UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИГРУШЕЧНЫЙ МИР

В секции игрушек столичного «Детского мира», как правило, стоит почтительная тишина: юные покупат...

Автор: Евгения Соколова

В секции игрушек столичного «Детского мира», как правило, стоит почтительная тишина: юные покупатели, замирая от восторга и надежды, рассматривают ломящиеся от несметных «богатств» прилавки, а их родители мрачновато подсчитывают, во что обойдется сегодняшний поход по магазинам. Действительно, ну сколько еще нужно игрушек этому ребенку — вся комната буквально «забита» конструкторами, героями мультфильмов и машинками, а он каждый раз находит новый объект «вожделения». Стоит ли потакать «игрушечным» желаниям? А если стоит, то каким?

Поговорить об этом я решила с Ларисой Волощук, воспитательницей одного из столичных садиков, вырастившей помимо нескольких сотен чужих ребятишек, троих собственных, а ныне справляющейся с обязанностями бабушки четырех внуков. Когда я пришла, то дома был только самый юный из них — полугодовалый Дениска. Он лежал в своей кроватке и с увлечением грыз самодельную куклу из ярко-рыжей ткани. Увидев мой заинтересованный взгляд, Лариса Витальевна пояснила:

— Зубки режутся, постоянно хочет что-то грызть, а обычные силиконовые колечки его не прельщают — они неяркие, и играть с ними неинтересно. Покупать же импортные погремушки из ткани очень накладно, вот я и придумываю: нашла старое махровое полотенце, вырезала из него квадратик, подрубила края и завязала узлы так, чтобы получилась кукла с головой, ручками и ножками. Такая игрушка безопасна — ее можно сколько угодно грызть, а затем стирать, удобно брать в ручку.

— А обычные погремушки ему нравятся?

— Конечно. Но я заметила, что малыши обычно сосредоточенно исследуют одну или две игрушки. Вот Дениска, к примеру, любит эту рыжую ляльку и ярко-розовую бабочку-погремушку. К ним он всегда тянется, улыбается, подолгу рассматривает.

Такому маленькому не нужно «море» игрушек — достаточно двух-трех любимых, хотя пристрастия, надо сказать, меняются очень быстро. Родителей, накупающих 2—3-месячной крохе горы нередко очень дорогих погремушек, может ждать разочарование — некоторыми малыш играть не захочет совсем (ну не нравится ему этот цвет или форма!), а другими поиграет от силы пару месяцев и утратит к ним всякий интерес. У крохи должны быть простые и удобные погремушки, разнообразные по цвету и форме. Психологи советуют, чтобы среди них обязательно была погремушка с изображением черт человеческого лица — улыбающееся солнышко, куколка или клоун. Ребенок особо выделяет человеческое лицо, а его рассматривание закладывает важную основу для будущего общения с людьми.

— Моим малышам, помнится, нравились предметы, абсолютно не предназначенные для игр.

— Это свойственно всем детям. Свою старшую внучку Леночку, когда ей было 8—9 месяцев, я развлекала музыкальной шкатулкой, кухонной посудой или чищенными и хорошо вымытыми сырыми овощами и фруктами.

Мне повезло, что у нас такая большая семья. К 9—10 месяцам крохи становятся очень активными, им нравится играть с другими детьми, познавать мир. Старшие дети играли с маленьким, как с живой куклой, и одновременно обучали свойствам и предназначениям предметов: расческой расчесывают волосы, из кубиков можно построить дом или башню, мячик катают по полу или бросают друг другу, а машинку возят за собой на веревочке.

— А какими игрушками играют старшие? Сейчас столько самых невероятных соблазнов для детей.

— Дорогими игрушками я ни детей, ни внуков не задаривала. Разве что, это была «голубая мечта» ребенка.

Вообще, я убеждена, отношение к игрушкам формируют у детей взрослые. Если они с легкостью покупают, а затем с такой же легкостью выбрасывают в мусорное ведро старые или чуть поломанные игрушки, то и ребенок не будет дорожить ими. У нас в семье отношение к игрушкам особое — покупаем строго по потребности и стараемся, чтобы дети обращались с ними, как с друзьями. В детстве я читала сказку, в которой игрушки ночью оживают и ведут себя так же как взрослые. Об этом я рассказывала и своим детям. А раз они живые, то им может быть больно и обидно, они могут плакать и смеяться. Леночка на ночь все свои игрушки укладывала «спать», чинила отломанные руки и ноги, шила одежду.

Мы никогда не выбрасывали «пенсионеров» или «инвалидов» на глазах у детей, находили другие способы — например, относили в лес зайчатам. Ведь играя с куклами, дети моделируют свои отношения с окружающими. Будет ли ребенок добрым, верным, чутким, терпимым к людям или сможет с легкостью менять друзей — все закладывается в детстве.

Подобное отношение к игрушкам «выгодно» и с материальной точки зрения. Намного проще пошить наряды для одной любимой куклы, чем покупать нескольких в разнообразных одеяниях. Я всегда старалась в каждую купленную для ребенка игрушку «вдохнуть жизнь». Помню, младшей моей дочке Свете подарили игрушечного пупса, а она его невзлюбила. Причем до такой степени, что каждый раз незаметно выбрасывала в мусорное ведро и сердилась, когда я его, предварительно вымыв, вновь усаживала среди игрушек. Так мне пришлось придумать целый сказочный сериал, в котором главным героем был отважный и находчивый пупс Дима. В конце концов девочка его полюбила и с удовольствием играла, уже самостоятельно придумывая невероятные сказочные приключения.

Подобные «одушевления» рождают иногда у детей совершенно неожиданные фантазии. Моя внучка Маринка, через пару дней после «знакомства» с глобусом, выдала свою версию. Оказывается, ночью глобус сам вертится вокруг своей оси, а по его поверхности ходят крохотные человечки — все, как на настоящей Земле.

— Кстати, о черепашках-ниндзя. Я никак не могла убедить своего сына, что они ужасные и лица у них зверские. В конце концов пришлось смириться и завести всех четырех (как в мультике) рептилий.

— А разве вы судите о человеке только на основании его внешнего вида? Если бы вы посмотрели хоть один мультфильм о черепашках-ниндзя или знаменитую «Игрушечную историю», героями которой бредят сегодня многие ребятишки, то убедились бы, что в душе страшные монстры — добрые, справедливые и бесстрашные борцы со злом. Именно это важно, и именно на этих качествах нужно постараться акцентировать внимание ребенка. Сами же по себе подобные агрессивные игрушки, равно как милитаристские и милицейские наборы, нередко помогают малышу снять стресс, освободиться от страхов, почувствовать себя сильным и бесстрашным, выпустить агрессивную энергию.

Кстати, не стоит бросаться и в другую крайность: категорически запрещать играть с куклами мальчику. Хотя бы одна кукла-друг, полагают психологи, у него должна быть — ведь это образ человека и его не заменят другие игрушки.

— Игра должна не только занимать, но и развивать малыша. Как определить, чем ребенок уже сможет играть, а что еще рано ему покупать?

— На большинстве игрушек, как правило, написано для детей какого возраста они предназначены. Хотя развиваются дети по-разному, и что один освоил в три года, другой, возможно, полюбит лишь в пять. Конечно, существуют определенные «игрушечные» периоды. Так, после года малышу намного интереснее играть предметами домашнего обихода, мыть посуду, подметать веником — пусть и под присмотром мамы. В этот период происходит усвоение различных действий, поэтому и дарить крохе нужно «полезные» игрушки — совочки, формочки, ведерки, грузовички, несложные конструкторы.

Примерно с двух лет уже интересны не сами предметы, а игрушки, их копирующие: маленькая щеточка с совком, детский телефон, фен. Сами игры постепенно приобретают сюжетно-отобразительный характер, ребенок начинает играть во «взрослую» жизнь — кормить и баюкать куклу, готовить обед, строить для пупса дом из кубиков или деталей конструктора. При этом чем проще и функциональнее игрушка, тем интересней с ней играть.

Трехлетке понятны и интересны более сложные наборы и игры: докторский чемоданчик, маленькие кухонные принадлежности, более сложный конструктор, игрушечная стиральная машина и пылесос. Если ребенок не до конца понимает назначение игрушки, не стоит требовать, чтобы он играл в нее «как положено» — пусть играет так, как ему интересно. Иначе малыш просто потеряет к ней интерес. Особенно это касается технически сложных игрушек.

После трех лет игры становятся более сложными и содержательными, ярче выражаются предпочтения ребенка: одни больше любят лепить или рисовать, другие — моделировать из конструктора или играть с куклами. Если у самых маленьких в центре игры предмет, то у детей постарше воображение уже хорошо развито и они сами придумывают обстановку. Для них большое значение приобретают игрушки-атрибуты. Например, для капитана корабля важнее иметь не кораблик, а бинокль, кортик и фуражку. В старшей и подготовительной группах с помощью минимального количества атрибутов мы с детьми придумывали и разыгрывали различные истории или бытовые сценки — в магазине, больнице, музее и так далее.

Ближе к школе наряду с сюжетно-ролевой игрой появляются учебные игры и развлечения — всевозможные мозаики, лото, настольные и компьютерные игры. Дети с удовольствием рисуют и лепят. Это, кстати, тоже выход из сложного «игрушечного» положения. Очень многие игрушки мы с детьми вместе лепили или шили из тряпочек. Как ни странно, но часто они казались более привлекательными, чем идеально выполненные покупные.

Взрослым, на мой взгляд, нужно почаще общаться со своими детьми и вспоминать себя в детстве, тогда не будет возникать вопрос — покупать ли ребенку новую куртку или велосипед. Появятся собственные интересные идеи, находки. Ведь нередко дорогая игрушка как бы говорит малышу: «Вот, возьми и отстань от меня!».