UA / RU
Поддержать ZN.ua

...и змея на закуску

Кактусы-драконы, поля-кладбища, пруды со священными карпами, Кокосовый, Медовый и Фруктовый острова.....

Автор: Дарья Сницарева

Кактусы-драконы, поля-кладбища, пруды со священными карпами, Кокосовый, Медовый и Фруктовый острова... Это — далеко не полный перечень всех чудес, увиденных главным редактором самого «странствующего» отечественного издания «УКРАИНСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ» Любовью Чигирь во Вьетнаме. Воспоминаниями с пряным привкусом индокитайской экзотики она и поделилась с читателями «ЗН».

— Я не очень люблю туризм в виде пляжного отдыха, — говорит Любовь. — Если уж ехать в какую-то дальнюю даль, то чтобы узнать как можно больше и увидеть все своими глазами. В случае с Вьетнамом повезло. Длинную полоску страны вдоль океана мы проехали всю — от древней столицы Ханоя до горячего южного Сайгона.

Ханой — город на один день, где делать особо нечего, разве что посмотреть на мавзолей Хо Ши Мина да погулять возле огромного озера в центре города. Столица поразила атмосферой сплошной радостной харчевни, наполняющей город до самого неба ароматами рыбного соуса и лимонной травы. Абсолютно все тротуары уставлены маленькими столиками и стульями, где утром, в обед и вечером трапезничает трудовой люд. Дома вьетнамцы не готовят, кроме самых экономных, предпочитая столоваться у тетушек Ли и Лю, выпивая при этом рюмочку рисовой водки. А бодрые стряпухи ровно в 19.00 незаметно исчезают с рабочих мест, чтобы пополнить стройные ряды физкультурниц в центральном парке. Создается впечатление, что на ежедневную аэробику собирается половина женского населения города.

Север Вьетнама более бедный и похож на нашу страну начала 1990-х — натуральный обмен, радость свежей копейки, огромные ночные базары... Каждый клочок земли ухожен и засажен чем-то полезным. Но вот незадача — на семейных полосочках рисовых полей, где по деревенскому обычаю находят последний приют вьетнамцы, большую часть занимают склепы с напоминающим свастику буддистским символом вечной жизни на «фронтонах». И места для выращивания риса новым поколениям уже не остается. Правда, чем дальше на юг, тем меньше полей-кладбищ — власти борются с этим явлением.

Удивило фанатичное отношение вьетнамцев к туризму. На центральной трассе страны попадаются огромные туристические «отстойники», куда сворачивают автобусы с группами экскурсантов. Члены профсоюза, школьники, пенсионеры наполняют огромные залы туристического ресторана, обедают по талонам и мчатся дальше — на горный курорт Далат, к древним монастырям, императорским дворцам и индуистским святыням.

Чем дальше на юг, тем больше «модерна». В центре страны живут католики, их дома в колониальном стиле демонстрируют стремление к достатку. Жилища буддистов гораздо скромнее. Сказывается разница мировосприятия адептов двух религий.

...Автобус мчится между зарослями манговых рощ, кофейных плантаций и каучуковых лесов. Озера засажены лотосом, без которого не обходится ни один алтарь. Еще одна культура входит в моду — кактусы-драконы, яркие сочные плоды которых считаются лучшим средством от сердечных болезней.

В древней столице Вьетнама Хуэ достопримечательностей немного. Имперский Пурпурный город, эталон фен-шуя, во время американо-вьетнамской войны служил прибежищем патриотов и сильно разрушен. Но кое-что из эдакого все же осталось: чаны, где некогда варили коррумпированных чиновников, дивные пруды, в которых водятся огромные священные карпы, наряды императорской семьи.

Мы сделали остановку у подножия Мраморных гор — пяти каменных холмов, образованных из мрамора. Здесь много пещер, буддийских, индуистских святилищ, монастырей. В Деревне каменных мастеров стоит белая пыль — кажется, все живое превратилось в мрамор и осело на полки огромных прилавков.

Невдалеке расположен еще один из интереснейших объектов, навевающих философские мысли о тщетности честолюбивых усилий, — мавзолей Тхиен-диня. Восемь лет, с 1916-го по 1925-й, отбирая у подданных последние крохи, на высоченной горе император строил огромный мавзолей. А сам сгинул где-то на чужбине...

Хойан — серединная точка Вьетнама. Впереди — Нья Чанг, самый большой и известный курорт страны с древними индуистским храмами, заповедниками, островами. В этот курорт, между прочим, вложены деньги, заработанные в Украине. Владельцы харьковского бренда «Мивина» — вьетнамцы — построили на острове огромный отельный комплекс «Вин Перл». А еще — развлекательный центр с дискотекой, что для данных широт большая невидаль. И протянули на курорт самую большую в Юго-Восточной Азии канатную дорогу.

Последняя точка Вьетнама — Хо Ши Мин, или по-старому Сайгон. Современный азиатский мегаполис, где каждому найдется занятие по душе. Мы отправились в живописную дельту Меконга — кататься на джонках, посетить Кокосовый, Медовый, Фруктовый острова. И по требованию «экстремалов» — отведать тушеную змею, убитую на глазах заказчиков. Ритуал с выпиванием крови и поеданием печени не порадовал эстетикой. Но туриста хлебом не корми — дай попробовать чего-то необычного. Чтобы потом взахлеб рассказывать о поездке в стиле «не как все».