UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХВАЛИТЕ ДРУГ ДРУГА —

и вам не придется садиться на «горячую плиту» Нередко поведение других людей раздражает нас настолько, что мы перестаем себя контролировать...

и вам не придется садиться на «горячую плиту»

Нередко поведение других людей раздражает нас настолько, что мы перестаем себя контролировать. Казалось бы, такие реакции непроизвольны и являются лишь эмоциональной разрядкой. Но главная их цель иная - заставить партнера изменить свое поведение. Все наши слова, жесты, действия при этом можно расценить как «наказание», направленное на исправление «провинившегося». Однако часто мы только «сотрясаем воздух». Как же добиться того, чтобы демонстрация нашего недовольства приносила желаемый результат?

Существует система, получившая шутливое название - принцип «горячей плиты».

Правило 1. Если вы дотронетесь до горячей плиты, то тут же обожжетесь. Выражение недовольства также должно быть безотлагательным, иначе человек может даже не понять, на что вы сердитесь.

Правило 2. «Наказание» горячей плиты действенно с первого же раза. Ваша реакция на нежелательный поступок должна быть такой, чтобы больше он не повторился.

Правило 3. Горячая плита «наказывает» только руку, которая к ней прикоснулась. А мы порой теряем чувство меры и из-за пустяка готовы припомнить человеку все его промахи и недостатки. «Наказание» будет гораздо эффективнее, если сконцентрироваться на конкретном проступке. Когда же уязвлено самолюбие, ничего, кроме обиды, от человека не дождешься.

Правило 4. Горячая плита действует на всех без исключения. А нам часто приходится гадать: отчего одним прощается то, за что других наказывают? Так ребенку трудно принять упрек в неаккуратности, когда по всему дому разбросаны отцовские вещи. Вместо того, чтобы изменить свое поведение, он скорее попробует добиться от матери такой же снисходительности и к себе.

Правило 5. Если вы дотронулись до горячей плиты, то попытаетесь найти средство ослабить боль. Нужно говорить людям не только о том, чего они не должны делать, но и о том, какого поведения вы от них ждете.

Впрочем, всякая критика обычно воспринимается человеком как неприятность. Поощрением вы гораздо быстрее добьетесь от близких желаемого. Например, молодая женщина вышла замуж за человека, который очень любил распоряжаться. Хуже того, и его отец, поселившийся с ними, тоже взялся помыкать невесткой. Мать женщины была в ужасе, когда впервые увидела, что приходится терпеть ее дочери. «Не беспокойся, мама, - сказала дочь, - поживем - увидим». Она взяла за правило как можно меньше реагировать на команды и резкие реплики и одновременно поощрять любое проявление вежливости и внимания со стороны мужчин. За год они превратились в очень славных людей. Теперь когда она приходит домой, оба встречают ее улыбками и с радостью соглашаются помочь ей в любых делах.

Вывод прост: чем больше мы будем хвалить и поощрять друг друга, тем меньше будет у нас поводов для недовольства.