UA / RU
Поддержать ZN.ua

И УСПЕВАЛА СУДЬБА ОТВЕСТИ...

За несколько дней до премьерного спектакля в одном из многочисленных коридоров Киевского цирка, а...

За несколько дней до премьерного спектакля в одном из многочисленных коридоров Киевского цирка, а каждый из них подобен лабиринту, в которых непосвященный потеряется, а посвященный знает, пройдя переходы, он непременно выйдет к манежу, я встретила супруга той, о ком пойдет речь, — заслуженной артистки Украины воздушной гимнастки Светланы Лисиненко. Он был бледнее обычного и нервно придерживал левой рукой глубоко изодранную правую.

— Виктор, что случилось?

— Светлана сорвалась. Еле удержал лонжу. Хорошо, что пассировал я, а если бы просто кого-то поставили? Было бы, как в Алма-Ате или Луганске, — и дрессировщик Кошман нырнул в очередную дверь коридора. Диалог верный лишь по смыслу. Как вы, читатель, понимаете, диктофона, чтобы записать его дословно, у автора не было.

Однако 27 января в день премьеры под куполом цирка, высвеченного подобно небосводу, среди «звезд» легко, грациозно и бесстрашно порхала, выполняя сложнейшие трюки, Светлана Лисиненко. Я же вместе со зрителями, задрав голову и затаив дыхание, следила за таинством воздушной мистерии. Зал дружно выдыхал, когда гимнастка, осуществив очередной «смертельный» трюк, возвращалась в крепкие и верные руки партнера-ловитора Владимира Кашеварова.

И чего в этом номере больше — воздушной гимнастики или изысканного балетного танца в воздухе, — затрудняюсь сказать. Скорее, это был синтез земного и небесного, когда, облаченная в каркас тела, душа получает возможность почувствовать себя свободной. А может так и порхали в Библейском Раю наши мифические предки Ева и Адам до того, как, нарушив закон Божий, согрешили и были изгнаны на Землю. Простите автору эти ассоциации. Описать номер не представляется реальным — в нем ведь не только динамичный видеоряд, но и живые эмоции, чувство, образ.

Из ничего ничего и не бывает, или Немного хронологии

Для того, чтобы разобраться, где же тот стык, из которого рождается образ, не мешает заглянуть в прошлое. Тут роль машины времени могут сыграть и семейные фотоальбомы. Нужно сказать, что люди цирка ведут их с особой бережностью. Ведь в цирке как нигде творческая жизнь в таких жанрах, как гимнастический, акробатический, коротка. Может, поэтому, снимаясь артисты стремятся запечатлеть на фото трюк в первую очередь и мало заботятся о том, чтобы в кадре оказалось то, что хочется для знакомства увидеть прежде всего. Это — лицо, глаза, улыбка. И осуждать цирковых за это не стоит. Ведь такой подход лишь подтверждает постулат режиссера и теоретика театра К.С.Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». К такому выводу, листая альбомы цирковой семьи Лисиненко, пришла автор, желая развернуть артистов к вам, читатель, в анфас.

Итак, начнем. Основатель семьи Иван Максимович ушел в цирк, да еще вместе с братом Николаем из взорванного во время последней войны киевского ресторана «Континенталь», где во главе с отцом служили поварами. По чистой случайности, в которой естественно есть закономерность, их на пляже Труханового острова еще в 1929 году увидел режиссер цирка Арнольд Арнольдович Арнольд — это цирковой псевдоним сына киевского юриста, также «изменившего» профессии и ставшего именитым в принявшей его сфере. В тот летний день Иван с группой аматоров циркового искусства на берегу Днепра репетировали групповой акробатический номер. Дальше... 42 года постоянных репетиций, выступлений в разных цирковых жанрах. Милостливыми к нему оказались Артемида и Аполлон. Почему они? Но цирковое искусство ведь из античности вышло. Не верите? Проверьте, как выглядят древние сооружения для зрелищ — вокруг круглого манежа — ареной его называли, со всех сторон ряды амфитеатра.

Цирковое искусство спасло жизнь и матери Светланы Лисиненко Валентине Павловне. 4 июня 1941 года 12-летняя Валентина, работавшая в акробатическом этюде со взрослым партнером, выехала из Ленинграда на гастроли. Когда вернулась, ни матери, ни сестер в живых после блокады не оказалось.

Характерно, что Валентина Павловна, как в будущем и ее дочь, прошли школу балета.

Встретившись на цирковых дорогах, Валентина и Иван двадцать лет совершенствовали и доводили до тончайшего уровня мастерства пластичные и легкие для восприятия извне движения сложных трюковых комбинаций в своем «Акробатическом этюде».

Иван Максимович умер за день до того, как его внучка, ныне 19-летняя артистка цирка Светлана Кашеварова, отправилась в первый класс.

Акробатический дуэт Лисиненко был в числе артистов, составивших первый украинский цирковой коллектив, сформированный в 1956 году. Потом «мода» на национальные коллективы прошла и тогдашнее цирковое управление «Союзгосцирк» спокойно убрало то, что с надеждой и верой рождалось в Украине.

Мечты и реальность

«Балет в воздухе», «Воздушные влюбленные» — так воспринимали выступления Светланы Лисиненко и Владимира Кашеварова парижане...

Хотя по словам Светланы она, выросшая в цирковой среде, и не помышляла быть артисткой цирка. Мечтала стать балериной. Была ученицей Киевского хореографического училища, но сломала мениск. Лечащий врач был откровенен — «хорошей балериной тебе не быть». Средней быть Светлана не захотела сама. Родители, друзья семьи рекомендовали поступать в Киевское эстрадно-цирковое училище. И только, когда Лисиненко-дочь сама прочувствовала, оценила блестящие по мастерству выступления знаменитых в 50-е — 60-е годы воздушников — семьи Волжанских, канатоходки-гимнастки Раисы Немчинской, позволявшей себе бесстрашно парить и под брюхом вертолета, высоко над стадионом, приняла решение — если быть в цирке, то только в воздухе. Так в ее жизни впервые схлестнулись дороги Судьбы и Рока.

Со временем под куполом цирка появился воздушный дуэт на «рамке». Попробую объяснить вам, читатель, что такое цирковая рамка. Это гимнастический снаряд в виде металлического прямоугольника, который крепится под куполом на двух вертикальных тросах. Впрочем, посмотрите на фотографию. С.Лисиненко рассказывает о том, что в конце 60-х работа на рамке была полузабытым жанрам. Вспомним: «Новое — это хорошо забытое старое» и, конечно, оно всегда вызывает внимание и интерес, удивляя своей новизной зрителя. Зато исполнителям приходиться изрядно потрудится над трюковой частью, композицией, образным решением.

Наконец «рамка» в воздухе. Воздушный дуэт двинулся по цирковому «конвейеру». 1970 год. Алма-Ата. Эти гастроли едва не закончились для артистки летально. Униформист, страховавший Светлану, когда она работала в воздухе, не удержал ручную лонжу, и артистка полетела в манеж с
8-метровой высоты. Не сразу и поняла-то, что падает, продолжала выполнять трюк. Но в тот миг, когда ощутила, что лонжа летит вслед за ней и не будет спасительного рывка, вслед за страхом пришло осознание того, что если позволит расслабиться, то с ударом о ковер из нее уйдут душа и дух. «Нет!» — приказала себе С.Лисиненко и ощутила, упав на манеж, спасительную боль — значит жива.

Очнулась. И показалось Светлане, будто лежит она парализованная и нет у нее ни рук, ни ног и ничего нет. И было то странное мистическое, как утверждают попадающие в коматозное состояние, чувство, когда на миг с вечностью, когда душе удается «заморозиться» в теле. Хотя какая уж тут мистика. Тут скорее воля. Воля хрупкой, женственной и сильной духом личности, которая сама и запретила себе умереть. Это случилось 25 лет назад. Но был и повтор падения. Он случился через четыре года в городе Луганске.

Летает Светлана. Летает, и слава Богу! И те, кто восхищается ее гибкой грациозностью, не догадываются о трех сросшихся позвонках. И в торжестве своем над Роком подарила ей Судьба дочь и творческое долголетие. И с 1977 года партнера Владимира Кашеварова, ставшего супругом Светланы Лисиненко. Автор уходит от того, чтобы приоткрыть занавес над личной жизнью артистки, но делает при этом пояснение: парадоксальность циркового искусства заключается в том, что, расставаясь в быту, артисты, создав сложный, интересный номер, где далеко не всегда возможна адекватная замена партнера, сохраняют свое произведение и продолжают сотрудничать в манеже.

Проекция на социум

Когда я узнала о том, как во время гастролей артистов советского цирка во Франции — было это в 1984—
85 гг., любезно пригласил в гости в Парижскую мэрию — тогда мэр города Парижа — Жак Ширак, то поинтересовалась: неужели господин мэр так влюблен в цирковое искусство?

Ответ был прост: уважение к личности артиста, к профессионализму и мастерству — типичное явление в обществе, где понятие «искусство» существует нераздельно от социума, который принимает и ценит его по достоинству.

На спектакли приходили звезды французского кино Робер Оссейн, Жан-Поль Бельмондо. Последний непременно хотел оставить Светлане свой автограф и долго допытывался, как правильно написать ее имя на французском языке. Через несколько лет в городе Такусимо — это уже Япония — артистка стала главным действующим лицом телевизионной передачи.

И только в головы «советских людей» упорно внедрялась мысль о том, что искусство цирка — прерогатива солдат и детей. Когда же артисты «советского цирка» начали выезжать за железный занавес, то, обладая признанной в мире цирка школой и высоким профессионализмом, оценивались с согласия собственного руководства, по унизительно низкой шкале в оплате, а на руки получали и вовсе мизерную сумму.

Тщательно опекаемые «красными швейцарами» — понятно и без расшифровки кем, они были дешевыми поставщиками валюты, которая крепко и тихо оседала в казне партийных лидеров и впоследствии очень им пригодилась.

— ...Без гастролей не увидишь мира, а он не оценит твоего мастерства, — говорит заслуженная артистка Украины Светлана Лисиненко. — Как можно жить, не имея возможности увидеть, как работают твои коллеги? Все верно. Но когда в уже упомянутом 1985 году председатель президиума Верховного Совета УССР госпожа В.Шевченко принимала тех, кому удосужилась присвоить звание, то вдруг удивленно воскликнула: «О! Что-то циркачам много наград надавали!» С.Лисиненко дословно запомнила эту фразу, настолько больно и глубоко она ее ранила своей некорректностью и неуважением к людям, отдавшим себя цирковому искусству, а еще тем, что указы председатель сама и подписывала.

Экспресс-эпилог

Светлана Лисиненко:
— Отец учил следить за манерами, за походкой. Он говорил — артист должен быть образованным человеком и выделяться из толпы.

На создание образа «воздушных влюбленных» оказал влияние своими произведениями французский скульптор XIX — XX в.в. Роден, у которого «любовь как жизнь».

Одухотворенную музыку специально для номера написал белорусский композитор Лев Моллер.

Заслуженная артистка Украины Светлана Лисиненко и ее партнер Владимир Кашеваров одни из немногих артистов, граждан нашего государства, вернулись из компании «Российский цирк» в Украину, где по-прежнему меньше платят и почти отсутствует международная гастрольная деятельность.

Что ж тут сказать? Если известно: «Осилит дорогу идущий».