На днях на телеканале Hallmark демонстрировался фильм «Подростокзвезда» (Teen Star), который в 2004 году стал художественным событием в Канаде и привлек внимание общества к теме детской и подростковой порнографии в Интернете. Другое тревожное сообщение прозвучало в международных новостях ВВС из Австрии: полиция раскрыла сеть продавцов порнографии, распространявших, в частности, и детское порно с насилием. По предварительным данным, насчитывается 2,5 тыс. подозреваемых в этой противоправной деятельности из 77 стран мира, включая Западную и Восточную Европу и США.
Каждая страна борется с этим злом посвоему. Так, в Великобритании даже хранить детскую порнографию — уголовное преступление, а за попытку скачать ее из Интернета налагается штраф, эквивалентный 150 тыс. долларов США. Но даже такие жесткие меры не всегда эффективны.
Вредоносный контент в аудиовизуальном секторе медиапространства возник вместе с такими мощными медиа, как кино, а со временем — и телевидение, которые овладели сознанием и чувствами миллионов зрителей во всех уголках земного шара. Почти одновременно перед обществом возникла угроза демонстрации широкой аудитории сексуально откровенных сцен, порнографии, насилия, жестокости и агрессии.
В 70–80-е годы проблематикой решительно занялись научные сотрудники США и Канады, Западной Европы и Австралии. Исследования выходят за национальные границы. Все больше внимания изучению негативных последствий контента и мерам, которые предотвращали бы его распространение, уделяют международные правительственные и неправительственные организации, в частности ЮНЕСКО.
Совет Европы неоднократно обращал внимание на важность предотвращения показа жестокости, насилия, сексуально откровенных сцен и порнографии с помощью выработки специальных положений в национальных законодательствах стран-членов. Таким образом сформировалась вертикальная система регулирования для кино, телевидения, видео, печатных медиа и видеоигр. Особое внимание уделяется разработке регуляторных инструментов относительно таких правонарушений, как детская и жестокая порнография.
Новые проблемы возникли в связи с невиданными темпами развития Интернета и расширением неконтролируемого доступа к нему детей и подростков. Все предыдущие аудиовизуальные медиа существовали в формате, который не мог преодолеть невидимую, но все же реальную стену между медиумом и аудиторией, хотя уже речь шла об интерактивности.
Другой важной приметой времени является то, что дети и подростки часто идут в авангарде новых процессов — их можно назвать первым диджитальным поколением. Новые медиа и Интернет стали для них средой роста, влияя на социальные, культурные и эмоциональные аспекты развития личности. Разумеется, в разных странах показатели этого включения (e-readiness — электронной готовности) очень отличаются. Так, по данным исследований ученых С.Ливингстоун и М.Робер, в 2004 году каждый десятый ребенок в Англии в возрасте от 9 до11 лет и каждый пятый подросток в возрасте от 12 до 15 лет имели доступ к Интернету в своих спальнях.
Речь идет не только о возможности «пассивного потребления». С распространением диджитализации изменилась сама парадигма определения массово-коммуникационного процесса.
Во-первых, исчезает четкий раздел между СМК, производителями контента и его потребителями или реципиентами. Разнообразие коммуникационных путей дает неслыханное ощущение свободы личности. Ребенок или подросток не понимает, что его действия в киберпространстве могут отслеживаться взрослыми лицами с низменными наклонностями, а общение в чате якобы с ровесником может обернуться сомнительным знакомством, а в дальнейшем — реальной встречей со взрослым извращенцем или преступником.
Но изменение коммуникационной парадигмы состоит не только в этом. Онлайновая среда раскрывает множество возможностей. Дети и подростки превращаются в очень активную возрастную группу потребителей. Они могут сами создавать контент как авторы, музыканты, фотографы, режиссеры и операторы видеофильмов, игроки или, как их называют, геймеры. А также берут на себя другие важные функции — издателей, цензоров, дистрибьюторов и тому подобное. При этом важно указать, что дети во многом превосходят в компьютерных знаниях взрослых, в первую очередь своих родителей.
Одним из примеров такой деятельности является создание блогов — индивидуальных веб-дневников, открытых для публичного доступа и, как правило, ежедневно обновляемых. Контент блога часто носит персонализированный характер и отражает личность его автора. Ребенок или подросток может не только свободно посещать блоги, содержащие вредный для их развития контент, но и создавать их сам.
Еще одна разновидность — моблоги. Это блоги, опубликованные непосредственно с мобильного телефона или другого мобильного устройства, которые часто оперируют визуальными способами, поскольку, как правило, в сотовых телефонах есть цифровые камеры.
Дети и подростки сами могут выступать производителями и дистрибьюторами контента. Они в большинстве своем не понимают, что, например, такие невинные, на первый взгляд, действия, как размещение фотографий собственных, маленьких сестер или братьев, школьных друзей, могут привести к опасным последствиям: бранным выражениям, угрозам; неприличным комментариям извращенцев; попыткам установления контактов неадекватных взрослых с детьми, чьи фотографии есть в этих веб-дневниках, и тому подобное.
Благодаря Интернету и широким возможностям подключения разнообразных электронных устройств дети и подростки могут присоединяться к сетевым сообществам, группам по интересам, разнообразным движениям, акциям и тому подобное. Молодое поколение хорошо ориентируется в интернет-галактике, где легкость установления контактов и анонимность часто приносят ощущение персональной свободы, независимости от родителей и учителей. Вместе с тем юные неопытные пользователи легко могут стать жертвами деятельности разнообразных групп, течений, сообществ экстремистского и другого характера.
Кроме того, малыши легко поддаются влиянию агрессивной рекламы производителей детских продуктов (питания, безалкогольных напитков, одежды, игрушек и разнообразных игр) и некоторых транснациональных корпораций, которые заманивают детей на свои сайты, обещая возможность участия в новых компьютерных играх, тем самым сызмальства приучая детей к своим брендам.
Компьютерные игры размещены не только на сайтах ТНК, но и на множестве других сайтов и порталов. Они разнообразны по своему характеру и направленности. Если педагоги возлагают много надежд на дидактический характер хотя бы части компьютерных игр, то психологи в большинстве своем не разделяют этого мнения. Так, психологи из Гетеборга С.Энгефельд-Нельсон и Дж.Смит провели в 2004 г. исследование, подтверждающее связь между антисоциальными компьютерными играми и агрессивным поведением. А в книге американских ученых Д.Гроссмана и Дж.ДеГаетано «Прекратите учить наших детей, как убивать» (1999 г.) выдвигаются гипотезы о том, что, играя в компьютерные игры, можно научиться убивать людей; что такие игры формируют представление о реальном мире и делают нечувствительными к проявлениям жестокости и насилия. Психологи убедительно доказывают, что компьютерные игры порождают у геймеров неимоверно сильные эмоции, а также могут изменять чувства, социальные и моральные установки.
Специфически онлайновой угрозой является спам. Исследование влияния спама на детей и подростков, проведенное в 2003 году компанией Symantec, которая занимается вопросами безопасности в Интернете, дает основания утверждать: 80% юных пользователей ежедневно сталкиваются со спамом и характеризуют его как «несоответствующие», «неуместные» послания, а более половины опрошенных после этого чувствуют себя «оскорбленными» или «посрамленными». Здесь не только засилье коммерческой и финансовой рекламы и предложения знакомств, но и реклама лекарств, способов для похудения, приобретение разнообразных (часто сомнительного характера) приборов со скидками и, что намного хуже, спам, который является переходным звеном к порнографическим сайтам.
Порнография — это не изобретение Интернета. Классификация массово-коммуникационной продукции с целью защиты детей и подростков от вредоносного контента, к которому принадлежит и порнография, существует во многих странах мира. Разработаны и внедрены также соответствующие законодательные нормы и регулирование на государственном уровне. Иное дело, как они выполняются. В странах с развитым гражданским обществом есть множество организаций, отслеживающих выполнение принятых норм телевизионными каналами, кинотеатрами и тому подобное. Также в каждом государстве созданы свои классификации, корректирующие просмотр детьми, подростками, юношеством.
Коммерческий контент с откровенными сексуальными сценами, распространяемый традиционными медиа, разделяется на две категории. К первой относятся фильмы, компьютерные игры, видеофильмы, телевизионные программы, содержащие детальные сексуальные сцены или эпизоды, в которых демонстрируются откровенные сексуальные отношения, составляющие часть всего произведения. Ко второй — порнография, которая распространяется через книги, журналы, фильмы, DVD.
Киберпространство добавляет к традиционным угрозам и рискам новые, для которых общество еще не успело найти адекватных регуляторных и предостерегающих мер, — онлайновая дистрибуция коммерчески продуцированного порнографического контента всех имеющихся жанров, не коммерчески созданный сексуальный и порнографический контент, а также чаты, где порнографический контент можно получить, не платя за него деньги.
Мобильная коммуникация расширяет уровень доступа, а также имеет большой потенциал для создания и дальнейшего распространения порнографического контента авторами и пользователями, среди которых есть несовершеннолетние. Как свидетельствует Р.О’Коннелл в выполненном по заказу ЮНЕСКО исследовании «Сеть педофилов в Интернете» (2001 г.), существует много взрослых извращенцев, распространяющих и пропагандирующих порнографический контент, в частности детскую порнографию и педофилию, преследуя цель, во-первых, приучить детей к такого рода вредным материалам, во-вторых — убедить их в «нормальности» этого, в-третьих — склонить к сексу со взрослыми. К этому следует добавить, что грубый порнографический контент порождает склонность к жестокости, насилию и агрессии, что представляет большую опасность для детей, подростков и общества в целом.
В категорию «жестокость» входят такие понятия, как насилие, хулиганство, потасовки, разбойничьи нападения, убийства, ненависть, терроризм, расизм, ксенофобия и пр. Влияние этого контента на детей и подростков большое, часто жестокость и насилие на сайтах подобного рода объединены с жестоким порно. Кроме того, ребенок может найти там ужасные сцены аутопсии, несчастных случаев, убийств. Большую проблему представляет онлайновое привлечение взрослыми детей и подростков. Контент, переполненный сценами жестокости и насилия, можно найти в разнообразных чатах, где общаются, преимущественно анонимно, как взрослые, так и подростки.
В завершение следует выделить еще такую группу, появление которой стало возможным благодаря развитию интерактивности в Интернете и связанных с ней диджитальных устройств и технологий. Речь идет о контенте, посвященном пропаганде болезненных состояний человека, которые приводят к суициду, булимии, анорексии и тому подобное.
Сейчас, обеспокоенные масштабами глобального роста таких болезней, как анорексия и булимия, мировые короли моды на кастингах моделей в свои дома высокой моды отклоняют кандидаток со всеми признаками изнурительного голодания и чрезмерно (даже по эталонам этого бизнеса) небольшим весом. Но остановить многочисленных жертв навязанных женщинам стереотипов уже почти невозможно. Свою лепту вносят и специализированные сайты, на которых можно увидеть «образцы» анормального похудения, призывы к отказу от пищи, девизы наподобие «чем меньше вес, тем красивее», диеты и советы, как быстрее сбросить вес, осуждение тех, кто этим не занимается, и т. д. Разумеется, родителям и врачам трудно противостоять такой массированной информационной атаке.
Сайты и форумы, которые концентрируются на воспевании актов суицида, содержат материалы о способах самоубийства, о религиозных актах, связанных с этим явлениями, поощряют к дискуссиям о них, размещают исповеди тех анонимных интернет-пользователей, кто в реальности или в фантазиях пережил неудачный акт самоубийства, и тому подобное. Не вызывает сомнения, что такие сайты особенно опасны для несформировавшейся и временами нестабильной детской и подростковой психики. Уже сейчас опасность посещения таких сайтов опосредованно подтверждается статистикой роста количества суицидов в экономически развитых странах Европы и Америки, население которых в наибольшей степени, по сравнению с другими регионами, обеспечено доступом в Интернет. Риски, связанные с вредоносным контентом в киберпространстве, многократно усиливаются новой болезнью, которую медики назвали «интернет-зависимостью».
Есть все основания говорить, что крайне вредный контент в киберпространстве сейчас получает статус глобальной информационной угрозы, влияя на моральные, физические, психологические, социальные и культурные аспекты жизнедеятельности людей, особенно детей и подростков. Интернет и связанные с ним интерактивные диджитальные устройства не признают национальных границ, то есть не могут быть урегулированными на уровне национальных законодательств. Вертикальная регуляторная схема, срабатывающая относительно минимизации угроз, связанных с распространением вредоносного контента в традиционных массмедиа, не действует в условиях интерактивности и глобальности. Найти адекватные ответы на эти новые вызовы и угрозы — один из императивов нашего времени.