UA / RU
Поддержать ZN.ua

Интервью с Т.Г.Шевченко в Русской Поляне

Приятно въезжать в село Русская Поляна, какое-то оно радостное и ухоженное — и дороги без ухабов, и газоны без чертополоха, кажется, что и майская зелень здесь имеет особый изумрудный оттенок...

Автор: Олег Слепынин

Приятно въезжать в село Русская Поляна, какое-то оно радостное и ухоженное — и дороги без ухабов, и газоны без чертополоха, кажется, что и майская зелень здесь имеет особый изумрудный оттенок.

Маршрутка от Черкасс до центра Русской Поляны долетает минут за 20. Это именно до центра. Потому что в длину село раскинулось на 12 километров. Гости шутят, что пора бы и метро здесь прорыть. Стоит село на самой границе степи и леса. За полосой лесов, вдоль которых раскинулась Русская Поляна, начинаются Ирдынские болота, а за ними Мошенские горы. Первые поселенцы выбрали место с умом: равнина хлебом накормит, а леса, болота и горы от врагов укроют, да и от голода спасут. И Днепр недалеко. В засуху из него когда-то волами воду возили…

Наиболее раннее свидетельство о Русской Поляне содержится в «Люстрациях (описях) владений Речи Посполитой воеводства Киевского, Подольского и Вроцлавского» 1622 года. Вероятно, первые православные поселенцы построили здесь церковь, потому что по документам видим: в 1745-м рядом со старой, древней, закладывалась новая церковь, освящённая в честь Ильи-пророка. Через сто лет, в 1851-м на её месте появилась другая Ильинская церковь, также деревянная и также простоявшая 100 лет. А в 1950 году на том месте жители выстроили кирпичный клуб. Ныне действующая Ильинская церковь выросла из стен старой хаты, купленной церковной общиной в конце 1980-х.

***

На центральную площадь Русской Поляны выходят упомянутый клуб, несколько магазинов, зеленотравный стадион и мемориал, посвящённый Великой Отечественной.

В оперативной сводке Совинформбюро за 29 ноября 1943 г. говорилось: «В районе ЧЕРКАССЫ, на правом берегу ДНЕПРА, наши войска выбили немцев из сильно укреплённых опорных пунктов РУССКАЯ ПОЛЯНА и ДУБИЕВКА. Развивая успех, наши бойцы заняли также населённые пункты БРОДЫ, КИРИЛЛОВКУ и ТЕРНОВКУ. В боях за эти пункты уничтожено до 1.500 гитлеровцев…» О наших потерях не сообщалось. Потом жители сосчитали — при штурме и освобождении Русской Поляны погибло 830 советских бойцов. Их похоронили в трёх братских могилах. На мемориальных досках — огромный список — 686 имён русскополянцев, сложивших головы на фронтах Великой Отечественной.

Я к концу алфавита поразило количество повторяющихся фамилий. Вот только часть на букву «Ш»: Шапран — 24 человека, Шевченко — 30, Шинкаренко — 15…

Среди русскополянцев Шевченко — распространённая фамилия. Сейчас в списке сельсовета 170 человек, есть и трое полных тёзок Кобзаря. Трудно удержаться от искушения и не взять интервью у Тараса Григорьевича.

Ему восемьдесят четвёртый, подвижен, доброжелателен, смешлив, пиджак отягощен медалями и орденами. В армию он попал 15 мая 1941, а 3 мая 1945-го на дымящихся руинах рейхстага оставил надпись «Здесь был Шевченко Тарас Григорьевич». Танкист и специалист по военной иностранной технике; был трижды ранен… Спрашиваю о наиболее ценимой боевой награде. «За отвагу», отвечает. За Курскую дугу.

Его память хранит ещё и ту правду войны, о которой Тарас Григорьевич до сих пор рассказывает со смущённой улыбкой.

«После ранения термитным снарядом (до сих пор на ноге свищ) служил во Втором гвардейском кавалерийском корпусе.

В корпус одно время часто приезжал командующий фронтом Георгий Константинович Жуков. Он был требователен, но порой и очень груб. Однажды я видел, как он генерал-майора Ос-ского — начальника походных пекарен — лупил стеком, это такая тонкая кожаная плётка. Дело было так. Жуков шёл с бригадой танков. Ему срочно нужно было куда-то перекинуть эту бригаду. А Ос-ский со своей техникой выехал и перекрыл шоссейную дорогу, получилась пробка. Жуков на американском бронетранспортёре подскочил, я очевидец, и Ос-ского кожаным стеком… по спине… А машину, загородившую дорогу, — Жуков махнул рукой, подбежала его охрана, — столкнули вместе с людьми с дороги в кювет…» Ну, значит, и стеком прокладывал маршал танкам путь к Победе.

***

Кажется, спокойную тишину сельских улиц вдруг нарушает жутковатый скрип телеги, и мысленным взором ты увидишь на телеге местного Харона, переезжающего от хаты к хате, собирающего умерших. 1200 русскополянцев погибли в голод 1932-1933 годов. Иногда бригада Харона сбрасывала в ямы живых, ослабленных; были случаи людоедства. Время сберегло письмо, датированное 14 мая 1933 года. Жительница Русской Поляны писала сыну, служившему в Красной Армии: «Сообщаю тебе, что люди у нас сильно умирают, совсем мало осталось. До весны, т.е. до нового урожая, вероятно, никого в живых не останется…» Женщина была истощена до такой степени, что и не заметила наступившей весны.

***

Русская Поляна никогда не принадлежала ни одному помещику, а во времена крепостного права здешние земли числились казёнными. В документах 1910 года отмечено, что каждый год на заработки из села уходят 1150 человек. Земли издавна не хватало. Урожайность в начале прошлого века здесь была чудовищно мала — 17 пудов с десятины (два центнера с гектара!), в документах писали: «Пшеница не родит». Поэтому, наверно, во время реформ, проводимых П.Столыпиным, часть семей русскополянцев — Шапраны, Шевченко, Шраменко… — отправились осваивать земли Дальнего Востока. Тогда там и появилась дальневосточная Русская Поляна. А в период освоения целины возникла Русская Поляна на юге Омской области. Теперь это райцентр, так же называется и пограничный переход между Россией и Казахстаном. В Музее целины там можно увидеть такие же серпы и прялки, какие хранятся и в музеях Черкасщины. В украинской Русской Поляне (СТОВ «Заря»), благодаря современным технологиям, «пшеница родит», сейчас её урожайность доходит до 50 центнеров с гектара. Но земли-то, конечно, не прибавилось, и русскополянцы в поисках заработка разъезжаются, как и встарь, по всему свету.

***

Интересно, что в Русской Поляне нет и не было скульптурного Ленина. До войны, по слухам, якобы памятник и стоял. Но почему-то место ни один сторожил указать не может. Однако все знают, где находился (около земской школы) памятник Николаю Второму, разрушенный революцией 1917-го.

Перед клубом недавно был установлен камень, надпись на котором оповещает прохожих, что здесь будет сооружён памятник Т.Г.Шевченко.

Голова сельсовета Андрей Шапран рассказывает об источнике финансирования проекта памятника: «В 2004 году сельсовет Русской Поляны был признан областной конкурсной комиссией лучшим в области. Конкурс не был «дежурным мероприятием», проходил под эгидой облсовета, была серьёзная конкуренция. Мы получили первую премию — 5 тысяч гривен. На сессии сельсовета эту премию мы решили пустить на создание памятника Кобзарю. Сам бюст теперь почти готов, его изваял черкасский скульптор Николай Медуха. К сожалению, сам скульптор недавно умер, рассчитываться за памятник будем с его семьей. Денег теперь почти хватает. Проблема возникла с постаментом. Ведём переговоры с гранитным карьером…

***

По изумрудному полю стадиона носятся с мячом мальчишки. Слышал, заезжие коллеги А. Шапрана удивлялись: «И скамейки на стадионе, да ещё и целые!»

Село самостоятельно, в конце 90-х, не дождавшись государственной помощи, решило проблему газификации. Газом теперь отапливаются и клуб, и обе школы, и больница, и детский сад. В селе более двух тысяч телефонных номеров. На балансе сельсовета 100 км дорог и 70 км водопроводных сетей…

Спрашиваю голову сельсовета о проблемах.

А.Шапран: «Первая проблема — водопроводные сети. Проложены они в 1954 году и с тех пор капитально не ремонтировались. За прошлый год было 89 порывов. В 1954-м часть сетей проложили из асбестоцементных труб, которые теперь запрещены в эксплуатации. Из-за этих труб качество воды не соответствует нормам, их нужно менять. А вторая проблема, которая волнует жителей села, — мусор. Недалеко от нас «Украинская экология» построила завод по утилизации черкасского мусора. У завода юридический адрес — Русская Поляна. Есть и устная договорённость с руководством завода, что они будут забирать к себе наш мусор. Тогда мы сможем закрыть нашу свалку, рекультивировать территорию, улучшить экологическую ситуацию».

Андрей Шапран, судя по всему, не случайно трижды выигрывал альтернативные выборы, а в 1999-м был назван лучшим в области головой сельсовета. При этом за 20 лет он как будто и врагов в селе не нажил. Я спрашивал, не представляясь, нескольких русскополянцев о нём, отвечали с мягкими улыбками: «Хороший». Может, так совпало. Но тут всё на виду. И пять его детей здесь крещены.

Однако, понятно, не без завистников, да и как всем угодить, — в селе свыше 7700 жителей. Вот, например, не всем нравится, что голова сельсовета уклоняется от политических страстей нового века, спокойно объясняя: «Когда-то я был в партии. А вышел до гонений на неё, без шума и сжигания партбилета. Бегать из одного политического лагеря в другой — против моей совести. Для меня уже давно существует одна партия — Русская Поляна».

***

Наши университеты только приступают к созданию и освоению программ по подготовке специалистов в области развития сельских общин. Программы, как правило, составляются на основе зарубежного опыта, который с нашими реалиями имеет не много общего. Поэтому не исключено, что положительный опыт жизни (и выживания) Русской Поляны в конце ХХ — начале ХХI вв. со временем окажется востребованным программами наших вузов.