.