Когда я работал в Главной редакции иностранной информации ТАСС и ежедневно просматривал толстые рулоны всевозможных информационных агентств, то заметил одну странную особенность. Каждые несколько минут на их лентах появляется примерно одинаковое количество сообщений о различных нелепых происшествиях, неадекватном поведении людей, идиотских проявлениях деятельности бюрократической системы и так далее. Но некоторые страны с завидным постоянством держат «пальму первенства».
Не знаю, с чем это связано — то ли с пристрастием местных журналистов к такой информации, то ли с особенностями поведения населения, а может — того нам знать не дано, — со своеобразным чувством юмора каких-то горних сил.
Причем наблюдалась даже некая специализация. Иной раз мы развлекались тем, что пытались угадать: откуда пришла очередная курьезная весть. Надо сказать, ошибки бывали, но довольно редко.
Сейчас же с удивлением замечаю, что эпицентр курьезов и нелепостей прочно переместился в посткоммунистическую Россию. Причем налицо явная тенденция к росту объема такого рода информации. То из Серпухова сообщают — бравый экипаж буксира ночью решил покататься, пробил форштевнем газопровод и превратил полреки в кипящую уху. То из Люберец — там некий молодец пытался удовлетворить себя лампочкой, да так и промучился три дня с электроприбором внутри, пока врачи не подоспели. То из Москвы, от армии «освобождают» ударом кувалды по голове через фанерку (цена услуги — 100 тыс. рублей).
Частные ли это случаи, или и в самом деле можно говорить о некой тенденции?
«Модели по- ведения людей в значительной степени изменились, — говорит эксперт Независимой психиатрической ассоциации Владимир Батаев. Некая шизоидация общества, знаете ли, прослеживается».
Одним из подтверждений тому специалисты считают распространение всякого рода «чудес». Началось это с сеансов Кашпировского — по существу, с массового психоза, когда все ждали чудесного исцеления, и шарлатанских сеансов Чумака, считает В.Батаев. Это рассчитано на сознание, которое в значительной степени изменено.
Сейчас же «гвоздь сезона» — психозы, связанные с так называемой «психотронной войной», которую якобы ведут против населения спецслужбы или тайные общества (масоны, сионисты). Больные твердо убеждены, что подвергаются воздействию каких-то лучей.
«Я имел возможность освидетельствовать такого больного, который подал в суд на врачей-психиатров за то, что, по его мнению, они незаконно помещали его в психиатрическую больницу, — рассказывает В.Батаев. — В качестве свидетелей он привел с собой целую группу людей, испытывающих те же ощущения. Они объединяются в группы и клубы, создавая некую субкультуру. Все эти люди считают, что их «зомбируют», хотя все эти ощущения воздействия были известны со времен письменной психиатрии, когда никакого облучения органами не существовало. Форма же «психоза воздействия» определяется эпохой, уровнем развития техники, если это раньше называлось «колдовство», то теперь электроника, экстрасенсы, «лучи», гипноз и так далее».
По мнению психиатра, основная причина таких явлений — нестабильность общества и канувшая вместе с прежним образом жизни пресловутая «уверенность в завтрашнем дне». Люди живут в состоянии постоянного стресса и склонны винить во всех неурядицах какие-то внешние силы. Такое явление можно охарактеризовать и как «паранойю общественного сознания».
Произошло изменение картины психических заболеваний, связанных с социальными факторами. Особенно серьезная ситуация сложилась в ранее относительно благополучной в психическом отношении провинции. Одна из причин, по мнению В.Батаева, — так называемые неплатежи. Люди работают, по много месяцев не получая зарплаты, при этом наблюдая, как обогащаются люди, никогда не занимавшиеся полезным трудом.
Например, на глазах всей страны компания «МММ» обманывает миллионы вкладчиков. Ее глава ненадолго садится на нары, а потом — в парламент. А затем средства массовой информации, недавно ругавшие «МММ» на все лады, как ни в чем не бывало транслируют рекламу объединения.
«Полное разрушение системы ценностных координат приводит к росту неврозов и депрессий, разрушению психики», — говорит В.Батаев.
На фоне всего этого примерно с 1987 года была развернута антипсихиатрическая компания, считает эксперт ассоциации. Психически больные люди стали считать, что врачи-психиатры в сговоре с органами преследуют их, намеренно ставят диагнозы. Были жертвы среди психиатров. В Москве несколько человек были убиты психически больными.
Раньше было «патерналистское» отношение к психическим больным. Государство заботу о своих больных гражданах перекладывало на плечи психиатров. Медики решали за психических больных все: жениться или не жениться, если жениться, то на ком, рожать или не рожать, если рожать, то сколько. То есть игнорировалась полностью свобода личности, свобода человека. Психиатрический диагноз позволял врачу вмешиваться в личную жизнь гражданина, нарушать его конституционные, гражданские и человеческие права.
Со времени перестройки ситуация изменилась. Эту заботу о психически больных гражданах переложили на государство. Был принят закон о психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании. С января 1993 года он вступил в силу. Многие психические больные были сняты с учета. И города стали сразу наполняться, совершенно очевидно, больными людьми.
Теперь все действия контролируются законом. Скажем, для психиатрического освидетельствования необходима санкция суда. Для помещения в больницу также требуется санкция суда. Кроме того, гражданин и его законные представители могут обжаловать это решение. С одной стороны, это расширило права психически больных, но с другой — оставило их без помощи.
Люди в массовом порядке обращаются к колдунам, ведьмам, гадалкам. В газетах то и дело можно встретить объявление вроде: «Лечу от порчи», «Лечу от сглаза».
Оккультизм, «черная» и «белая» магии успешно ведут борьбу с Православной церковью за вакуум, образовавшийся в душах россиян после официальной отмены единственно верного учения.
В этом смысле Россия не является оригинальной. Сходные явления наблюдались в Южной Африке, когда белая элита, устав бороться с международными санкциями и постоянными волнениями внутри страны, принялась постепенно демонтировать систему апартеида. Для белой общины стал стремительно разрушаться целый мир с четкой системой ценностей. К тому же на глазах таяла стена, отделявшая белых от черных и «цветных».
Вместе в отчаянием и страхом проснулся колоссальный интерес к культуре африканцев, в которой колдуны (в Южной Африке из называют «сангома») занимают нишу и врача, и учителя, и духовного наставника. Жители страны, где впервые в мире сделали пересадку сердца, страны с европейским уровнем образования и наукой, вместо антибиотиков стали порой принимать чудодейственный «мути» — состав из обезьяньих фекалий и коры деревьев.
...Паранойя общественного сознания в России охватывает, однако, не только группы населения, выбитые переменами из колеи. Подвержена ей и политическая элита. По мнению психиатров, немало просто больных людей было среди представителей разогнанного Верховного Совета. «Одна из наших пациенток, стоящая на учете и имеющая первую, я подчеркиваю — первую группу инвалидности, баллотировалась в Моссовет», — рассказывает Батаев.
Помню, как в кулуарах научной конференции политологи обсуждали переданное по телевидению интервью одного из представителей оппозиции, отдавая должное четкой аргументации и образной речи выступавшего. Случайно присутствовавший при сем мой знакомый психиатр мрачно изрек: «Да что вы его слушаете, звук можно вообще выключить. Вы на глазки, глазки смотрите — у него чуть ли ни сантиметр между зрачком и нижним веком. Явно высокая степень агрессивности. Наш клиент».
Оценку можно оставить на совести врача. Тем не менее, по некоторым данным, психическое состояние бывших депутатов, заболевания, которыми они страдали, стали важным политическим фактором. Была попытка, например, обследовать Руслана Хасбулатова — якобы его замечали на заседании в состоянии наркотического опьянения. Психические заболевания нормотворцев серьезно принимались в расчет при разработке планов их вытеснения из Белого дома в сентябре прошлого года.
Есть предположения, что именно по рекомендации психологов была использована успешно сработавшая схема: блокада здания — информационная изоляция — неожиданное снятие блокады. В результате психически неуравновешенные лидеры оппозиции окончательно потеряли способность адекватно оценивать действительность, отдали приказ штурмовать Останкино и мэрию, подставив себя (и заодно молодой российский парламентаризм) под снаряды танковых орудий.
Есть потенциальные пациенты и в нынешней Думе. «Взять хотя бы Жириновского — психопат очевидный, — считает эксперт ассоциации. Да, много игры, да, «маска». Но полностью здоровому и уравновешенному человеку не дано так сыграть».
Впрочем, психиатры уже не считают психопатию аргументом против занятия той или иной личностью депутатского кресла. «Многие известные революционеры, пророки, руководители движений, вожди были людьми с неуравновешенной психикой, — говорит В.Батаев. — Тут уж прерогатива народа решать — ставить ли над собой такую личность. Проблема не входит в компетенцию психиатрии». Другое дело — исполнительная власть. Если «едет крыша» у нее, то последствия для общества могут быть более плачевными. По оценкам экспертов Независимой психиатрической ассоциации, психическое здоровье президентских и правительственных структур внушает больший оптимизм.
Однако и здесь некоторые явления внушают опасение. «Мы считаем, что в профессиональном кругу можем обсудить их и квалифицировать, — говорит эксперт ассоциации. Например, нас беспокоит состояние нынешнего президента. Скандалы в Берлине и Шэнноне, замедлившиеся речь и движения, сниженная подвижность психических процессов, «маскообразное лицо» — все это может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. К тому же известно, что у Бориса Николаевича было несколько черепно-мозговых травм. Это может препятствовать принятию быстрых, ясных и четких решений. Но ставить ли такого человека у власти — решать не психиатрам. Кроме того, людей с таким диагнозом и среди избирателей полным-полно».
Грустно все это слушать, тем более об этом писать. Но, как не покажется парадоксальным, невеселый анализ независимого и непредвзятого психиатра — хороший аргумент против требований немедленного обновления нынешних властных структур. Народ, как известно, выбирает не лучших, а себе подобных. Это с блеском подтвердили прошлогодние выборы.
Пропрезидентская партия власти хотела закрепить военную победу блестящим политическим эндшпилем, а в результате чуть не полностью отдала парламент националистам, коммунистам и психопатам. Теперь, кривясь, вынуждена вести с ними парламентские дебаты и делать вид, что ничего страшного не произошло.
Состав Думы, как зеркало, отразил неприятные перемены в обществе, произошедшие с тех пор, как избирался Верховный Совет РСФСР. Деградация общественной психики с тех пор отнюдь не замедлилась. Если процессы будут нарастать, то для анализа действий новых парламента и президента не понадобятся политологи. Достаточно будет психиатров.