UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОТЬ И ХМЕЛЬНИЦКИЙ, ДА НЕ ТОТ…

Проводя экскурсии по Немирову или Каменец-Подольскому при рассказе о событиях конца ХVII века, встречаю удивленные взгляды: «Как так, почти тридцать лет эта земля входила в состав Оттоманской империи?»...

Автор: Виктор Киркевич

Проводя экскурсии по Немирову или Каменец-Подольскому при рассказе о событиях конца ХVII века, встречаю удивленные взгляды: «Как так, почти тридцать лет эта земля входила в состав Оттоманской империи?». Да, именно так, и владычество её в Украине закончилось 300 лет тому назад. По статьям Карловицкого договора территория нынешних Хмельницкой, Винницкой и части Черкасской и Житомирской областей переходили под Польшу и граничили с Московским государством.

Поражение в войне с Турцией, потеря Каменец-Подольского, наступление турок и крымских татар на Галичину заставили Польшу заключить 18 октября 1672 г. в городе Бучаче очень невыгодный договор. По нему Турция забирала себе Подолию, а на Брацлавщине и Южной Киевщине образуется украинское «Сарматское княжество» под правлением гетмана Петра Дорошенко. Польша обязалась платить султану 22 000 червонных монет.

Так получилось, потому что Украина во второй половине ХVII века переживала тяжелый период, получивший у историков очень характерное название - «Руина». 30 января 1667 г. Россия и Польша тайно за спиной украинцев, подписали Андрусовское перемирие. Правобережье возвращается под власть Речи Посполитой, Левобережье с Киевом - в состав Московии. Согласно особой статье, Петро Дорошенко вынужден был признать власть польского короля, но гетман вынашивал грандиозный план объединения и независимости Родины. В начале 1663 г., объединившись с крымским ханом, Дорошенко окружил польское войско коронного гетмана Яна Собеского возле Подгайца. Но татары отступили, и будущий польский король спасся, заключив с Дорошенко временное соглашение. Гетман Правобережной Украины понимал, что для осуществления мечты недостаточно своих сил. Поэтому пришлось искать помощь у турецкого султана. Подписанное соглашение поддержала казацкая рада на речке Россава возле Корсуня. Тут от Магомета IV гетману вручили булаву, бунчук, стяг, а также защитные грамоты Порты.

В фильме «Пан Володыевский» мы видим осаду Каменец-Подольского громадной армией турок и сдачу его. Событие, которое сыграло важную роль в истории Украины и решившее её судьбу на десятилетия, происходило следующим образом. В августе 1672 г. султан Магомет IV во главе 300-тысячной армии турок и казаков осадил город и неприступную крепость. Но на её стенах число защитников не превышало 1500 человек. Был порох и 400 пушек, но мало пушкарей, да и те плохие. Турки взяли Новый замок и подложили мину в скалу под Старым. Потом пошли на приступ и были отбиты, потеряв 200 человек. 28 августа, понимая, что помощи ждать не от кого, осажденные сдались.

Янычар-ага торжественно въехал в город и занял его именем султана. Жителям были оставлены три церкви - православным, католикам и армянам. Всех красивых паненок распределили: лучших - султану и визирю, остальных - пашам. Кафедральный собор превратили в мечеть, куда с триумфом въехал Магомет IV. Для большего торжества перед ним обрезали восьмилетнего мальчика, тем самым продемонстрировав победу ислама над христианством.

Страшное впечатление произвели рассказы об этом в Москве. При этом сообщалось, что султан, хан и Дорошенко намереваются идти на Москву. Это была не простая угроза, так как подобной Каменцу твердыни на их пути не было. По сообщению киевского воеводы князя Козловского было только три крепости - Киев, Переяслав и Остер, да и то с малым гарнизоном. На украинское население надежды было мало, так как очень им допекли московиты. «Лучше с басурманами, говорят они», - доносил перепуганный воевода. Митрополит Иосиф Тукальский беспрестанно звал Дорошенко к Киеву, сообщая о его незащищенности и поддержке мещан Подола. Сам Дорошенко называл себя подданным султана и воеводой Киевским. В Киеве постоянно пытались починить крепостные укрепления. Там, где осыпался вал, - его крепили лесом. Но это был Сизифов труд: место песчаное, а дерну близко не было.

Царь созвал на думу бояр, духовенство и дьяков. С дрожью в голосе он объявил об успехах султана, о замыслах идти весной на Киев и Северскую Украину и спрашивал, что делать?. Назначили чрезвычайные сборы со всех поместий и вотчин, по полтине со двора, а с горожан - «десятую деньгу». И если султан двинется на Киев, то великий государь сам пойдет на него. Для этого дано указание строить в Путивле царский дворец. К этому времени и подоспело известие о Бучачском мире. Таким образом, тяжесть новой Турецкой войны грозила обрушиться на одну Москву, и все внимание её верхушки было обращено на юг.

Нужно было договариваться с Дорошенко. Гетман, понимая всю безвыходность московского царя, вел умелую дипломатию, рассчитывая получить под свою булаву всю Украину, но ошибся. В интересах Московского двора было иметь слабовольных и покорных гетманов. Несмотря на протесты широких масс казаков, провозгласивших Дорошенко гетманом и Левобережья, в 1669 г. на московской стороне гетманом сделали Демьяна Многогрешного. Так что план Дорошенко о воссоединении Родины не свершился. Он остался гетманом Правобережной Украины под покровительством Турции, которая вела борьбу с Польшей, не признавшей условия договора, подписанного королем Михаилом. Все это приносило большие бедствия местному населению. Украинцы возвращались на прежние свои поселения за Днепром, но московский воевода, опасаясь их, переселял дальше в глубь царства. За три-четыре года богатые и многолюдные города Ладыжин, Умань, Брацлав, Черкассы, Корсунь обезлюдили. Этот период назвали «Руиной». Это трагическая страница нашей истории сломала Петра Дорошенко. Он видел один выход - отказаться от планов воссоединения Украины и вернуть булаву народу, избравшему его. Что в начале 1676 г. под стенами Чигирина он и сделал.

4 августа 1677 г. 120-тысячная турецко-татарская армия под командованием Ибрагим-паши подошла к Чигирину. Вместе с ним был и сын славного гетмана Юрко Хмельницкий. Он, величая себя князем Сарматским, прислал требование, чтобы стольный город Чигирин ему подчинился как гетману. 28 августа турки и самоназванный князь бежали, оставив под городом 4 тысячи убитых.

Турки хотели добиться реванша на следующий год. 9 июля визирь Кара-Мустафа уже с большим войском осадил крепость. Только через месяц взяли они бывшую гетманскую столицу, и сильно разрушив, оставили её. Но беды не кончились, - Хмельницкий с татарами остался на западной стороне, занял Немиров, Корсунь и другие города. Нападения продолжались всю осень и зиму, а на лето ожидали поход на Киев самого султана. Москва страшно боялась этого, но и в Константинополе тоже хотели мира, видя бесперспективность войны.

Начались переговоры через молдавского володаря. Посланник его передавал, что султан желает мира и «требует только части Украины, где бы жить Юраське Хмельницкому», далее он продолжил: «Турки рады были бы, чтоб его не было. Вся беда от него: по его словам турки ждали, что казаки только заслышат о нём, так все к нему и пойдут; но теперь ничего этого нет. Когда я ехал сюда и заезжал к нему, то видел, что он беспрестанно пьян и безумен». Нужно отметить, что недалекий и слабохарактерный Юрий Хмельницкий сразу после смерти отца стал марионеткой в руках различных политических сил. Гетманом его провозглашали в 1659 г. в Переяславе, но под давлением народа в начале 1663 г. он отказался от булавы и постригся в монахи под именем Гедеон. В 1673 г. его захватили татары и отправили в Константинополь, где он пребывал архимандритом в одном из греческих монастырей. Султан решил использовать имя Хмельницкого для своих целей.

Только Бахчисарайский мирный договор 13 января 1681 г. остановил Московско-Турецкую войну. Южная Киевщина, Брацлавщина и Подолия оставались под властью Турции. Татары имели полное право кочевать по южным степям Украины. Державы согласились не заселять земли между Бугом и Днестром. Москва обязалась ежегодно выплачивать крымскому хану «казну». Это позорное состояние бояре праздновали как победу.

С 1672 по 1699 гг. в Немирове, как и в других городах, спешно строятся мечети и укрепляются бастионы. Но особенно турецким оккупантам нравился Шаргород, который они называли Кучук-Стамбул, то есть Маленький Стамбул (сейчас это Виннитчина). Султан в 1685 г. в последний раз назначил Хмельниченко гетманом Правобережной Украины, с резиденцией в Немирове, столице Сарматского княжества. Гетман вел себя безобразно. Об одном случае рассказывает «Летопись Величко»: Юрий подвергал евреев казни за малейший проступок. Богатый еврей Аарон женил своего сына, не испросив разрешение у гетмана, велевшего привести купца к себе. Но тот успел скрыться. Тогда по приказу гетмана, была «живая облуплена» (содрали кожу) жена Аарона. По указу возмущенного султана «сарматский князь» был вызван в Каменец на очную ставку с Аароном. За жестокость он был приговорен к смерти. По одним данным он был задушен на городской площади и сброшен с моста. По другим - его живым, зашитым в мешок, сбросили с того же Турецкого моста в Смотрич.

От непрочного владычества турок все-таки на сегодняшний день осталась память - песни, сказания, наименования мест, за кручей над немировским прудом, закрепилось название «замок Юрка Хмельницкого». Многие замки, как, например в Озаринцах, и сейчас называют «турецкими».

Но более всего напоминают о тех забытых событиях синагога в Шаргороде и кафедральный собор в Каменце, где на протяжении 27 лет были мечети. В последнем храме сохранился амвон, с которого мулла произносил проповеди. Он настолько громаден, что триста лет нет возможности вынести его из храма. А к пристроенному турецкому минарету отношение было еще более терпимое. На минарете высится трехметровая скульптура Божьей Матери, установленная в 1756 г., в память изгнания турок.