UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХУЛИГАНСТВО ИЛИ НОВАЯ КУЛЬТУРА?

Рисовать и писать на заборах и на других не предназначенных для этого поверхностях — нехорошо. Это знают все...

Автор: Ольга Михайлицкая

Рисовать и писать на заборах и на других не предназначенных для этого поверхностях — нехорошо. Это знают все. Но если это не надпись «Здесь был Вася», а цветной, привлекающий внимание рисунок? Если сам художник — вовсе не вредитель, а представитель новой молодежной культуры, и для самовыражения выбирает не памятники архитектуры, а мрачные серые индустриальные стены?

Однажды в Америке…

В 70—80-х годах прошлого века в городской культуре Нью-Йорка зародилась новая молодежная культура с веселым названием хип-хоп. Она включала в себя целый ряд разных направлений и очень скоро привлекла в свои ряды целую армию подростков, молниеносно завоевывая все новые и новые страны. Что же это за направления?

Во-первых, это би-боинг, широким массам известный как брейк-данс — стиль танца, отличающийся от классических большим количеством импульсивных движений под ритмичную музыку. Би-бой, а иногда герл, самостоятельно определяет стиль своих движений. Можно делать все что угодно — от «лунной походки» и «трансформера» до «волчка» на голове, — лишь бы это было стильно и хорошо вписывалось в ритм.

Во-вторых, МС (эм-си) — что-то вроде конферансье. Поначалу МС просто объявляли номера на концертах или дискотеках. Затем некоторые из них стали быстро декламировать рифмованные слова под ритм. Когда МС развелось много, они стали выяснять, кто круче, и для этого организовали между собой конкурсы типа «кто лучше срифмует» или «кто изощреннее обзовет своего соперника».

В-третьих, ди-джеи. Первым ди-джеем стал Грандмастер Флэш. Именно он придумал удобный ди-джеевский пульт, позволяющий плавно сменять одну мелодию другой. Именно он изобрел знаменитый «скрэтч» — движение пластинки вперед-назад под иглой проигрывателя в такт с музыкой. Этот звук так всем полюбился, что был моментально подхвачен, и с тех пор стал своеобразной визитной карточкой хип-хопа.

Ну, и, наконец, граффити — художественная композиция, рисунок либо просто надпись, нанесённая на поверхность стены здания или другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Термин «граффити» образовался от итальянского graffito — «нацарапанный». Стиль граффити возник в Нью-Йорке в 1969 году. Его основателем стал греческий парень Деметривс, работавший курьером. Ему было скучно и одиноко, и однажды он от нечего делать чернильной ручкой начал везде писать свое прозвище (творческий псевдоним!) — Таки — и номер улицы, на которой жил — ТAKI 183. Таким образом, появились первые тэги — именные надписи в истории граффити. Таки очень увлекся своим занятием, и вскоре его знали практически все подростки Нью-Йорка.

История умалчивает о том, много ли друзей приобрел Таки, но вот без последователей не обошлось. Барбара 64, Джулио 204, Ева 64 — подобные надписи стали появляться на стенах города в огромном количестве. Вскоре стенописцы перешли от обычных чернильных ручек к более красочным орудиям труда: баллончикам с краской и разноцветным фломастерам. Некоторые делали самодельные маркеры мегаразмеров, дабы уберечь свои творения от посягательств соперников. Разноцветные надписи и рисунки порой угрожающего содержания наносили на стены районов и местные бандиты, «помечая» свою территорию и зону влияния.

Тэги становились все более крупными и разноцветными, и мастерам стенописи приходилось изобретать все новые способы привлечения внимания к своим произведениям.

Художники подземелья

Постепенно настенная роспись с улиц проникла в «подземелье» Нью Йорка. Местные подростки развлекались тем, что спускались в депо подземки и украшали составы своими инициалами и различными надписями. Место было что надо — размалеванные хитрыми буквосплетениями составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала «просачиваться» внутрь вагонов. Оттуда надписи распространялись на здания, окружающие железнодорожное полотно. Разъяренная мэрия без толку вкладывала в борьбу с «вандалами» астрономические суммы: чем злее делалась власть, тем хитрее становились граффитчики. В 1975 году глазам удивленной публики предстало «полотно» размером с целый вагон, а год спустя — с состав.

Переходы подземных станций и сами поезда метро как своеобразные художественные галереи, к сожалению, граффитчики всех стран используют до сих пор — очень уж удобными оказались эти места для их самореализации, особенно в ночное время, когда подземки безлюдны. Но способы борьбы с горе-художниками тоже совершенствуются. Так, зимой текущего года на запасных путях в Ворчестере и Лимингтоне (Англия) были установлены видеокамеры, улавливающие длительное движение в ночное время. Они делают моментальный снимок «преступника» и громогласно предупреждают: «Прекрати. Ты под наблюдением. Беги, британская транспортная полиция получила сообщение и уже в пути». Полиция уже изучает первые снимки в надежде поймать правонарушителей, рисующих на вагонах и локомотивах. Любителей граффити, которые портят вагоны поездов, должна испугать камера, снимающая их на месте «преступления» и громко требующая прекратить безобразие. Эта мера, как утверждают английские власти, уже сократила количество правонарушений, связанных с граффити.

Стильные колобки

И все же степень «вредности» этой культуры для общества определяется исключительно выбором поверхности для нанесения рисунка. Части этого молодежного течения все же удалось попасть в «цивилизованное русло» и начать развиваться по законам искусства со своими стилями, направлениями, сленгом. Очень скоро в граффити появилось несколько стилей, отличающихся по внешнему виду и по сложности исполнения, самый простой из которых — бабл, то есть пузырьки, или колобки. Кстати, некогда в этом стиле была оформлена обложка популярного детского журнала «Мурзилка».

Следующий по сложности — хип-хоп стиль, названный в честь хип-хоп культуры за наибольшее соответствие ее духу и идее. Для этого стиля характерны стрелки, ломаные буквы, и он легко читается.

Самым «высоким» считается вайлд стайл, дикий стиль, представляющий собой абсолютно непонятную надпись, которая в принципе не должна читаться, ее нужно просто воспринимать как узор или рисунок.

А самый новый — стиль Дайма (Daim style) или 3D-стиль. Он придуман относительно недавно, уже в 90-е годы. Придумал его человек по имени Дайм, в честь которого и был назван стиль, отличающийся полным, абсолютным объёмом букв. Все буквы как бы трёхмерные! Этот стиль по праву считается самым сложным из всех в граффити.

«Серьезные» граффитчики — граффитирайдеры — вначале создают эскиз мелом на стене, а затем начинают обводить его балончиком с краской. Такие произведения создаются очень долго: для того, чтобы нарисовать настоящую картину, нужно работать от нескольких часов до нескольких дней. Ну а «несерьезные» — тойсы — довольствуются «бомбингом» — это когда рисуют сразу баллончиком свои тэги, птичек, зайчиков-попрыгайчиков, и убегают.

Граффити «в законе»

Когда на Западе уяснили, что репрессии против граффити неэффективны, что невозможно запретить людям писать, рисовать и самовыражаться, выяснилось, что на этом можно заработать. Граффитчиков стали приглашать в качестве оформителей кафе, для них устраивались соревнования, им выделяли глухие стены и заборы, у них появились свои журналы и сайты в Интернете. Заинтересовались граффити и художники-профессионалы. Это они постарались, чтобы рисунки с улиц и площадей переместились в художественные галереи, выставочное залы. Появились специальные шрифты, стилизированные под граффити, ими и сейчас увлекаются многие газеты и журналы. Не осталась в стороне от этого веяния и мода — в современной молодежной одежде угадываются черты граффити. Во многих странах мэрия выдает официальные разрешения на «украшение» старых домов или промышленных зданий рисунками, не без оснований полагая, что ведь красочная картина все же лучше, чем старая облезшая стена.

Сегодня большими красочными надписями на стенах домов, гаражах или в подъездах уже никого не удивишь в Украине. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. У искусства граффити есть прошлое — наскальные рисунки и надписи на древнегреческих амфорах. И есть настоящее — память в виде граффити, оставленная на Луне американскими астронавтами. Значит, и будущее, несомненно, будет.