UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНТЕГРАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ

Часто ли вам доводилось встречать в общеобразовательных школах детей на инвалидных колясках? Лично мне — ни разу...

Автор: Лариса Никонова

Часто ли вам доводилось встречать в общеобразовательных школах детей на инвалидных колясках? Лично мне — ни разу. Между тем колясочников в возрасте до 18 лет ежегодно становится все больше: сказываются и тяжелые наследственные заболевания, и травмы. Многие из них мечтают, несмотря ни на что, учиться в обычных школах, но слишком уж много преград на этом пути… О проблемах интеграции инвалидов в общеобразовательные школы мы беседуем с директором Белоцерковского реабилитационного центра для детей-инвалидов «Шанс» Владимиром КРИЖАНОВСКИМ.

О проблемах инвалидов Владимир Крижановский знает не понаслышке. Четырнадцать лет назад врачи поставили его сыну Саше диагноз «детский церебральный паралич». С того дня жизнь родителей подчинена одной цели — улучшить состояние мальчика, помочь ему почувствовать себя увереннее в жизни. Владимир Крижановский вместе с Сашей объездили едва ли не все медицинские центры СНГ, занимающиеся лечением ДЦП, перепробовали самые разные методики. Самочувствие Саши улучшилось, но все же чуда не произошло: он по-прежнему передвигается только на инвалидной коляске.

— Глядя на подрастающего сына, я все чаще и чаще задавался вопросом: как помочь ему и другим детям сделать их жизнь более осмысленной, полноценной, интересной? — рассказывает Владимир Евгеньевич. — Ведь одна из главных проблем детей, живущих с диагнозом ДЦП, — дефицит общения, оторванность от жизни, невозможность встречаться со сверстниками. Те, кто способен самостоятельно передвигаться, еще могут ходить в садики, школы. А вот дети, прикованные к инвалидным коляскам, становятся абсолютно беспомощными и фактически изолированы от окружающих. Целыми днями они вынуждены находиться в четырех стенах. И даже если рядом мама, папа, кто-то из родственников, они не могут не тосковать по сверстникам и чувствуют себя обделенными.

В Белой Церкви более двухсот детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и повреждением нервной системы, значительная часть которых — колясочники. Они хотят учиться, получать профессию, но как? Долгие годы врачи и социальные работники на все наши просьбы давали лишь один ответ: «А вы отдайте своих детей в интернат!» Но ведь это не выход. И в 1995 году мы, родители, решили объединить свои усилия и создать реабилитационный центр для детей с ДЦП.

Поначалу к этой идее никто не относился всерьез. Чиновники разводили руками и ссылались на отсутствие финансовых возможностей, врачи и ученые твердили, что у родителей нет необходимых знаний. И действительно, среди них поначалу не было профессионалов-педагогов, медработников, юристов. Приходилось переучиваться на ходу, овладевать новыми профессиями и навыками, переворачивать горы специальной литературы, изучать законы, нормативную базу…

Но энергия родительской любви способна преодолеть все преграды. При поддержке горисполкома и ряда общественных организаций в 1996 году в Белой Церкви был открыт реабилитационный центр «Шанс». Владимиру Крижановскому вместе с командой единомышленников удалось создать прекрасные условия для своих подопечных. В центре гармонично соединяются медицинский и социально-педагогический аспекты реабилитации. Здесь функционируют современный тренажерный зал, физиотерапевтический кабинет, кабинеты массажа и кинезиотерапии, используются современные реабилитационные методики, включая рефлексотерапию, воскотерапию и т.д. Программа раннего вмешательства обеспечивает комплексную и непрерывную помощь младенцам и детям до трех лет. Родители приносят детей с различными перинатальными патологиями, всех консультирует опытный врач-невролог. Каждому назначается индивидуальный курс лечения. За пять лет существования центра здесь получили эффективную комплексную реабилитацию более тысячи детей.

Кроме того, «Шанс» — первый центр в Украине, который имеет право на обучение, выпускники которого получают свидетельства об окончании общеобразовательной школы. Дети учатся в соответствии с их психическими, интеллектуальными возможностями, в результате каждый осваивает ту программу, которую может освоить, получает документы об окончании средней или неполной средней школы. Для них организованы разновозрастные группы: классы начальной школы, основной, а также различные кружки. По свидетельствам педагогов и родителей, проблемы с дисциплиной не возникают. Занятия проходят интересно, эмоционально, дети рвутся за парты, ждут каждого урока. И если не могут приехать в школу — из-за болезни или по другим причинам, — очень переживают. Бывает, пропустят всего пару дней или неделю, а встречаются после этого так, словно год не виделись. Они очень дорожат школьными друзьями и отношениями с педагогами, воспитателями.

олгое время серьезной проблемой для многих семей была доставка детей в центр через весь город. Но недавно благодаря Клубу Ротари у «Шанса» появился специальный автобус для перевозки колясочников, и проблему удалось решить. Теперь каждое утро автобус подъезжает к домам учащихся и забирает их в школу, а по вечерам развозит обратно.

Появился и собственный компьютерный класс. Здесь воспитанников обучают два инвалида-колясочника — Олег Питько и Юра Бондарь. Конечно, можно было пригласить профессиональных преподавателей, но педагоги рассудили так: «Лучший учитель тот, кто сам понимает проблемы учеников». У многих ребят плохо действуют руки, им трудно управляться с мышью и клавишами, но они показывают глазами и жестами, какую операцию хотели бы совершить. И шаг за шагом овладевают компьютерными премудростями. Возможно, в будущем это поможет им найти работу. Дети очень хотят себя реализовать. И педагоги уже сейчас пытаются организовать профориентацию, помочь им подобрать специальность.

Но как ни уютно ребятам в «Шансе», конечно, они мечтают расширить круг общения, дружить и со сверстниками из обычных школ. Идут к ним с открытой душой. Но не всегда им отвечают тем же... Педагоги рассказали мне историю одной из своих воспитанниц — 10-летней Ани, родившейся с ДЦП. К счастью, физический недостаток был не очень тяжелым: девочка передвигалась самостоятельно, но походка ее была некоординированной. Росла веселой, сообразительной, и родители решили отдать ее в обычную школу. Но детский коллектив отнесся к девочке с необычной походкой очень жестоко: дразнили, насмехались, придумывали обидные прозвища. Эмоциональная, ранимая, Аня очень страдала из-за такого отношения, замкнулась в себе, стала хуже учиться. Учителя же просто отмахнулись от проблем ребенка: записали девочку в отстающие и посоветовали родителям отдать ее в специализированное учреждение. Когда Аня появилась в «Шансе», в реабилитации нуждалась не только она, но и ее мама.

— Мы разработали для Ани индивидуальную программу обучения, подтянули по всем основным предметам. Кроме того, с ней работали врачи и психолог, проводили специальные тренинги, чтобы развить уверенность в себе, преодолеть сложившийся комплекс неполноценности, — вспоминает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тамара Луценко. — Мы старались акцентировать внимание на лучших качествах девочки, развивали ее способности так, чтобы это могли заметить и другие. Аня — творческая натура, хорошо рисует, обладает прекрасным чувством ритма, тонким музыкальным слухом. Она прихрамывала при ходьбе, но когда начинала танцевать — чудесным образом избавлялась от этого недостатка. Нужно было убедить ее не стесняться, смело принимать участие во всех развлечениях сверстников. За три года обучения у нас Аня просто расцвела. И все же мы решили вновь перевести ее в общеобразовательную школу: это было необходимо для ее будущего. Но мы понимали, что в этой ситуации многое будет зависеть не только от Ани, но и от класса, в который она придет учиться. Наши педагоги задолго до перевода установили дружеские отношения с одной из школ, провели предварительную работу с родителями, детьми, учителями. Будущие одноклассники Ани часто бывали у нас в центре, и наши дети к ним приходили. Подготовка принесла свои плоды: новый класс принял Аню прекрасно, она вписалась в коллектив, хорошо учится, у нее много друзей.

Сейчас перед обществом очень остро стоит вопрос о том, чтобы шла интеграция детей с психофизическими недостатками в общеобразовательные школы. Мы уже убедились в том, насколько сложен этот процесс и как много проблем он порождает. Но их можно решить, если действовать правильно. Прежде всего, интеграции должна предшествовать работа с ученическим коллективом и педагогами. Ведь «особые дети» очень ранимы, поэтому важно, чтобы они приходили в подготовленную среду. За последнее время уже четверо наших воспитанников перешли в общеобразовательные школы, чему предшествовала предварительная работа с их будущими одноклассниками. И это дало эффект: все четверо «вписались» в новые коллективы и очень довольны.

В следующем учебном году педагоги «Шанса» планируют впервые отдать в обычную школу двух детей-колясочников и уже сейчас серьезно готовятся к этому событию. Девятилетняя Оля получила тяжелую травму позвоночника полтора года назад. Девочка очень активна, энергична, обожает танцы в инвалидной коляске, недавно принимала участие в «Пробеге под каштанами» в Киеве. 14-летний Саша учится в 8-м классе по общеобразовательной программе, увлекается компьютерами. Педагоги уверены: Оля и Саша по интеллектуальным возможностям ничем не уступают сверстникам, с учебой проблем не будет. Но сложность в том, что в обычных школах нет подходящих бытовых условий. Многие помещения нужно переоборудовать: сделать подъезды, специальные туалеты, комнаты отдыха. Чтобы колясочник чувствовал себя комфортно в классе, нужно, чтобы он не просто сидел за партой, но мог подъехать и пообщаться с ровесниками, побывать в столовой, актовом зале, выехать на перемене во дворик. Разумеется, это серьезные материальные затраты, на которые решится не каждая школа. Зато польза от такой интеграции была бы огромная.

— Ежегодно в день защиты детей мы проводим марш в инвалидных колясках. Увидев наших воспитанников на улицах города, люди реагируют по-разному. Многих поражает такое количество инвалидов на колясках. А где еще они могут их видеть? Ведь у инвалидов зачастую нет возможности даже выбраться из дому, — с горечью констатирует Владимир Крижановский. — И на улице они ограничены в передвижении, потому что вокруг сплошные архитектурные барьеры: улицы, транспорт, въезды в театры, концертные залы не приспособлены для инвалидов. Словно таких людей вообще нет. Чтобы изменить отношение к инвалидам, нужны не акции и подачки, а элементарное соблюдение их прав. Изменение сознания, психологии людей должно начинаться со школьной скамьи. Ведь если в одном классе с тобой учится колясочник или человек с теми или иными физическими недостатками, то, став старше, ты будешь задумываться о том, чтобы проектировать улицы, строить дома, планировать бюджет с учетом интересов и этой группы населения. Возможно, тогда и работодатели будут охотнее принимать на работу инвалидов. Именно поэтому мы стремимся сделать наш центр более открытым: часто приглашаем к себе учащихся из соседних школ, устраиваем совместные концерты, утренники, даем детям возможность общаться, дружить, проникаться проблемами друг друга. Ведь именно с этого и начинается интеграция.

А вот Оля, Саша и другие воспитанники «Шанса» вряд ли задумываются о таком сложном понятии, как интеграция. Им просто хочется учиться в обычной школе и чувствовать себя там так же комфортно, как и сверстники. Их глаза загораются при одном упоминании об этом. Но в то же время оба немного побаиваются такого шага. Как встретят их одногодки?..