Люди сделали из судьбы всесильную богиню, чтобы сваливать на нее свои глупости.
Аксель Оксеншерна (1583 — 1654), канцлер Швеции при короле
Густаве II Адольфе
и его дочери королеве Кристине
Аксель Оксеншерна, этот «шведский Ришелье», более 40 лет фактически правил королевством династии Ваза. Он был творцом величия этой северной страны в 30—40-е годы XVII века, ставшей на шахматной доске под названием «Европа» одной из тяжелых фигур, без которой не решались важнейшие вопросы. Более полувека, вплоть до смерти Карла XII, Швеция являлась великой державой.
Шведы — народ вроде бы спокойный… Но какие шекспировские страсти зачастую бушевали в Стокгольме в веках XVII и XVIII! Расскажу читателям предысторию и историю недолгого пребывания знаменитого французского философа, математика и естествоиспытателя Рене Декарта (1596 — 1650) при дворе Кристины, завершившегося его таинственной смертью. Это одно из самых запутанных преступлений Нового времени. «Всесильная богиня», она же судьба, не была милостива к Ренатию Картезию (так на латыни звучат его имя и фамилия).
После восшествия Густава II Адольфа на престол в 1611 году страна превратилась в военный лагерь: войны с Данией, Московией и Речью Посполитой, наконец вступление в первую общеевропейскую войну — Тридцатилетнюю (1618 — 1648)…
В 1626 году у королевской четы родился долгожданный ребенок — Кристина. Вскоре отец-полководец вынудил риксдаг признать крошку своей соправительницей. Руководил ее воспитанием Оксеншерна, ставший регентом королевства после гибели Густава II Адольфа в битве под Лютценом в 1632 году…
Рене Декарт |
Опекун, человек блистательного ума, не жалел средств на привлечение ко двору лучших европейских музыкантов, живописцев, актеров. Среди учителей девочки были выдающиеся личности — математик Иоанн Матье и философ Гуго Гроций. Кристина увлеченно скакала на лошади и охотилась, музицировала, изучала математику и астрономию. Она штудировала античных историков, восторгалась «Опытами» Мишеля Монтеня. Ей, впрочем, явно не хватало женского воспитания, что в будущем отразилось на сексуальной ориентации королевы… Стокгольм, соперничавший с самим Парижем и Версалем, возможно, потому и стал Меккой для людей свободных профессий.
В середине 40-х годов Кристина начала переписываться с Декартом. Королева уговаривала его приехать в Швецию. Наконец в 1649 году француз выехал из ставшей ему родной Голландии в «страну медведей, мешанину из скал и льда».
«Я мыслю, следовательно, существую» — «Cogito, ergo sum». Всем известно это крылатое латинское изречение Декарта из труда «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину» (первое издание — в 1641 г.). Книга, написанная, кстати, по-французски, а не на языке ученых — латыни, ознаменовала настоящий переворот в науке. Вот ее основные постулаты, весьма кратко: «Никогда и ничего не принимай на веру. Разделяй сложное на простые части. Решай проблему, начиная с простейшей ее части. Внимательно проверь все выводы, убедись, что ничего не пропущено»…
Очень смелые мысли для времени, когда ортодоксы-католики под знаменами Контрреформации начали крестовый поход против еретиков. К ним причислялись протестанты, да и православные, называемые схизматиками. И если говорить о трагической судьбе Джордано Бруно, сожженного в 1600 г. на костре инквизиции, и о гражданской казни Галилео Галилея (1633 год), деятельность ученого никак не вписывалась в «прокрустово ложе» неистовых защитников «правильной» веры. Декарт, «добрый католик», пытался найти точки соприкосновения с теологами. Он всегда следовал в фарватере официальной церкви. И все же Ватикан занес «Рассуждения о методе» в реестр запрещенных книг.
Декарт был вынужден эмигрировать из Франции в Голландию, славящуюся свободными нравами. Там мыслитель, даже будучи затворником («тот жил счастливо, кто хорошо укрылся» — писал он), устроил свою личную жизнь. Избранницей стала служанка Элен.
Отметим, что родился Рене Декарт в семье дворянина средней руки, юриста и советника местного парламента Бретани. Учился в колледже иезуитов в Ла-Флеше, где получил блестящее по тем временам образование. Уже в 20 лет Рене защитил степень бакалавра права в университете города Пуатье. Но он так никогда и не занимался юридической практикой.
В 1618 году Декарт отправился на Тридцатилетнюю войну. Его можно было видеть и в рядах армий протестантов, и католиков. И это неудивительно, у нас часто преувеличивают значение религиозного фактора в этой войне; а ведь католическая Франция, ярый враг Австрии, оказалась союзником протестантов.
В ноябре 1619 года будущую мировую знаменитость посетили вещие сны. В одном из них он открыл книгу и на латыни прочитал такие слова: «Каким из жизненных путей я должен идти?». Картезий утвердился в мысли, что обязан найти универсальный научный метод, позволяющий ответить на все (смело!) вопросы бытия при помощи человеческого разума и имеющихся фактов. Удалось это ему лишь частично, но вклад Декарта в науку по-прежнему неоценим.
Итак, Рене Декарт оказался в роли придворного ученого шведской королевы Кристины. Это было непростое время. Швеция — одна из победительниц в Тридцатилетней войне — после подписания Вестфальского мира (1648 г.) добилась немалых территориальных приращений в северной Германии. Многомиллионные военные расходы опустошили казну, а при дворе сновали проходимцы, устраивались бесконечные балы и пирушки. И для представителей шведской (лютеранской) элиты, людей крайне консервативных, приезд очередного фаворита, и притом католика, был серьезным раздражителем.
Декарту откровенно не понравился Стокгольм, как и спартанский режим, вводивший его в состояние ступора. Королева вставала очень рано и заставляла философа прибывать к ней в 5 часов утра! Да и зима 1649 — 1650 годов была необычайно студеной. Декарт говорил, что в такой ситуации «мысли у человека промерзают». По официальной версии двора мыслитель простудился, подхватил «воспаление легких» и скончался от «пневмонии» 1 февраля 1650 года, после четырех месяцев пребывания в Стокгольме.
Похороненный как католик за оградой лютеранского кладбища, француз был очень скоро забыт. События в державе развивались с калейдоскопической быстротой. Куда уж там судьба какого-то иностранца. Еще в 1650 году начался династический кризис. Кристина, которой нашли жениха — принца Карла Густава Пфальц-Цвайбрюккенского, — отказалась от свадьбы, подготовив процедуру возможного отречения от престола в пользу… несостоявшегося жениха. Через три года, в 1654-м, она официально отреклась от престола, приняла католичество и уехала в Рим, где 35 лет провела в великолепном дворце Корсини. Она была щедрым меценатом и превратила свою жизнь в сплошной великосветский бал.
Первые предположения о том, что смерть Декарта не случайна, подтверждала странная надпись на могильном камне, выгравированная по настоянию французского посла: «Он заплатил за атаки соперников невиновностью своей жизни». Через 15 лет после смерти мыслителя родина предъявила права на его прах. Гроб перевезли в Пантеон. И когда в 1819 году останки Декарта потревожили перед перенесением в церковь Сен-Жермен-де-Пре, перед людьми предстала ужасающая картина: череп отсутствовал. Очень скоро он был обнаружен на аукционе в Швеции, но лишь в 1878 году оказался в Париже.
В 1980 году версии о смерти Декарта получили новый импульс — обнаружили письма лейб-медика шведской королевы Йоханна ван Вуллена к известному немецкому врачу Уильяму Писо. Его потомок, публицист Эйк Писо разослал известным патологоанатомам описание болезни, предварительно удалив имена и даты. Результат оказался ошеломляющим: Декарт умер от тяжелейшего отравления мышьяком. Кто был отравителем? Может быть, придворные или лютеранские прелаты, желавшие избавиться от вольнодумца-католика? А возможно, и сам канцлер Аксель Оксеншерна, боявшийся влияния Картезия на взбалмошную королеву? Вряд ли мы об этом когда-нибудь узнаем. Тайны стокгольмского двора…