Согласно исследованию, проведенному недавно бельгийскими учеными, именно украинские подростки — самые заядлые телеманы Европы. Сравнив показатели 35 европейских стран, они выяснили, что юные украинцы ежедневно просиживают у голубых экранов в среднем по четыре часа. Их американские, английские, шведские ровесники тратят на это гораздо меньше времени. Вот только стоит ли нам радоваться подобному «рекорду»?
На фоне «телека» общается семейство…
Согласитесь, представить жизнь без телевидения сегодня просто невозможно. Это настоящее окно в мир, позволяющее нам узнавать горячие новости, учиться, путешествовать и развлекаться. Однако пользоваться этим чудом техники следует разумно. Медики и педагоги едины во мнении: чрезмерно долгое и неконтролируемое сидение у голубых экранов может отразиться на самочувствии детей не лучшим образом. Например, привести к ухудшению зрения, нарушениям осанки, вызвать головную боль, расстройства сна и аппетита. В общем, завзятый телеман к 15—16 годам рискует нажить целый букет недугов.
— В том, что дети привыкают сидеть у телевизора целыми днями, нередко виноваты родители, — считает врач-педиатр Киевской областной поликлиники Ирина Карпова. — Вечная занятость мешает им уделить внимание чадам, и телевизор становится спасением. Ребенок сидит у экрана, значит, не шалит, не пристает с вопросами. Это удобно и со временем входит в привычку. И вот уже голубые экраны становятся фоном, на котором проходит вся жизнь семьи — уборка, приготовление пищи, ссоры и праздники. Но это совсем не так безобидно, как кажется со стороны. Например, в раннем возрасте — до полутора-двух лет — детям вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Дело в том, что зрительный образ действует гораздо сильнее, нежели слуховой. Малыш может и не понять, о чем идет речь в боевике, мелодраме или «ужастике». Но яркие, непривычные движущиеся картинки могут напугать и даже вызвать у него невротическую реакцию. В раннем возрасте ребенку достаточно игрушек, книжек, общения с природой и взрослыми. Когда он станет постарше, можно разрешить смотреть мультфильмы и передачи, предназначенные для его возраста. Для начала определите оптимальное время просмотра. В программе передач на следующую неделю заранее подчеркните то, что планируете посмотреть: информационные программы, ток-шоу, художественные фильмы и т.д. В остальное время телевизор должен быть выключен, поскольку отвлекает внимание от других дел, мешает общаться друг с другом. Пусть малыш видит, что родители никогда не включают его просто так, наугад. Тогда он скорее приучится к «телевизионной дисциплине».
Детям полезны передачи, предполагающие активное соучастие. Например, игры, викторины, интеллектуальные турниры. Они дают возможность проявить свои знания, эрудицию. Их можно смотреть всей семьей, обложившись словарями, энциклопедиями, справочниками. Полезны уроки иностранного языка, гимнастика и т.д.
Берегитесь «мышиного синдрома»!
Культура пользования информационными технологиями должна закладываться с ранних лет. Это особенно важно, когда речь идет о компьютере. Современные подростки нередко лучше взрослых знакомы с основами программирования, отлично разбираются в возможностях Интернета и электронной почты, умеют устранить любую поломку системы. Но далеко не всегда умеют защитить собственный организм от вредного воздействия этого чуда техники. На многочисленных курсах этому не учат. А родители не всегда могут им помочь советом — ведь компьютер вошел в нашу жизнь совсем недавно.
Прежде всего, следует знать, что, как и любое электронное устройство, при неправильном обращении компьютер может нанести вред. Например, когда он включен, в воздухе увеличивается количество тяжелых аэроионов, вызывающих усталость, головную боль, головокружение и неврозы. Статическое электричество и электромагнитные поля могут отрицательно влиять на здоровье, в частности на нервную систему. Кроме того, при работе компьютера возникает шум, притупляющий слух, а светящийся экран монитора угнетает зрение. Мелькание цветов, частые вспышки раздражающе воздействуют на психику. К тому же пользователь долгое время пребывает в сидячем положении, что заставляет его напрягать спину, руки и ноги. Одна из опасностей — так называемый мышиный синдром. Это заболевание было впервые исследовано и описано группой датских ученых в 2003 году. Синдром развивается в основном от частого пользования компьютерной мышью. Вначале отекают ладони и пальцы, немеют запястья, а затем могут пострадать не только кисти, но и локти, предплечья, шея, плечи. Кроме того, завзятые компьютероманы нередко не умеют общаться со сверстниками и становятся замкнутыми и нелюдимыми. Как же избежать всех этих напастей? По мнению специалистов, выход один: культуре пользования компьютером необходимо учить с самого детства так же, как учат чистить зубы и мыть руки перед едой.
— Прежде всего, родители должны строго контролировать время, проведенное ребенком за компьютером, — объясняет заместитель директора по научной работе Института гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева, главный специалист Минздрава по гигиене детей и подростков доктор медицинских наук Надежда Полька. — Например, в возрасте пяти лет он может проводить за экраном монитора не более трех-пяти минут в день. Этого хватит для того, чтобы познакомиться с программами и возможностями компьютера. С шести до восьми лет разрешается работать не дольше 20 минут. И лишь после 11 лет можно начинать работать систематически, несколько раз в день. Эти ограничения объясняются тем, что до 11 лет зрительный аппарат ребенка еще только формируется, поэтому чрезмерные нагрузки могут повредить. А при работе на компьютере наиболее уязвимо именно зрение. Если во время чтения книги глаза меняют фокусирование только при переводе взгляда на другую страницу, то при рассмотрении изображения на мониторе глазам приходится напрягаться и менять фокус намного чаще, потому что изображение состоит из множества дрожащих точек. Поэтому при частой и длительной работе за компьютером у ребенка может развиться близорукость. Но в любом возрасте не забывайте делать короткие перерывы через каждые полчаса. Не рекомендуется и засиживаться за компьютером до самого вечера. Необходимо заканчивать не менее чем за два-три часа до сна.
Если эти правила нарушаются, то через некоторое время родители могут заметить, что ребенок стал чаще жаловаться на головную боль, быстро утомляется, плохо засыпает, а состояния вялости и апатии чередуются с раздражительностью. Постарайтесь мягко оторвать его от компьютера или хотя бы ограничить время пользования. Сейчас ему особенно необходимы занятия физкультурой, прогулки на природе, игры со сверстниками. Двигательная активность поможет ему переключить внимание и разгрузить мышцы, уставшие от долгого статического напряжения.