UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хороши малевки у вашей чепурушки!..

Большая советская энциклопедия — издание, конечно, авторитетное. Но все же как-то нехорошо получи...

Автор: Владимир Писковый

Большая советская энциклопедия — издание, конечно, авторитетное. Но все же как-то нехорошо получилось, мол, «посёлок городского типа», где основные достопримечательности «маслодельный завод, хлебозавод и другие предприятия пищевой промышленности». Формально вроде и правильно, а вот по сути… Все-таки речь не о заурядном населенном пункте, а о Петриковке, имеющей неофициальный, но вполне заслуженный статус столицы украинской народной живописи. Именно здесь, по мнению искусствоведов, хранятся традиции уникального искусства росписи.

Безусловно, можно сделать скидку на господствующую в те времена идеологию, мягко говоря, не благоволившую проявлениям национальной самобытности. Официальная поддержка палехских, хохломских или гжельских мастеров тогда считалась вполне достаточной для демонстрации развития народного искусства. Другое дело — сейчас. Теперь вроде бы все иначе, хотя, если разобраться, существенных перемен по-прежнему не наблюдается…

Дата возникновения петриковской росписи относится ко второй половине XVIII века, когда благодаря усилиям гетмана Петра Калнышевского шло активное заселение Приднепровья. В числе других сел на месте казацкого зимовника возникла и Петриковка, где местные хозяйки завели обычай украшать стены своих глиняных домов цветочными узорами. Помимо оберегового и декоративного значения яркие картинки символизировали духовное богатство сельских жителей. К обитателям же нерасписанных хат относились как к людям темным и морально убогим, с которыми даже здороваться не стоит.

Основоположники традиции росписи не отличались материальным достатком, поэтому их изобразительные средства были предельно простыми: дешевые анилиновые красители, кисточки из кошачьей шерсти (так называемые кошачки), заостренные или обмотанные тканью палочки, а то и просто пальцы. Но именно такие немудреные инструменты, использующиеся, кстати, до сих пор, позволяли создавать самобытные образы.

Наиболее прилежных петриковских художниц звали чепурушками. Благодаря их стараниям навыки росписи передавались из поколения в поколение.

В начале XIX века полюбив­шаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари — посуду, сундуки, брички. Примерно в это же время появились и малевки. Так называли основанные на настенных орнаментах рисунки на бумаге, которыми украшались жилища. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре.
А поскольку в то время Петриков­ка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность в других регионах Украины.

Заслуженный мастер народного творчества Украины Валентина Дека
Возросший спрос на петриковские малевки вызывал не только стремление его удовлетворить, но и определил более высокие требования к технике исполнения и художественному уровню рисунков. Занятие художественным ремеслом постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия тривиальный бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства.

К сожалению, с наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Вопреки расхожему «жить стало лучше, жить стало веселей», крестьянский быт лишился радости, а с ней — и желания творить красоту.

Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника — местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. И хотя деятельность школы ограничилась лишь двумя довоенными выпусками, усилия не были напрасными. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение «Петриковка»,
а затем — экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

Параллельно в качестве самостоятельного жанра станковой декоративной графики утверждаются и петриковские малевки. Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. В композиции рисунков сокращается количество мотивов, упрощаются их формы, что придает изображению выразительность и эффектность. Но, как и прежде, основу бесконечного орнаментного многообразия составляют вековые традиции домовой росписи, воспевающие образное восприятие природы и любовь
к родной земле.

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи.
А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем.

В начале нынешнего века начали поговаривать о том, что самобытное народное искусство Петриковки себя исчерпало. Видимо, поводом для этих слухов послужило известие о банкротстве в 2003 году фабрики «Петриковская роспись». Столь же незавидная судьба постигла и концерн «Украинский художественный промысел», имевший представительства во всех регионах страны. Государство сделало вид, что ему до этого нет никакого дела.

К счастью, судьба народного искусства оказалась небезразлична тем, для кого оно стало делом жизни. Около 40 художников создали «Центр народного искусства «Петриковка», объединивший 22 членов Союза художников и шестерых заслуженных мастеров народного творчества. Это производственное творческое предприятие — главный хранитель и продолжатель славных традиций петриковской росписи, образцы которой представлены в художественных музеях более чем 40 стран мира.

Но, пожалуй, намного важнее, что не иссякает поток посетителей центра, среди которых много детей. Их восхищенные глаза — ценнее наивысших оценок самых титулованных искусствоведов. Ведь, в отличие от взрослых, ребятне незачем лукавить, они способны безошибочно распознать обыкновенное чудо подлинного искусства.