UA / RU
Поддержать ZN.ua

Идет охота на волков, идет охота...

Земля под гостиничную застройку здесь продается за символическую цену: один квадратный метр может стоить всего несколько долларов...

Автор: Павлина Семиволос

Земля под гостиничную застройку здесь продается за символическую цену: один квадратный метр может стоить всего несколько долларов. Налоги значительно ниже европейских, а все объекты туристической инфраструктуры на первые десять лет работы полностью освобождаются от налогообложения. На этот же период — никакой отчетности перед государством. При строительстве отеля все необходимое оборудование из-за границы ввозится беспошлинно. Все инвесторы — и свои, и зарубежные — работают в одинаковых условиях и имеют полностью идентичные льготы. Результат: туриндустрия — крупнейший работодатель и мощный источник поступлений в государственную казну. Не нашу, конечно. Речь о Египте, который фактически скалькировал рецепт ошеломляющего туристического успеха Турции.

Казалось бы, все элементарно. Берем уже готовую схему, доказавшую свою стопроцентную эффективность. Шаг за шагом начинаем ее педантично внедрять. Сажаем на голодную диету нечистых на руку чиновников с непомерными аппетитами. И... получаем нового «туристического тигра». Фантастика, скажете вы (особенно насчет «голодной диеты»)? Согласна, фантастика. По крайней мере, сегодня. Ведь для того, чтобы «сказка стала былью», отечественный туризм должен прежде всего обзавестись мощным лобби в высших эшелонах власти, которое наконец-то пробило бы принятие необходимых как воздух законов и подзаконных актов, чье отсутствие беспощадно тормозит развитие украинского туризма.

Но сейчас об этом можно лишь мечтать. Об «озабоченности» власть имущих проблемами отечественной индустрии гостеприимства весьма красноречиво свидетельствует, в частности, следующий факт. На инициированные одной из авторитетнейших профессиональных организаций — Туристической ассоциацией Украины (ТАУ) — общественные слушания на тему «Современное состояние законодательного обеспечения туризма в Украине: проблемы и пути их решения» не пришел НИ ОДИН из приглашенных высокопоставленных чиновников. Возможно, хотя бы благодаря «ЗН» кто-то из них узнает о бедах и проблемах тех, кто вопреки всему еще не похоронил надежду на украинское туристическое чудо?..

Борис ВИХРИСТЕНКО, президент ТАУ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины:

— Одна из самых больших проблем отечественной индустрии гостеприимства — вопиющее несовершенство Закона Украины «О туризме». Из-за законодательной нелепости турпредприятие не может иметь в собственности так называемые средства туристического производства (отели, рестораны, автобусы). Иными словами, узаконено посредничество. Много копий продолжает ломаться и по поводу вопроса ваучеров. Казалось бы, что здесь непонятно: если сейчас законодательно установлено, что ваучер является одной из форм письменного договора на туробслуживание, а обозначенный договор не является документом строгого учета, то почему же тогда ваучер, как одна из форм такого договора, должен быть бланком строгого учета?.. Однако главное научно-экспертное управление руководствуется непонятной логикой, указывая: поскольку ваучер яв­ляется единственным документом, подтверждающим оплату стоимости туристической услуги, порядок и гарантию ее получения, он должен оставаться документом строгого учета. Но ведь ваучер, в соответствии со статьями 20 и 23 Закона «О туризме», не является обязательным для оформления!

Ларчик открывается очень просто — здесь присутствует меркантильный интерес. Подтвержде­ний этому более чем достаточно. Есть так называемое государст­венное предприятие, которому необходим дополнительный источник для «зарабатывания» денег и рычаги для манипулирования турпредприятиями. Эта струк­тура изначально разработала, утвердила и напечатала огром­ное количество бланков ваучеров и продает их турпредприятиям. Такая искусственно выстроенная схема монопольной продажи ваучеров существенно влияет на себестоимость турпродукта. Это, в свою оче­редь, нарушает права потребителей, поскольку приводит к значительному подорожанию туруслуг. Многие руководители турпред­приятий могут подтвердить, как им навязывались изготовленные «суперзащищенные» ваучеры и какое сопротивление организовывалось при попытке отказаться от ваучера и самостоятельно заказать его изготовление...

Мудрый Аристотель говорил: «От законодательства зависит бла­госостояние государства». За­кон Украины «О туризме» в нынешней редакции далек от этой канонической установки. Он концептуально ошибочен, поскольку направлен только на выезд. Это — мнение многих научных сотрудников, а также туроператоров-«въездников», справедливо считающих, что закон не решает ни проблем въездного, ни проблем внутреннего туризма. Да, по большому счету, и выездного тоже, порождая лишь проблемы.

Проблемой остается и создание благоприятного налогового климата в стране. Известно, что Украина имеет самый высокий уровень налогов среди государств с переходной экономикой. Ныне же в Верховной Раде рассматривается законопроект о введении туристического сбора, разрабатывается проект Налогово­го кодекса Украины, где реанимируется гостиничный сбор. На наших глазах происходила перманентная эпопея то отмены, то восстановления нулевой ставки НДС для услуг въездного туризма.

Еще один чрезвычайно актуальный вопрос: отслеживает ли кто-либо в профильном министерстве, контролирует ли соответствующее подразделение Каби­нета министров выполнение своих решений? Известно ли Госслужбе туризма и курортов, что существует утвержденная постановлением правительства Государствен­ная программа развития туризма в Украине до 2010 года, которой предусмотрено создание Туристического кодекса? Сроки давно прошли, но кодекса нет... А интересовался ли кто-либо последовательностью выполнения программ, других нормативно-правовых актов вновь назначенными руководителями туризма? Или, быть может, эти программы уже отменены либо их выполнение является необязательным, а мы даже не подозреваем об этом?

Степан РОМАНЮК, вице-президент ТАУ, президент международного туристического агентства «Украина-Русь»:

— Всем известно, что въездной туризм во многих странах мира активно работает на казну и имидж государства, является одной из важ­нейших категорий экспорта, а часто главным источником валютных поступлений. Во многих странах, но, к сожалению, не в Украине. По доходам от зарубежного туризма, согласно данным Всемирной турис­тической организации, мы занимаем последнее (!) место среди 30 основных европейских стран. Если считать доходы государств Европы от въездного туризма за 100 процентов, то рыночная доля Украины в этих доходах составляет лишь 0,3%. Тогда как, скажем, в Венгрии она равна 1,2; в Чехии — 1,3; в России — 1,6; в Польше — 1,8; в Турции — 4,9%. В структуре экспорта услуг, читаем в справочнике Госкомстата «Украина в цифрах» за 2005 год, въездной туризм составляет лишь 3% — это почти на уровне статистической погрешности.

Вывод: гигантоманские цифры якобы ежегодного роста объемов въездного туризма, коими оперирует центральный орган исполнительной власти в области туризма, маскируют совершенно противоположное. В последние годы иностранный туризм не только утратил надлежащее ему место среди приоритетов государственной политики, но и оказался на периферии государственных экономических и культурных интересов!

Что тормозит развитие въездного туризма? Прежде всего, отсутствие государственнических подходов и идеологии по его развитию. Во-вторых, непрофессиональные, двуликие действия или бездеятельность законодательной и исполнительной власти.

С одной стороны, приоритетность для государства въездного туризма провозглашена в Законе «О туризме». С другой — внесением изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» ВР ликвидирует нулевую ставку на экспорт туристических услуг. В результате украинский турпродукт сразу подорожал на 20% и стал неконкурентоспособным на мировом рынке. В то же время к экспорту товаров и услуг неприоритетных сфер хозяйственной деятельности до сих пор продолжает применяться нулевая ставка НДС, а при импорте туристических услуг действует ставка НДС в размере 20% только с комиссии, а не с базы налогообложения, как во въездном туризме. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать такие действия Верховной Рады государственническими?..

Государственная программа развития туризма на 2002—2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета министров от 29 апреля 2002 г., гласит: «Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма является важным фактором повышения качества жизни в Украине, создания дополнительных рабочих мест, пополнения валютных запасов государства и повышения его авторитета на международной аре­не». Вместе с тем внесенными изменениями в методику расчета и порядок использования платы за аренду государственного имущества, утвержденными кабминовским постановлением от 27 декабря 2006 г., арендная ставка для туристических предприятий (в том числе занимающихся въездным туризмом) поднята до 22 про­центов. Это сразу увеличило для них арендную плату в 1,5 раза. То­гда как для магазинов, торгующих алкогольными и табачными изделиями, складов, стоянок для автомобилей и других организаций неприоритетных сфер деятельности, арендная ставка практически вдвое (!) меньше.

Выступая на выездном заседании профильного комитета Верхов­ной Рады, проходившем в Одессе 11 ноября 2006 года, я передал председателю комитета г-ну Томенко подготовленную специалистами ТАУ объяснительную записку и проект изменений в Закон «О налоге на добавленную стоимость». Наши предложения, к сожалению, не были учтены депутатами при подготовке и принятии в ноябре Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения». Это — еще одно свидетельство недостаточной заботы профильного комитета ВР о развитии въездного туризма. (Законопроект, восстанавливающий нулевую ставку НДС для услуг въездного туризма, зарегистрирован в ВР только 20 февраля 2007 г. — П.С.)

Татьяна ВОЛОШИНА, вице-президент ТАУ, генеральный директор ООО «Олимп Тревел ЛТД»:

— В Законе Украины «О туризме» (раздел 1) государство провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития, экономики и культуры. К сожалению, это — всего лишь декларация. В Украине туризм не является приоритетом по определению. Назовите, например, хотя бы одну туристическую международную выставку, профинансированную государством. Ни одной!

Что-то перевернулось в наших головах, господа! Почему-то экспортное возмещение за металл — норма, а за экспорт услуг в туризме — очень большая льгота, а не нормальная экономическая политика государства. Сначала мы полностью переписали Закон «О туризме», назвав это «изменениями в законе» и нацелили отрасль на выездной туризм. Сейчас хотим принимать отдельный закон о сельском зеленом туризме, завтра — о детском, спортивном, конгрессном, круизном, въездном... Это и в сельском хозяйстве нужно отдельные законы штамповать о мясе, сале, птице, свекле, моркови, луке?.. Или все-таки необходимо в Законе «О туризме» позаботиться о его въездном и внутреннем сегментах?..

Но мало нам НДС в 20 процентов. Ныне нардеп Хомутынник инициирует введение еще одного налога — туристического сбора. И опять-таки — на прием и внутренний туризм, а не на выездной.
Г-н Черновецкий планирует в несколько раз поднять для нас и для отелей стоимость коммунальных услуг. Плюс для «увеличения» количества туристов реанимировать 20-процентный гостиничный сбор...

Нас успокаивают цифрами: Украина принимает миллионы туристов — 19, кажется. Но ведь пограничники считают всех, включая стюардесс и правительственные делегации. А почему же не считать — они у нас все «туристы»!.. Ну, пусть так. Значит, как минимум 10—12 млн. гостей посещают Киев. Если это — туристы, каждый из них обязательно посмотрит Софию и Лавру: это, как у фигуристов, обязательная программа. Но София за 2006 год официально дает цифру 13 тыс., Лавра — 24 163 посетителя. Вот вам, дорогие мои, и Юрьев день! Это такие «достижения» от государственного протектората по приему иностранных туристов!..

Цены непрерывно растут, с 2006 года взимается 20 процентов НДС, а наш ненавязчивый сервис все так же далек от совершенства, а порой и вообще отсутствует. Мы уже этот въездной туризм и десятью тысячами евро, и лицензированием, и эксклюзивной деятельностью, и ваучером обложили, как волка красными флажками. Те­перь еще НДС, гостиничный, туристический сбор, повышенные ком­мунальные платежи... Можно ста­вить крест на приеме. Никакие изменения к закону не помогут, если не изменить подходы, отношение и немедленно не создать действенные экономические рычаги.

Если мы действительно хотим развивать внутренний и въездной туризм, необходимо в законе в дальнейшем возобновить именно эти приоритеты. Возобновить экспорт туристических услуг с возме­щением НДС экспортерам: хватит уже экономить на спичках, чтобы на «мерседес» хватило. Ввести мораторий на любые новые сборы и налоги, увеличивающие стоимость туристического продукта. Обосновать целесообразность 50-процентной скидки на коммунальные услуги для турпредприятий, занимающихся приемом и внутренним туризмом. Включить хотя бы самые необходимые три-четыре зарубежные выставочные мероприятия в перечень выставок, финансируемых государством. Снять на английском языке хоты бы один приличный документальный фильм о туристических возможностях Украины и обеспечить его неоднократный показ по ТВ, по крайней мере, в странах европейского содружества. Выпустить миллионным тиражом хотя бы один печатный каталог о выдающихся с точки зрения истории, архитектуры, этнографии местах Украины. Наконец обеспечить государственнический подход к национальному туристическому продукту и к таким видам туризма, как прием и внутренний туризм, которые без сомнения, экономически и социально выгодны Украине.

Евгений КАЗНАЧЕЕВ, директор турпредприятия «Фотон» (г.Донецк):

— Пятая статья закона «О туризме»— об исключительности туроператорской деятельности — более чем одиозна. К чему она привела на практике? К тому, что нам пришлось проводить реорганизацию, т.е. вносить изменения в устав, исключать из него все другие виды деятельности, сокращать штат, прекращать все виды деятельности, которыми мы занимались раньше, и практически доводить фирму до нерентабельности. Я имею в виду, естественно, не крупных киевских туроператоров, которые работают на выезд, и нерезидентские компании. Под них, именно под нерезидентов, работающих, по сути, на вывоз денег из нашей страны, и была создана эта статья. Ведь здесь, на родине, таким туроператорам ничего не надо делать: им не нужен ни транспорт, ни туриндустрия (объекты, обеспечивающие проживание, питание и отдых наших гостей), ни сувенирная продукция, ни легкая промышленность.

А что имеем мы? Мы не можем стать собственниками ни транс­порта, ни базы, ни гостиницы — ничего. Мы не можем предоставлять все виды необходимых услуг, которые нам предоставляют зарубежные операторы, когда мы туда везем своих туристов. Приезжаем в ту же Турцию — стоят автобусы с логотипом принимающей турфирмы, едем в гостиницу — там тот же логотип. И все нормально.

Несколько слов по поводу вау­чера. Прежде всего — как их получить? Если честно, это для нас проблема. Поскольку, отправив заявку, предоплату, доверенность и ряд других документов по почте, мы свыше трех недель ждали их получения. Кстати, кто-то пробовал ввести в этот ваучер свой логотип? Я бы двойку по программированию влепил тому, кто создавал программу заполнения такого ваучера!..

Кроме того, что невозможно в него ввести свой логотип, там и шрифты невозможно поменять: ничего не корректируется. Как работать с таким ваучером?.. Или, например, в нем дано одно огромное окно под финансовое обеспечение. Зачем?.. А для того, чтобы написать, что же входит в состав турпакета (трансфер, размещение и т.д. ). Под это же отведена маленькая-маленькая строчечка. Все остальное — адреса прини­мающих фирм и т.п. — приходится печатать на обратной стороне ваучера. Словом, он требует серьезнейшего улучшения. А еще лучше вообще от него отказаться: если все равно есть договор, зачем еще и ваучер? А если есть ваучер, то зачем еще требовать отчетность?..

Согласно действующему закону, для получения туроператорской лицензии мы должны заплатить 20 тыс. евро банковской гарантии на случай потенциально возможного банкротства. Это — 20 тысяч евро, замороженные в банке и выданные ему для пользования в течение трех—пяти лет. Получается, на пять лет мы должны изъять из оборота 20 тыс. евро, положить в банк, который будет их крутить, и ни копейки с этого не получать. Плюс ко всему мы должны заплатить банку за хранение этих денег. Честно говоря, не знаю, какой украинский туроператор может себе позволить подобное. Получается, это положение в законе тоже создано под нерезидентные компании, заинтересованные в одном — задавить нашего отечественного туроператора с целью увеличения объемов выездного туризма. Если нужна финансовая гарантия, то пусть это будет как во всем мире — через страховые компании.

На сегодняшний день нет четкой границы, что может туроператор, а что — турагент. Можно не быть туроператором, но подавать документы в ряд консульств и получать визы. Можно не быть туроператором и через представительства иностранных компаний отправлять своих туристов за рубеж. Можно не быть туроператором и напрямую работать с гостиницами, базами отдыха, пансионатами и лечебно-оздоровительными учреждениями Украины. Объекты же размещения, не имея лицензии, могут реализовывать свои услуги напрямую и иностранным туроператорам, и иностранным туристам. Если же они предлагают размещение через наших украинских туроператоров, то накручивают цены, тем самым ставя нас вне конкуренции.

Анатолий КТИТАРЕВ, и.о. председателя правления Ассо­циации санаториев и курортов Украины:

— Вопрос законодательной поддержки туризма — это не только принятие необходимого законодательства, но и неукоснительное его выполнение всеми сторонами. Но если на каждую турфирму приходится с десяток контролирующих органов... Свежий пример. Весной 2005-го некие умельцы из ГНАУ выпускают документ (к слову, не зарегистрированный в Минюсте), где абсолютно произвольно трактуют пункт 9 закона Украины «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг». На основании этой вольной трактовки требуют введения при расчетах с потребителями кассовых аппаратов и начинают штрафовать турпредприятия на миллионные суммы, хотя у турфирм обороты значительно меньшие. Несмотря на двухлетнюю эпопею тяжб с турфирмами и проигранные во многих судебных инстанциях дела, ГНАУ не отменяет свое незаконное решение и продолжает трактовать п.9 вышепомянутого закона по-своему. Закрывая глаза на то, что это — закон прямого действия и его запрещено менять какими-либо подзаконными актами.

Не менее своеобразные вольности с применением положений закона допускает и Кабмин. Скажем, статьи 18 и 19 Закона «О туризме» определяют, что порядок сертификации и категоризации средств размещения должен утверждать КМУ. Вместо этого Кабмин принимает решение создать специальную комиссию во главе с вице-премьером, которая будет принимать решения по категоризации отелей. Неужели вице-премьеру по гуманитарной сфере больше нечем заняться? Неужели работники КМУ поедут на места пересчитывать метраж туалетов или количество плечиков в шкафах?.. Выходит, проект постановления КМУ, выставленный на сай­те Госслужбы по туризму и курортам, изначально формальный.

Зато просматривается неформальное желание не улучшить ситуацию в гостиничном бизнесе, а оставить за собой право давать или не давать. Категоризация — дело добровольное, и владельцы гостиниц, чтобы не связываться с данной инстанцией, просто откажутся от категорий. В РФ да и в других странах эти вопросы решаются либо профильными министерствами, либо профессиональными объединениями, на худой конец, — органами, определяющими стандартизацию.

Наблюдаем и тенденцию принятия решений при полном игнорировании мнения профессионалов. Например, нардеп Хомутынник разрабатывает проект закона о туристическом сборе. Причем из-за непрофессионализма в данных вопросах, согласно этому документу, сбор должны будут платить даже командировочные. Кроме того, принятие подобного решения приведет к повышению стоимости обслуживания иностранцев в нашем государстве. А оно и так выше, чем в других странах...

За годы, когда главному туристическому ведомству были переданы права влиять на ситуацию в санаторно-курортной сфере, не было сделано НИЧЕГО. Идут тольк­о набившие оскомину разглагольствования о земельном кадастре. Мол, вот будут в Госслужбе эти кадастры, мы сразу же решим все проблемы. И больше ничего конкретного по существующим проблемам, которых в курортном деле не меньше, чем в туризме. А ведь работы здесь — непочатый край. В данный момент это и под­готовка к новому туристическому сезону, и завершающая фаза подготовки налогового кодекса. Что делает в этом плане Госслужба?.. Там даже не знают, какие налоги предусматриваются для турфирм и гостиниц. А потом разведут руками и скажут — нам спустили, давайте выполняйте.

С другой стороны, что с них возьмешь? Структура, которую каждые два-три года реорганизуют и в которой из шестидесяти работающих человек едва ли найдется хотя бы пять фрагментарно работавших в туризме, ничего, кроме мертворожденных концепций, сотворить не может.

Поэтому еще раз призываю объединить наши усилия и совместно добиваться конкретных дей­ствий от государства по поддержке отечественного туризма. А не подменять эту поддержку присоединением отрасли, наполняющей бюджет страны, к бюджетопотребляющим ведомствам.