UA / RU
Поддержать ZN.ua

Храм… в осаде

По свидетельству летописцев, еще в ХI столетии в Киеве насчитывалось более четырехсот церквей. Теперь в трехмиллионном мегаполисе храмов намного меньше...

Автор: Андрей Еременко

По свидетельству летописцев, еще в ХI столетии в Киеве насчитывалось более четырехсот церквей. Теперь в трехмиллионном мегаполисе храмов намного меньше. Это — несправедливо. Ведь, согласно Конституции, граждане имеют право на свободный выбор вероисповедания и соответственно — отправление всех религиозных обрядов. А церквей, в том числе в столице, после долгих лет коммунистического правления не хватает. Особенно в районах, удаленных от центра.

Фото: Василий АРТЮШЕНКО
Чиновники не хотят решать эту проблему. Например, если вхожим в приемные городской власти бизнесменам требуется лишь несколько месяцев для оформления земельного участка, то прихожанам парафии Преподобного Сергия Радонежского (ее возглавляет заместитель главы миссии УПЦ по социальной помощи детям Ярослав Шовкеник) для оформления разрешительной документации на строительство храмового комплекса в Киеве (ул. Уманская, 14) понадобилось целых пять лет — с 2002-го по 2007 год.

А в чем дело? В отличие от многих скандальных строек, этот проект никому не мешает. Наоборот, большинство местных жителей его поддерживают. Тем более что в состав комплекса должны войти не только храм и деревянная часовня, но и двухэтажная воскресная школа и такой же корпус социальной помощи.

В ходе строительства полностью сохраняется зеленая зона. Архитекторы сумели так вписать храмовый комплекс в лесополосу, отделяющую жилой массив от железной дороги, что пожертвовать пришлось лишь восемью деревьями (разрешение предусматривало ликвидацию десяти).

Но будущий храм на Уманской с центром социальной реабилитации нравится далеко не всем — кое-кто хотел бы получить этот участок под коммерческую застройку. В связи с этим община Преподобного Сергия Радонежского уже год не знает покоя. Непосредственным поводом для начала целенаправленной атаки на храм стало проведение 10 сентября прошлого года общественных слушаний, о которых организаторы строительства добросовестным образом (при помощи газеты и расклейки объявлений-приглашений в домах) проинформировали практически все население Соломенского района. Но в тот день, помимо жителей близлежащих домов, на слушания (в организованном порядке) прибыли еще 100—150 человек под руководством некоего Леонида Жегинаса, самозванно провозгласившего себя председателем собрания. С помощью двух депутатов районного совета — Игоря Максимчука и Глеба Баклинского — этот десант попытался сорвать слушания и организовать альтернативное голосование. Однако местные жители не поддались на провокацию. Решение было принято в пользу строительства храма, и райгосадминистрация подтвердила законность соответствующего протокола. К тому же в поддержку храма было собрано 2300 подписей.

Впрочем, это не охладило пыл Максимчука. Назвавшись председателем какой-то «трехсторонней комиссии райгосадминистрации», он долгое время мешал общине. Может быть, он от нее чего-то добивался? Ведь обычно такие вопросы легко решаются с помощью взяток. Прихожане также не исключают, что несколько, правда, безуспешных нападений на стройку — также дело людей Максимчука. Позже противники храма изменили тактику, начав строчить массу жалоб в разные инстанции от лица некой гражданки Елены Котовой. Соавтором одной из них выступил депутат Верховной Рады, коммунист Цыбенко. На его фамилию отреагировала прокуратура, направив протест Киевскому городскому совету и требуя в нем признать незаконным решение о выделении земли под строительство храма. И хотя в конце концов суд в удовлетворении иска против общины отказал, покоя строители храма не знают — гражданка Котова и иже с нею не успокаиваются.

Продолжается и физическое давление. Прихожане до сих пор не без содрогания вспоминают, как 6 июня на стройку напали представители леворадикальных организаций «Че Гевара», «Сохраним старый Киев», а также примкнувшие к ним «марксисты» и «коммунисты». Они разрисовали внешнюю сторону забора серпами и молотами, а потом часть его поломали. Причем за это никто не ответил — поддержку леворадикалам, похоже, обеспечивает некто Василий Терещук — бывший депутат Верховной Рады от КПУ, числящийся ныне советником Нины Карпачевой.

Сама же омбудсмен, получившая в свое время от Блаженнейшего Владимира не менее трех церковных орденов, ночью вызволяла хулиганов (среди них несколько граждан Российской Федерации) из отделения милиции. Днем же она откликнулась на приглашение духовенства и посетила стройку, где лично убедилась, что возводится именно храм, а не сауна или казино. Впрочем, это никак не повлияло на ее взаимоотношения с советником.

Между тем на Троицу кто-то ночью проник в середину деревянной церкви, облил внутреннюю стенку бензином и поджог. Но церковь не сгорела. Верующие считают это чудом и уверены, что Бог на их стороне. 18 июля 2008 года прихожане и духовенство Собора Преподобного Сергия Радонежского на этом же деревянном храме подняли и освятили крест.

Комментарий

Сергей Бех, заместитель председателя Соломенской райгосадминистрации г.Киева:

— Мы в этом вопросе не можем быть ни «за», ни «против». Мы должны поддерживать какие-то законодательные нормы. Работы на строящемся на улице Уманской храме были начаты несколько методологически неправильно. Перед тем, как что-то планировать, нужно было, особенно с учетом сложившейся в Киеве обстановки со строительством, в первую очередь поговорить с населением. А когда в парк завозятся краны и бетонные плиты, то что бы там ни строилось, жители начинают вести адекватные, а то и неадекватные действия. Другая сторона предъявляет протоколы слушаний? Ну и что? На основании этих моих слов тоже можно написать какой-то протокол и получится, что мы все согласовали. Но так ли это? Если имеется какое-то противостояние между застройщиками и населением (в довольно большом количестве), то тут, наверное, что-то не так было во время слушаний. Мы, конечно, бульдозеры не будем загонять на эту стройплощадку, жителей не будем там закрывать и т.д. Наша задача наладить диалог и не допустить обострения конфликта. Мы постоянно встречаемся и с теми и с другими и хотим прийти к какому-то мирному консенсусу. Дело еще и в том, что не мы выдавали разрешение на землеотведение и начало строительства. Это в компетенции Киевской горадминистрации. Мы можем исходить только из сложившейся на данный момент ситуации и быть миротворцами. А раз городская власть дала разрешение на строительство, то понятно ее отношение. Сегодня храм уже процентов на 25—30 построен. Но вокруг него странная ситуация — с одной стороны, духовность, с другой — колоссальный скандал среди населения. Сейчас все как-то притихло, но периодически снова возникает. Корень конфликта тут в том, что с другой стороны парка еще при Александре Омельченко заложена высотка (где-то около 30 этажей). И теперь (ее уже почти достроили) люди говорят: там «свечку» поставили, тут — церковь, значит, еще несколько домов построите, и парка не будет. Так что их тоже можно понять…