UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХУАН АНТОНИО САМАРАНЧ: «ЛЮДИ СПОРТА ВСЕГДА ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА»

Семнадцать лет Международный Олимпийский комитет возглавляет Хуан Антонио Самаранч. С президентом МОК встретился журналист Юрий Волошин и взял у него интервью...

Автор: Юрий Волошин

Семнадцать лет Международный Олимпийский комитет возглавляет Хуан Антонио Самаранч. С президентом МОК встретился журналист Юрий Волошин и взял у него интервью.

- Господин президент, возглавив в 1980 году олимпийское движение, вы стали известны во всем мире. Расскажите, пожалуйста, как шли к этому?

- Моя жизнь и, если так можно выразиться, карьера - достаточно сложное сочетание. Я много работал в дипломатии, был послом Испании в СССР, занимался банковским делом… Даже сегодня все свои личные средства я получаю не от спорта, а от банковской работы в Испании.

Но спорт, олимпийское движение всегда проходили через мою жизнь «красной нитью»: сам участвовал в соревнованиях, был спортивным руководителем, президентом НОК Испании, членом МОК, то есть прошел все ступени до поста президента МОК. Но к этому времени я уже твердо знал, что один человек не может олицетворять весь олимпизм, поэтому уделил громадное внимание подбору «команды», которая сегодня делит со мной все достижения. Все члены комитета важны, если они компетентны, а к тому же подобралась и очень хорошая администрация: хотя наша резиденция расположена в Лозанне, но большинство сотрудников приехало из разных стран, потому что их объединяет верность идеалам олимпизма и высокий профессионализм. Все они - энтузиасты!

- Если можно, расскажите поподробнее о полных напряжения событиях 1980 года, и как вам удалось не только разрядить обстановку, но и придать новый импульс развитию олимпийского движения в мире?

- Все произошло оттого, что политики решили сделать спорт своим орудием, и бойкот Москвой Лос-Анджелеса был большой ошибкой, как и бойкот американцами Москвы. Поэтому пришлось активно встречаться с людьми, руководившими спортом, и достаточно убедительно с ними говорить. А если идет заинтересованный и правдивый разговор в спорте, то тебя поймут. Вообще, люди спорта всегда понимают друг друга. Хотя все это отнюдь не просто.

В 1988 году, перед Сеулом, пришлось поработать достаточно активно, но зато в этой Олимпиаде приняли участие все страны социализма. Это была большая победа мирового спорта, а на следующий год была разрушена Берлинская стена… Вот вам и девиз Пьера де Кубертена: «О спорт, ты мир!». Так что уверю вас, все юные атлеты и вообще все, кто участвует в Олимпийских играх, отбрасывают в сторону политические распри, и такая солидарность - прекрасна!

- Мое личное мнение: распространив на все континенты олимпийские идеалы, вы создали как бы новую религию - ведь спорту поклоняются сотни миллионов людей всех возрастов, рас, вероисповеданий…

- Я уважаю все религии, поэтому не хочу связывать эти два понятия. Но спорт очень важен и популярен в современном мире как движение. И я признаю, что небольшой город Лозанна практически стал центром спортивного движения всего мира. Сегодня это олимпийская столица даже по официальному статусу: здесь находится МОК, Олимпийский музей, одиннадцать международных спортивных федераций, это главный город для спортсменов всей планеты. Но ставить знак равенства между спортом и религией я все же не хотел бы…

- Какое, по-вашему, главное препятствие в развитии спорта?

- Самая большая проблема, над решением которой я работаю ежедневно, - привлечь абсолютно все страны мира к занятиям спортом, объединить их в этом стремлении. Говорить об этом очень просто, но воплотить в жизнь - гораздо труднее, ведь уже сегодня МОК объединяет 197 стран: нужно согласовать не только их работу, то и работу всех федераций по видам спорта. Но хочу уверить, что никаких специальных проблем нет. Нужно лишь уважать все страны, понять их системы, устремления и религии, принимать их такими, какие они есть.

- В этой связи - вопрос. Как вы относитесь к тому, что в Беларуси президентом НОК стал президент страны Александр Лукашенко?

- Для меня Александр Лукашенко сегодня - президент НОК Беларуси, и ему предстоит большая работа, поскольку он принял на себя большую ответственность по становлению и подъему спорта в своей стране. При нашей личной встрече он продемонстрировал большой интерес к спорту, и я надеюсь на его успех в этом нелегком деле.

- А как вы вообще относитесь к вопросу о правительственной помощи спорту?

- Думаю, что во всех странах мира правительства должны иметь средства на спорт, но имею при этом в виду отнюдь не спорт высших достижений. Скорее - это спорт для всех, спорт как средство обучения и даже спорт для инвалидов. Я посетил все бывшие республики Советского Союза и знаком с их сегодняшним положением. По мере сил мы помогаем им, но и правительства должны помогать своим спортсменам.

- Русский писатель Федор Достоевский говорил, что мир спасет красота. А может быть, мир спасет спорт?

- Я немного знаю русскую литературу и очень люблю Достоевского - это очень красивая фраза. И роль спорта в мире очень велика, он - одна из важнейших частей нашей жизни. Но я лично думаю, что мир спасет… образование, и спорт - лишь одна из частей этого образования.

- Каков ваш идеал?

- Он постоянен и неизменен: спорт и олимпийское движение! Я работаю для того, чтобы они заняли ту роль в современном обществе, которой достойны. Что же касается персонального идеала, то это - Пьер де Кубертен, гениальный человек, многократно доказавший это в деле объединения многих стран мира в едином движении по пути развития и совершенствования.