UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЕРУСАЛИМУ — 3000

В год славного юбилея передо мной стоят картины этого Великого Города. С этими картинами связаны прогулки по Святой Земле для каждого Христианина...

Автор: Виктор Киркевич

В год славного юбилея передо мной стоят картины этого Великого Города. С этими картинами связаны прогулки по Святой Земле для каждого Христианина.

Прогулки сопровождались спорами отца Андрея и отца Сергия.

Сразу хочу отметить, что спорящие за рамки теологии, истории и этнографии не выходили, и мне, свидетелю и автору, больше нужны для занимательного привлечения читателя, которому, как и мне, внемлющему, будет интересно их слушать и запоминать, а мне показать город трех религий, которому скоро 3000 лет, через разговоры двух молодых, но знающих священников.

Объяснимся. В государство Израиль отправились представители Киевского Патриархата Украинской Православной Церкви, во-первых, для поклонения Гробу Господнему и всем Основным Святыням святой Земли. Но было еще достаточно не менее важных причин. Основная - наладить, возобновить связь с Землей Всемирного Иордана, с Землей Иордана народов Руси-Украины, рассказать, довести до заинтересованных лиц положение, сложившееся в Украине, организовать поток паломников и иметь свое представительство.

Последнее имело большое значение, так как в результате свойственной России имперской политике все представительства не только торгово-дипломатические, но и духовные, империя посчитала своими. Священников и прихожан Украинской национальной церкви знать не желает и не пускает в свои помещения. Все это сопровождается сплетнями и досужими разговорами с представителями власти Израиля. Что ухудшает отношение к Украинской державе. Мы об этом узнали на официальной встрече с руководителями министерства Израиля. Это положение более чем оскорбительно, потому что 1/3 всех православных мира проживает на территории Украины. Особенно в ее западных и центральных районах, где верующих значительно больше, Слова Святого Писания о справедливом равном разделе не понятны московским правителям как светским, так и духовным, владеющим всеми представительствами, подворьями, монастырями. Зная финансовую зависимость Патриархов Греческого и Иерусалимского, «рука Москвы» и здесь диктует свои условия.

Поэтому и ехали мы с твердой решимостью возобновить всегда существовавшие крепкие духовные и другие связи Украины с Землей Обетованной. Большое содействие в этом оказало посольство Израиля в Украине, особенно господин посол Цви Маген и консул Марина Бен-Арие.

Первыми историю паломничества на Святую землю начали киевские монахи, а один из них игумен Даниил, родом с Сиверской земли (Черниговщина), оставил подробные записки о своем пребывании там в 1106 - 1108 годах. Даниил для паломников Руси, словно Нестор для наших летописцев, - первый. А как не вспомнить Ивана Григоровича-Барского (это уже в XVIII веке) - киевского монаха, который вышел из стен Братского монастыря, что на Подоле, и 27 лет совершал свой паломнический подвиг. По сей день его пространные записки представляют громаднейший интерес. В советское время они не печатались из-за того, что писало духовное лицо, а сейчас в связи с отсутствием бумаги. Всегда перед моими глазами будет наша немногочисленная группа в Иерусалиме, два священника, редактор и оператор Украинского телевидения, я и мой сын. Был снят прекрасный фильм, который неоднократно показывали по украинскому телевидению.

Идем, да что идем, ноги сами несут нас туда, куда устремлены чаяния всего христианского мира, где находится Всемирный центр. Недаром в прошлом географические карты рисовались от Иерусалима.

Навстречу нам шли народы, точнее не было национальности или вероисповедания, представители которой не сочли своим долгом побывать в этой духовной колыбели цивилизации: христиане, иудеи, мусульмане. Все христианские конфессии высказывали свое почтение приветливым поклоном. «Будьте уважнішим», - повторял о.Сергий идущему вперед о.Андрею. Но это было не обязательно, высокая стройная фигура о. Андрея и так привлекала внимание, и он, внимательно рассматривая святые и исторические места, отвечал на поклоны священников-единоверцев. А они были разные: православные и католики, желтые и темные, но все христиане. И всех их, как и нас, украинцев, объединяет вера в Одного, в Его учение, в Его дела, поступки и слова, которые донесли до нас Его ученики и последователи. Мы, представители, воспитанники единственной страны мира, той одержимой 1/6 части мира, где 66 лет и 6 месяцев старались лишить нас самого светлого проявления человека разумного, мыслящего - его духовности. Но хоть нас было шесть человек двух поколений, некоторые родившиеся уже в «развитом социализме», но все присутствующие были искренне верующие люди, не представляющие свою жизнь без Святой Книги и ее персонажей. К христианству мы пришли по-разному, кто взяв веру от родителей, кто от друзей, кто от знания, а кто получив как бы озарение, но все по воле Божьей. Все мы, искренне верующие - перед Богом равны. В этом и есть смысл нашего бренного, земного пребывания.

Заходя в то или иное место, всегда с крестным знамением - при каждом заходе, кто-то из присутствующих вспоминал соответствующую строку из Святого Писания. Такое духовное насыщение Вечного Города, где мы попадали в декорации, окружение четырехтысячелетней истории. Видели икону, написанную Святым Лукой, дом первосвященника Анны, место Тайной Вечери, дерево, где привязали Спасителя.... Все это и многое другое невольно погружало нас в ту эпоху, и нашей небольшой группке мерещилось, что сейчас проедут, цокая копытами, римские воины, мелькнет за поворотом в пестром одеянии Мария Магдалина или плащ закрывающего лицо Иуды из Кариота.

Эти ощущения усиливались благодаря спорам наших священников. Отец Сергий считал, что отход от Истинной Веры, от неукоснительных исполнений ее правил приводили к ереси, которая, как гниль, подтачивала устои народа, государства, вела к ослаблению, гибели. Отец Андрей, соглашаясь в целом, защищал свое мнение в частностях. Спорили они о значении того или иного лица в библейской истории. Я как свидетель этих теологических споров могу подтвердить правоту обоих, так как здесь вступило личностное наше отношение. Святое Пиание - это наша жизнь от рождения до смерти. В жизни Спасителя, в деяниях Апостолов мы находим себе столько примеров для подражания, что остается только сожалеть о пропущенном, несодеянном или сотворенном не так. Но для нас, христиан, есть еще и покаяние, и как хочется открыть Господу душу и сказать, доверить, прийти к Нему со своими и чужими бедами, сомнениями, вздором, от которого хочешь, но не можешь отказаться.

И город помогал нам, споры утихли, мы в молчаливом восхищении вышли за его пределы возле Сионских ворот города Давида и начали огибать крепостные стены, спускаясь в Иософатову долину.

Красота ее с возвышающимися малоэтажными арабскими строениями покоряла. А далее Масличная гора, гробница Захарии все держали нас в том далеком 33 годе от Рождества Христова. Археологи в Кипах под защитой автоматчиков копали древние захоронения. Наша возникшая усталость вдруг сменилась восторгом.

Мы увидели Гефсиманский сад, церковь Марии Магдалины, места столь значительные, что мы поспешили туда, где произошли, на мой взгляд, важнейшие евангельские события. Вот эти деревья, они помнят Спасителя с апостолами. Его слова: «Посидьте ви тут, поки я помолюся», «і Він відійшов трохи далі, припав до землі та й благав, щоб як можна минула його ця година».

Здесь, в Храме, на камне Страданий совершили наши священники свою, мне видится, самую важную службу и освятили потир, как символ Великой Чаши. И внимали им паломники и туристы, верующие или забредшие ради любопытства.

А меня наполняла гордость, нет не гордыня, а гордость за нашу Великую Украину, мою страну, возрождающуюся и независимую. Слова Писания, сказанные на родном украинском языке, может быть, впервые на этом святом месте. И простая молитва моих друзей вдруг приобрела некий высший Символ, я впервые поверил, что Страна моя, пройдя через неисчерпаемые страдания и рабство, в канун второго тысячелетия от Его Рождества станет процветающей и озаренной.

Потом были и Пещера, где был Учитель с Учениками, и Гроб Пресвятой Богородицы... и уже под вечер мы вошли в Старый город через Львиные ворота, прошли весь путь по «Виа до ло Роза», и не надо было объяснять, что Иисус этот путь прошел для каждого из нас, что, неся свой крест, он спасал и своих современников, и всех людей, которые будут жить до Страшного Суда. И этот путь начинался от Церкви Бичевания и шел до Храма Гроба Господнего.

Перед тем, как пройти его, наша съемочная группа зашла в Овечий источник, где прекрасным оператором Юрием Федоровым были найдены очень удачные ракурсы. Источник, где Спаситель врачевал, находится на глубине 10 метров от современного уровня, и значит все 14 «станций» святого маршрута, камни и стены с отпечатками Руки, мост, где стоял Понтий Пилат, и многое другое, не есть настоящее, есть ново созданное? И отцы меня вразумили, опять споря, опять доказывая свое, но успешно довели до моего сознания, что в этом есть вера, главное - это твое понимание, убежденность. Вот взять икону какого-либо святого. Неопределенная личность другой национальности и одеяния. Не всегда хорошо написанная. Но для тебя она передаточная возможность личной молитвы дойти до адресата. И для меня, профессионального историка, культурный слой Иерусалима, возвышающийся над истинными местами, как бы исчез, стал незначительным, и я касался тех камней, что и Спаситель. То наука, а здесь Вера! И это главное!

И продолжая путь по Дороге страданий Иисуса Христа, мы с каждой станцией постигали величие Его подвига. Ведь у каждого из нас, хотим ли этого или не хотим, своя Голгофа, малая или великая. Сознаем ли мы это или нет? Или Крест Спасителя, или сук Иуды, мироздание третьего не дало, хотя куда отнести безмолвие толпы? Этот вопрос волнует все человечество, не менее гамлетовского «быть или не быть». И для каждого есть свой уровень Крестного пути, вверху или внизу. Не создал Бог двух одинаковых жизненных дорог.

И эти мысли заставили нас долго, почти не разговаривая, пройти к Голгофе, Пещере Адама, гроту Святой Елены и преклониться в молитве у Гроба Господнего. Тут Святая святых, видишь шествие рас и народов, в почтительном согласии и молчании, проводивших службу или приехавших поклониться. И тут мысли об Украине овладели мной, почему Спаситель, поучая любить людей, не может помочь нам, украинцам, соединиться в Единой Христианской Церкви, служащей своему народу.

Я вспомнил труды преосвященного Иннокентия (Борисова), известного в прошлом писателя и ректора Киевской духовной академии. Из всех мест Киева, любящего более Феофанию, где проживал постоянно, в бытность киевским викарием. В этой местности архиепископ Иннокентий нашел и наименовал Фавор, Елеон, Синай, Хорив, поток Кедронский, Силоам и Иософатову долину, все как на Земле Обетованной.

Итак, чтобы побывать на Святой земле, можно не выезжать из Киева. Святой Киев не заменяет Святой Иерусалим, хотя Михаил Булгаков проводит много аналогий в своих произведениях, даже называя свою родину совсем по-библейски - Город.

Это моя реплика, произнесенная во время прогулки, опять вызвала споры отцов о творчестве и позиции нашего знаменитого земляка.

Спор этот шел возле резиденций Патриарха всех армян, на улице Арарат. Спор это закончился всеобщим смехом. Кто-то из надписи «Арарат» - сделал Арафат. А какой-то еврей-экстремист, не разобравшись, сверху написал - «Арабы вон из Иерусалима». Смех смехом, но обстановка в городе суровая, и у нас неоднократно проверяли сумки в поисках оружия и взрывчатки.

И Город на каждом шагу говорил о временах сражений и битв, как в начале своего существования 1000 - год от Рождества Христова, так и в канун 2000 года, который уже не за горами. Свидетельств всемирной истории, их актуальность находили в Иерусалиме повсюду.

Например, Севастополь, что можно найти о нем в Иерусалиме. Как ни странно есть. Величественный Храм Св. Анны. На месте рождения Божьей Матери. Да, он был построен крестоносцами, а в 1183 взят во владения арабами. Оттаманская империя в 1857 году этот монастырь, который включает и Овечий источник, подарила Франции в благодарность за помощь во взятии Малахова кургана и Севастополя. За помощь в Крымской войне. Но мало кому известно, что штурмом взяли Малахов курган два полка украинцев под командованием Андрея Чайковского (Садык Паши), известного борца за независимость Украины и писателя. Севастополь не раз был разменной монетой в мировой политике. Прощался я с Иерусалимом у замурованных Золотых ворот. Через них должен войти Мессия, и тогда настанет благодать для жителей и Царство Божие. В XI веке Золотые ворота построили в Киеве, в 1240 их разрушили, потом взорвали и засыпали в XVIII веке при фортификационных работах под руководством фельдмаршала Минчха. В наше время над остатками, раскопанными Лохвицким, вновь построили церковь Благовещения. Первую в советское время, да еще с крестом. И взирая из Гефсиманского сада на хорошо просматриваемые Золотые ворота, мы подумали, что как хотелось, чтобы киевские Золотые ворота открылись и через них вошли те, которые в силах принести радость и процветание Украине, и из Надвратной церкви разнеслась Благая Весть о величии и благосостоянии всего народа Украины.