UA / RU
Поддержать ZN.ua

Храм выдающихся творений

«Это какой-то нескончаемый праздник и торжество. Мне кажется, Васнецов не имеет соперников... Собственно, с точки зрения многообразия формы и богатства красок Владимирский собор.....

Автор: Валентина Червоножка
Владимирский собор

«Это какой-то нескончаемый праздник и торжество. Мне кажется, Васнецов не имеет соперников... Собственно, с точки зрения многообразия формы и богатства красок Владимирский собор... не имеет себе равных после Софии Константинопольской и Св. Марка Венецианского», — писал искусствовед Владимир Стасов спустя два года после открытия собора в Киеве.

Храм в честь крестителя Руси был открыт 110 лет назад, 20 августа 1896 года. На церемонию освящения прибыли император Николай ІІ с супругой. После торжеств царь встретился с главным художником храма — Виктором Васнецовым. Благодаря таланту этого человека собор стал выдающимся памятником церковного искусства. Это понимали даже его современники — посмотреть на творение художника в Киев съезжались ценители искусства со всей страны. После открытия собора творчество Васнецова становится чрезвычайно популярным, а созданные им изображения — образцовыми. Их повторяли и продолжают повторять при создании храмовых интерьеров не только Украины, но и всего православного мира.

Но самым большим чудом в истории собора, пожалуй, является то, что ему удалось выстоять в ХХ веке. Выстоять в то время, когда в Киеве исчезли многие памятники мирового значения.

«Художественный памятник четырех царствований»

Идея построить в Киеве кафедральный собор в честь Святого Владимира возникла в начале 1850-х годов. Тогда в городе сооружали памятник князю на Владимирской горке. Николай I одобрил эту идею. В сентябре 1852 г. был создан комитет из представителей Киево-Печерской лавры, который начал собирать средства на строительство, выбирать месторасположение собора и заниматься подготовкой проекта.

Разработать проект было поручено архитектору Ивану Штрому. Он спроектировал огромный храм в псевдовизантийском стиле — в этом стиле в то время сооружали храмы по всей империи — в форме вытянутого креста с 13-ю куполами. Сумма сметы достигала 700 тысяч рублей. Но найти такие большие деньги было невозможно. К сентябрю 1859 года удалось собрать около 100 тысяч рублей. Киево-Печерская лавра пожертвовала на сооружение собора 1 млн. кирпичей со своих заводов.

Чтобы удешевить строительство, комитет поручает епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект. Он уменьшил объем здания, обрезав боковые части. Собор по форме стал прямоугольным. Количество куполов с 13 было уменьшено до семи. Смета проекта составляла 175 тысяч рублей, что тоже было слишком много. Но проблему удалось решить. Подрядчик, выигравший торги на проведение строительных работ, согласился возвести собор за 100 тысяч рублей. 15 июля 1862 года, в день празднования памяти князя Владимира, состоялась церемония закладки собора.

Место для его сооружения искали долго. Сначала Николай I одобрил территорию у Золотых ворот. Но от этой идеи затем отказались, поскольку новый большой храм вблизи Софии Киевской и Георгиевской церкви мог бы давить на них своими размерами. Со временем предлагалось его построить перед университетом, но Александр ІІ, пребывая с визитом в Киеве, выбрал участок на бульваре неподалеку от университета, где и начали сооружать храм.

Строительными работами руководил Павел Спарро. Вскоре из-за занятости на должности епархиального архитектора он увольняется. Новым руководителем строительства назначили известного архитектора Александра Беретти. Он творчески подошел к новой работе и предложил втрое увеличить проект храма без изменения его сметы. Беретти спроектировал хоры, увеличил пролеты арок, но при этом уменьшил толщину внешних стен и колонн. Это было его ошибкой в расчетах, что обернулось для архитектора роковыми последствиями.

В 1866 году, когда оставалось возвести только купола собора, его стены дали трещины в нескольких местах, арки и своды разошлись. Из-за угрозы обвала строительные роботы остановили. Для Беретти это стало тяжелейшим ударом. В дальнейшем за неимением заказов архитектор обанкротился и вынужден был продать свою мастерскую и распустить учеников. Спустя 18 лет после события, разрушившего всю его карьеру, Беретти издал брошюру «О строительстве собора во имя Св. Владимира в Киеве», где пытался оправдаться. Умер архитектор в 1895 году в психиатрической больнице.

А в недостроенном соборе на протяжении девяти лет работы вообще не велись. За это время начали портиться леса и кладка. И снова в дело вмешался царь — во время посещения Киева в 1875 году Александр ІІ, увидев заброшенное сооружение, выразил пожелание достроить собор. Сооружение храма перешло в руки государства. Правительство создало строительный комитет, который решал чрезвычайно сложную задачу — достроить собор, исправив то, что уже было. Стоимость работ оценили в 290 тысяч рублей.

В 1882 году храм наконец-то был построен. Чтобы испытать прочность его конструкции, на свод здания положили 640 тонн песка в мешках. Испытание прошло успешно. И в дальнейшем за всю историю собора трещин на нем не появлялось.

Внутреннюю отделку храма решено было выполнить в стиле времен князя Владимира. Руководителем этих работ в 1885 году назначили известного знатока церковного искусства Адриана Прахова. Именно благодаря его стараниям к росписи собора были привлечены выдающиеся художники. Главным художником Прахов предложил стать Васнецову. Тот соглашается и переезжает в Киев, где поселяется в квартире по улице Владимирской, 32. Перед началом работ в Киеве Васнецов на месяц уехал в Италию осмотреть ее храмы. Подолгу изучал художник и отделку старых киевских церквей.

Васнецов выполнил во Владимирском соборе все основные росписи. Изучив предложенный Праховым план работ, он внес в него изменения, увеличив количество русских святых. В общем в храме созданы образы 30 праведников, среди них сыновья Владимира — Борис и Глеб, княгиня Ольга, Нестор летописец, Михаил Черниговский, Ефросиния Полоцкая. Общая площадь росписи составляет 2880 квадратных метров. К настенным изображениям Васнецов сделал около 400 эскизов и картонов. Их восторженно восприняли ценители искусства в Москве. Ныне большая их часть украшает Третьяковскую галерею.

Величественнейший образ, созданный художником, — запрестольное изображение Богоматери с маленьким Христом, воздевшим руки, благословляя мир. Позу, в которой изображен Сын Божий, художнику подсказал его собственный сын. Когда однажды утром ранней весной жена Васнецова вынесла их сына во двор, ребенок всплеснул ручками, увидев небо и птиц. Художник воспринял это как знак свыше.

Васнецов был хорошо знаком с канонами религиозной живописи, поскольку был сыном священника и до учебы в Петербургской академии искусств учился в духовном училище и семинарии. В росписях собора он смог сочетать свое видение образов с традиционной трактовкой их изображения. Художнику удалось выработать собственный стиль — его святые реальны, в отличие от схематизированных изображений в византийских храмах, с правильными чертами лица и большими одухотворенными глазами. Условно художник изображает лишь фон композиций.

Работал Васнецов десять лет, выполнив огромный объем работ. Постоянный напряженный труд истощал художника не только физически, но и психически. В 1891 году он едет в Москву и следующие четыре года постоянно курсирует между двумя городами, завершая роспись собора. Одновременно с росписью храма он создает известные картины «Три богатыря», «Иван-царевич на сером волке», «Гамаюн — птица вещая».

Другие художники, которые работали во Владимирском соборе, шли в русле творческой концепции Васнецова; поэтому все росписи воспринимаются как единое целое. Второй после Васнецова объем работ выполнил Михаил Нестеров, расписав иконостасы боковых нефов и создав несколько других композиций. Поляки Павел и Александр Сведомские и Вильгельм Котарбинский нарисовали 18 композиций и 84 отдельные фигуры.

А Михаилу Врубелю суждено было нарисовать лишь некоторые орнаменты, хотя он хотел приобщиться и к созданию композиций. Художник выполнил несколько эскизов к росписям собора в присущем лишь ему стиле, с сильным индивидуальным началом. Единственный его эскиз, поданный на рассмотрение в строительный комитет, не был одобрен. В росписях собора участвовали ученики Николая Мурашко, в частности Сергей Костенко, Степан Яремич, Виктор Замирайло. Последний выполнил почти все надписи в храме.

От возникновения идеи создать собор до ее реализации прошло 34 года. Перед открытием храма газета «КиевлянинЪ» с официозным пафосом отмечала: «Киевский собор на честь Св. Равноапостольного князя Владимира является не только памятником просветителю Руси, но и художественным памятником 4 царствований».

«Объект без исторической ценности»

С приходом советской власти наступает унылая эпоха для культовых памятников. После объявления национализации церковных владений многие храмы закрываются. Церкви, не прекратившие свою деятельность, должны были существовать за счет религиозных общин, что часто было для них непосильным делом. В 20-х годах Владимирский собор пришел в запустение. Творческая интеллигенция города ударила в колокола. В 1926 г. киевский художник В.Краснокутский в своем письме просит Государственную академию художественных наук принять меры для сохранения собора: «Еще один-два года безнадзорности, еще одна-две зимы без отопления — и расценку драгоценного памятника искусства придется проводить по количеству кирпича и строительного материала». В 1927 году Владимирский собор включен в реестр памятников культуры республиканского значения, но это мало помогало делу сохранения храма, ведь в то время комитеты охраны памятников культуры обладали минимальным влиянием на принятие решений о судьбе зданий.

Спустя два года собор передают Наркомату образования УССР и в нем не проводят службы. В 1930 году здесь появляется Антирелигиозный музей, однако просуществовал он недолго. Позже этот собор становится книгохранилищем библиотеки Академии наук.

После переноса столицы Украины в Киев в 1934 году памятники религиозного искусства исчезают с бешеной скоростью. В 1936 году, разыскивая кирпич для сооружения школ, промышленных объектов и жилья, секретарь Киевского горкома партии Салов и председатель горсовета Петрушанский обратились в Политбюро ЦК КП(б)У с просьбой снести Владимирский собор и Десятинную церковь: «По генеральному плану реконструкции города Киева Владимирский собор и Десятинная намечены к сносу как объекты, не имеющие большой исторической ценности, — поэтому горком КП(б)У и горсовет просят разрешить приступить к разборке указанных церковных зданий». Десятинная церковь, сооруженная в 1828—1842 годах, в том же году была уничтожена.

Угроза разрушения вновь нависла над собором в 1937-м, когда выбирали место для центральной городской библиотеки. Среди вариантов ее расположения рассматривалась и площадь перед Владимирским собором. И на этот раз храму удалось выстоять.

Службу в соборе возобновили во времена немецкой оккупации. После освобождения Киева уже с 1944 года религиозная жизнь в храме вновь возрождается и с тех пор никогда не прекращается. В том же году собор становится кафедральным, а в 1946—1952 гг. в нем под руководством Луки Калениченко проводятся масштабные реставрационные работы.

Во времена независимости собор становится главным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата. Кроме 110-летия со дня открытия Владимирский собор в этом году будет отмечать еще одну круглую дату — 1700-летие со дня мученической смерти Святой Варвары, мощи которой хранятся здесь с 1961 года. Их привезли в киевский Михайловский монастырь еще в 1108 году, где они хранились до самого его разрушения в 1935—1937 годах. К 19 декабря, дню почитания Св. Варвары, в соборе планируют изготовить новую серебряную раку для ее мощей.