UA / RU
Поддержать ZN.ua

И ХЛЕБА, ХЛЕБА ПОБОЛЬШЕ!

Возмущенная десятилетняя соседка — пятиклассница Катюша — делится с мамой: — А завучка стала в дверях и нас не выпускает на переменку!..

Автор: Светлана Кабачинская

Возмущенная десятилетняя соседка — пятиклассница Катюша — делится с мамой:

— А завучка стала в дверях и нас не выпускает на переменку! Нет, ты представляешь? Ты представляешь? А нам, может, нужно свежим воздухом подышать!

— Мороженого вам хочется, а не свежего воздуха, — с полным пониманием проблемы возражает мама. — Так что правильно делает ваша завучка, что не выпускает вас, пока не пообедаете. И вообще, нужно на родительском собрании вопрос поднять, чтобы убрали киоск подальше от школы. А то желудки сникерсами и жвачками испортите, а потом лечи вас.

Катюша сердито выдергивает свою руку из маминой. И уже через минуту хитро заглядывает ей в глаза:

— Ма, а ты мне завтра еще дай гривну, хорошо? Я не на перемене, а после уроков мороженое куплю!

Соседка поворачивается ко мне, ища поддержку:

— Ну кто ей объяснит, что в школе нужно обязательно съесть горячий завтрак, а не мороженое или шоколадку?

Конечно, никто, кроме самой мамы. В том-то и дело, что сегодня родители почти не знают, чем и как питается в школе их ребенок. Пару гривен в руку — и целый день спокойны. Что он покупает за те гривны, не проконтролируешь. Не случайно вокруг всех учебных заведений в городе прилепились, как пиявки, киоски, палатки, лотки и прилавки с обычным «детским» набором — конфетами, печеньем, кока-колой, семечками. Вот и борются по-своему с этими рассадниками нездорового и некачественного питания педагоги, выставляя «дозоры» на школьном крыльце во время перемен.

В хмельницких школах практически сохранены все 46 школьных столовых — более чем на восемь тысяч мест. Правда, уже давно нет комбината общественного питания, который централизованно занимался ими в советские времена. Нет и бесплатного питания для учеников младших классов, тоже обязательного при развитом социализме. Даже статьи об этом в законе об охране материнства и детства не осталось. Зато на школах осталась ответственность — скорее моральная, но все же — и за здоровье своих воспитанников. Вот и стали они самостоятельно проявлять заботу о меню школьных завтраков и обедов. Тем более что в этом имеется и их финансовая заинтересованность: средства, идущие на спецсчет, из которого финансируется питание, прямо пропорционально зависят от реализованной столовой продукции. То есть — лучше приготовишь, останешься в двойном выигрыше: и дети сыты, и больше денег будет для улучшения питания.

Хотя именно с качеством блюд в школьных буфетах и столовых нередко возникают проблемы. Нет, блюда, как свидетельствуют практически все проверки санитарно-эпидемиологической службы, отвечают стандартам и требованиям детского диетического питания, а меню сбалансировано по содержанию белков, жиров и углеводов. Конечно, хотелось бы большего: свежих овощей и фруктов, соков, того же обязательного для младших школьников молока. Но не в этом причина иногда случающихся неудовольствий. Просто — не так вкусно, как дома. Хотя приготовить на несколько сот человек так же разнообразно и аппетитно, как дома для одного отпрыска, естественно, сложно. Тем не менее именно родители должны были бы объяснить ребенку, почему полезнее питаться в школьной столовой, нежели в киоске. Зато, бывает, на ровном месте возникают конфликты. Родители заявляют: не заставляйте моего ребенка есть в вашей столовой, пусть себе что-нибудь другое купит — мы денег для него не жалеем.

Конечно, в наше время это не такое уж и распространенное явление. Чаще случается другое. Учителя, всегда дежурящие в столовой, заметили, как много берут хлеба некоторые школьники — особенно те, которые питаются бесплатно: сироты и полусироты, из бедных и малообеспеченных семей. За обедом они его не съедают, а украдкой прячут в карман. Для некоторых из них, оказывается, это серьезный довесок и к домашнему обеду. Ведь питание в таких семьях чаще всего очень скромное.

Для таких — льготных — категорий в нынешнем году выделено из городского бюджета 13,5 тысячи гривен. Бесплатно питаются в школах почти семьсот учеников. Всего же 95% школьников получают в школах горячие обеды. Из качественных, довольно дешевых и, главное, экологически чистых продуктов. Это — основные требования к поставщикам, получающим право сотрудничать со школами в результате выигранных тендеров.

Конечно, городские школы в более привилегированном положении в сравнении с сельскими: и помещения лучше, и выбор поставщиков более широк, и оборудование на школьных кухнях современнее. Да и родители, что там ни говори, куда денежнее — тем более в базарном Хмельницком. Сельские же школы — те из них, где сохранились столовые, — выходят из положения иначе: сами себя обеспечивают основными продуктами. Разумеется, за счет детского труда в местных хозяйствах (там, где эти хозяйства сохранились), на пришкольных участках и в садах. Зато и цены за обеды там — сугубо символические. И к тому же продукты всегда свежие. Что, собственно, и необходимо детским желудкам.

Поскольку детским мечтам, свидетельствуют ответы на анкеты, все равно больше соответствуют «мивины», чипсы, фанты и баунти. И мороженое — как же без него? Вон как лакомилась им Катюша — даже пальцы облизывала, идя рядом с мамой из школы. Ну как тут откажешь ребенку, если он так просит? — говорило выражение маминого лица. Так кого же привлекать в союзники школьным столовым?