«Барби была создана женщинами для женщин, чтобы научить их тому, что от них ожидает общество», - сказали как-то создатели самой популярной в мире куклы.
Поглядите внимательно на Барби вашей дочери - красавицу-победительницу. Одна мама, то ли в шутку, то ли всерьез, высказалась: «Она (кукла - В. Г.) вызывает у меня комплекс неполноценности. Я ведь вижу, что выгляжу гораздо хуже, чем Барби. Не такая красивая, не такая ухоженная, не такая уверенная в себе...».
Да, куклы нашего детства не вызывали таких эмоций. С ними возились - кормили, одевали, разговаривали, но ни одной девочке не приходило в голову желание стать такой же. Мы их опекали, но им не подражали. Соответственно, и игры были другими.
Как говорят психологи, любимые игры ребенка, будучи элементами его жизненного сценария, в конечном счете влияют на его судьбу. Какую же женскую судьбу предопределяет нашим девочкам заморская кукла Барби? Но начнем по порядку.
Культ детской игры
Каким скучным ни стал бы взрослый человек, он чаще всего не забывает игрушки своего детства. Писатели с удовольствием расписывают свои забавы в мемуарах, педагоги и психологи пишут об этом статьи и родители по старой памяти покупают их своим чадам.
В современных развитых странах существует настоящий культ детской игры. Она занимает огромное место в жизни не только детей, но и взрослых. Существует целая индустрия развлечений, с хорошо развитым производством и маркетингом, постоянно требующая новых идей и конструкторских разработок. Это стабильно прибыльная область бизнеса, где используются новейшие технологии и применяются научные достижения. Придумав игрушку, на которую будет лавинообразный спрос, можно быстро разбогатеть. Но всегда ли так было?
Кукла
для фараона
Да, говорят этнографы, в подавляющем большинстве известных нам культур, за исключением, может быть, самых примитивных, мы встречаем детские игрушки.
Немецкий археолог Шлиман, обнаруживший один из древнейших городов - Трою, нашел при раскопках погремушки с кусочками металла, маленькую посуду. В Египте рядом с мумиями детей, пролежавших тысячи лет, находили кукол. Много игрушек было обнаружено при раскопках римского города Помпеи, погибшего при извержении Везувия, в могилах времен бронзового века, на территории Европы и Кавказа, в скифских курганах. По рассказам конкистадоров забавки были и у детей ацтеков. Любопытно, что малыши игрались повозочками на колесиках, хотя взрослые колесо не использовали.
Игрушка - это то, что объединяет детство у всех народов во все времена. Правда, чем примитивнее общество, тем раньше там кончается детство и быстрее наступает взрослая жизнь. И тем больше игры имитируют орудия труда.
Нынешние игрушки - часто лишь внешнее подобие предметов, используемых взрослыми. На игрушечном самолете не полетишь, шприцем не сделаешь укол. Этому нужно будет потом учиться всерьез. Зато в играх можно имитировать отношения между человеком и человеком, между человеком и обществом, между человеком и живой природой.
То есть детская игра из тренировки навыков владения орудиями труда все больше превращается в тренировку жизни в обществе. С этой точки зрения интересно посмотреть, какие игрушки выбирают наши дети.
Эталон женской красоты
Первый образец Барби был создан фирмой Mattel inc. в 1959 году - Барбарой звали дочку автора игрушки. Позже у куклы появились нынешняя, ставшая уже классической, фигура и стандартное лицо - беззаботное с коротким носиком и неизменной белоснежной улыбкой. Уже давно подсчитано, что если бы пластиковая красотка достигла человеческого роста, соотношение объемов груди, талии и бедер составило бы 96-45-86 сантиметров. Круче, чем у топ-моделей!
И этими пропорциями разработчики уже не поступаются, хотя в другом и пошли на поводу у потребителя. У непременно длинноволосой блондинки в бальном платье появились подружки - брюнетки, шатенки и даже негритянки. А главное - Барби стали более деловыми и спортивными. В гардеробе появились халаты медсестры, строгие костюмы, кроссовки, куртки. Стандартная фигура дает возможность надевать любые наряды.
Отрывок из рассуждений девятилетней харьковчанки, обладательницы Барби: «Работает она (Барби - В. Г.) манекенщицей и много зарабатывает. Живет в Америке, в своем доме. Замуж еще не вышла, но если выйдет, то за красивого, богатого и немного «крутого». Он работает программистом. (После паузы). И подрабатывает продюсером в кино. Он дарит ей много подарков. Она часто ходит в кафе, ездит на море и модно одевается. Я тоже хочу быть, как Барби. Для этого нужно заниматься аэробикой, танцами и сидеть на диете».
Как вам нравится такой жизненный сценарий? Да, не хотят наши дочки повторять судьбу своих матерей: магазины, рынок, стирка, готовка, уборка, муж, который не получает зарплату, и зачастую безрадостная, выматывающая работа у самой.
Характерно, что наши дети, по словам продавцов, охотнее всего покупают Барби в роскошных платьях, отвергая более скромные варианты. А попытка предложить на наш рынок куклу на инвалидной коляске вообще потерпела крах. Хотя в США за год продано более 150000 экземпляров. Наверное, на фоне нашей жизни дети инстинктивно жаждут красоты, здоровья и благополучия.
Играйте, девочки, в Барби! Может быть, эта длинноногая красавица все-таки поможет изменить в будущем отношение женщин к самим себе, а значит, и отношение к ним общества? И наши дочки станут такими же здоровыми и удачливыми, как Барби, которую они так любят?
Этот обожаемый ненавистный тамагочи
Страстно любимая детьми и так же ненавидимая взрослыми электронная игрушка - щенок, котенок, динозаврик... Он появляется на маленьком экране брелочка и живет, пока хватит энергии у батарейки.
Причем ему, как живому существу, в соответствии с заложенной программой чего-нибудь все время надо - то поесть, то попить, то поиграть, то полечиться, то улечься спать. И дети с умилением и восторгом нажимают кнопочки нехитрого управления, чтобы удовлетворить все желания виртуального питомца.
Ведь если все делается, как надо, зверек растет, улыбается и машет лапкой. Известной песенкой «Happy birthday to you» отмечаются дни его рождения. Но если ребенок был невнимателен или небрежен, тамагочи в некоторых версиях умирает, а в некоторых просто уходит с экрана, оставив надпись «Good bye!»
Эту виртуальную игрушку, отвечающую, на мой взгляд, каким-то самым потаенным чаяниям детей, придумала японская домохозяйка Аки Маита. И сразу попала «в яблочко» потребительского спроса.
Но не успел тамагочи появиться на прилавках, как стало распространяться мнение, что электронные зверьки являются чуть ли не исчадиями ада. Одни названия публикаций чего стоят - «Цыпленок-убийца», «Яйцо сумасшедшего», «Игрушка вызывает невроз» и т.д. и т.п.
Аркадий Коняхин, врач-психотерапевт - против игрушки. «У детей появляется навязчивое желание оставаться с игрушкой днем и ночью. Это так называемый абсцессивный синдром. Еще тревожит фотический синдром: для ребенка, так раболепно ухаживающего за виртуальным зверьком, слишком рано начинается взрослая жизнь. Тревожно-мнительный ребенок благодаря этой игрушке начинает жить в непосильном для него взрослом ритме. Есть случаи, когда ребенок начинал испытывать комплекс вины из-за того, что щенок или пингвинчик заболел или, не дай Бог, умер. Я бы своему ребенку не купил тамагочи ни-ког-да!»
Я, как и многие мамы, оказалась между двумя огнями - желанием дочки иметь электронного щенка и ужасами заполучить многочисленные синдромы, комплексы и фобии. В конце концов я решила довериться здравому смыслу. Мы купили виртуального щенка, который живет у нас в доме вот уже месяц. Однажды дочка слишком сурово, по-видимому, его наказала за капризы, и он - нет, не умер - просто ушел с котомкой. После некоторого раздумья дочь спокойно вынула батарейку и вставила ее снова. Программа заработала заново, а дочь стала бережнее и внимательнее, и дорастила собачку уже до 18-летнего возраста. Интересно, что присутствие виртуального домашнего животного нисколько не ухудшило отношений ребенка с нашим реальным живым котом, за которым она стала ухаживать даже лучше, и с которым по-прежнему играет, так же любя, как и раньше. На мой вопрос, чем отличается электронный щенок от живого кота, хладнокровно ответила: «Это же просто тренажер!» Так, может, нет ничего страшного в этих тамагочи?
Светлана Яновская, психолог, преподаватель ХГУ - за тамагочи: «Эта игрушка непривычна тем, что в нее встроена обратная связь. Тамагочи выражает какое-то желание, ребенок его удовлетворяет или нет - тамагочи соответственно реагирует. Плюс программа сделана так, что зверек может «закапризничать», обидеться и т.д. Вот эта имитация общения, обмен действиями и приводят ребенка в восторг, потому что лучше всего тренируют отношение к опекаемому существу, а ведь такая тренировка и есть сущность игры».
К тому же в этой игре ребенок совершенно свободен. В его отношения со зверьком не вмешиваются взрослые. Он сам делает выбор, как поступить, и за правильные действия непременно награждается - улыбкой зверька, помахиванием лапки да и просто тем, что тот благодаря заботам живет и растет. Я думаю, что тамагочи отвечает целому «букету» интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка. Отсюда и его успех.
А что касается комплексов, синдромов и фобий, вполне вероятно, что на каких-то детей тамагочи повлияет и отрицательно. Однако, на мой взгляд, это не проблема игрушки - это проблема родителей. Возможно, ребенок одинок в своей семье, возможно, у него нет друзей среди сверстников. Причина каждый раз разная, и с ней надо разбираться отдельно. В принципе «гибель» тамагочи может стать психотравмирующей ситуацией, но на фоне отнюдь не виртуальных реалий нашей жизни это весьма слабый повод горевать.
Игрушка - своего рода индикатор душевного благополучия. Если вы любите своего ребенка, если вы к нему внимательны и нежны, электронный зверек будет ребенку только в радость, и вы удивитесь, как ребенок использует в играх с ним ваши методы и приемы воспитания.
Идеальная женщина
XXI века?
Нетрудно предсказать, что самых разных игрушек с обратной связью в наш век электроники будет становиться все больше. И мы при всем желании не сможем оградить своих детей от наплыва виртуальной действительности. Мир развлечений давно стал интернациональным и без границ. Дети всех стран воссоединились в игре, а некоторые взрослые этого не заметили.
Что маленький беззащитный тамагочи! На смену ему уже идет виртуальная Лара Крофт, придуманная 21-летним англичанином Тоби Гардом. Эта компьютерная красавица - гремучая смесь из Барби и Джеймса Бонда. Она не нуждается в защите. Она путешествует по всей Земле, впутываясь во всевозможные авантюры, и всегда выходит победительницей. Она хороша собой, умна, спортивна, равнодушна к мужчинам, стреляет из любого оружия, немногословна. Идеальная женщина XXI века?
Интересно, что скажут родители и психологи, когда такая виртуальная Лара, обладающая обратной связью, поселится у них в доме?