UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Гуманитарная миссия"

Как в Украине будут искать людей, пропавших без вести во время войны.

Автор: Николай Мирный

В Украине будет создана межведомственная координационная комиссия, которая будет искать людей, пропавших без вести во время войны, и работать над социальной помощью их родным.

Создать такую комиссию обязал принятый парламентом в июле закон "О правовом статусе лиц, пропавших без вести". Какие нововведения в новом законе?

Статистика без вести пропавших

Точных данных о такой категории нет. По словам уполномоченной президента по мирному урегулированию конфликта на Донетчине и Луганщине Ирины Геращенко, представители Украины на переговорах в Минске используют список, составленный объединенным центром СБУ. В нем зафиксированы 294 человека, включительно с гражданскими, которых разыскивает Украина.

Общественная организация "Мирный берег", разыскивающая пропавших без вести, владеет данными о 1288 таких людях, тогда как Международный комитет Красного Креста (МККК) приводит цифру 1500 пропавших за все время военного конфликта в Украине. Около тысячи тел людей, которые уже похоронены или находятся в моргах, не идентифицированы. Эксперты убеждены, что количество неидентифицированных тел будет расти, поскольку поиски до сих пор продолжаются.

"Ни одна сторона не сможет осознать полных масштабов погибших в этой войне до ее завершения. У нас нет полной информации с оккупированной территории, где происходили самые ожесточенные боевые действия. Вместе с тем, пока не завершена война, пока не закрыта украино-российская граница, через которую заходят российская техника, "патеряшки", данные о пропавших, погибших будут увеличиваться", - убеждена Ирина Геращенко.

Николай Мирный / Центр прав человека ZMINA

Ирина Геращенко сообщает, что за 2017 г. удалось идентифицировать тела 71 человека. Из них 18 тел переданы на временно неподконтрольную территорию. Кроме этого, по ее словам, в феврале 2018-го Украина передала России тела двух погибших, которые были идентифицированы и опознаны родственниками.

"Украинская сторона относится к вопросу поиска и идентификации тел без политизации - как к гуманитарному и гуманному вопросу. Если мы идентифицировали тело или останки, их надо передать семье для того, чтобы похоронили и по христианской традиции с человеком смогли проститься", - говорит она и сожалеет, что Россия не прибегает к таким же шагам.

Ирина Геращенко отмечает, что за годы вооруженного конфликта МККК ни разу не допустили в тюрьмы как в России, так и на оккупированных территориях, где содержатся украинские заложники и политзаключенные. Вместе с тем у украинских государственных органов и других международных организаций нет доступа к оккупированным территориям.

Как будет работать закон

Менеджер по адвокатуре Центра информации о правах человека Алена Лунева объясняет, что именно в таких случаях нужно создавать координационный механизм, в который войдут организации, разыскивающие людей, и государственные органы. Это должно повысить эффективность розыска.

Николай Мирный / Центр прав человека ZMINA

Ответственный за выполнение норм закона - Кабмин. До ноября он должен создать комиссию, в частности при участии представителей СБУ, Минобороны, Генпрокуратуры, Нацполиции, общественных организаций, работающих над поиском без вести пропавших, МККК, Комитета ВР по правам человека и омбудсмена. Эта комиссия будет координировать между структурами усилия по поиску людей.

"От лица общественных организаций уже обратились к премьер-министру с предложением организовать рабочую встречу с представителями разных организаций, чтобы можно было обсудить полномочия и процедуры этой комиссии, поскольку ее положение будет утверждать правительство. И именно через широкие консультации с теми организациями, которые уже имеют опыт в создании таких комиссий, с Международным комитетом Красного Креста, должна происходить такая работа", - говорит Алена Лунева. По словам правозащитницы, принятый законопроект базируется на модельном законопроекте МККК о пропавших без вести. Такие комиссии в разных модальностях и формах работали или работают в Косово, Сербии, Шри-Ланке, Колумбии, Боснии и Герцеговине.

"Принятие этого закона - это прогресс. Во многих странах и через десятилетия после конфликта нет такого закона и не созданы комиссии. А для нас это шанс, что во время конфликта мы сможем адекватно собирать информацию и эффективно строить коммуникацию между органами власти, общественными организациями, документирующими нарушение прав человека", - комментирует она.

Закон касается вооруженного конфликта, военных действий, волнений внутри государства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и других событий, которые могут послужить причиной массовой гибели людей.

Эта комиссия должна создать и наполнять Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Он будет аккумулировать информацию из разных учреждений, работающих над поиском пропавших.

В реестр будут попадать только те люди, о местопребывании и судьбе которых нет никаких сведений.

"Закон касается лишь тех людей, о которых нет никакой информации о месте, обстоятельствах исчезновения и зацепки, чтобы понимать судьбу этого человека. Если есть информация, что человек содержится как заложник в ОРДЛО или России, то такие люди не могут рассматриваться в категории пропавших без вести", - объясняет Ирина Геращенко.

Кроме этого, авторы документа надеются, что данный реестр будет информировать родных о судьбе пропавших без вести. Ведь правозащитники не раз жаловались, что семьи не осведомлены с тем, как продвигается поиск.

Принятый закон позволяет комиссии создавать поисковые группы и делает возможным коммуникации с организациями, которые могут помочь с розыском на оккупированных территориях.

"Этим законом государство говорит: ради того чтобы понимать, где находятся наши граждане, мы готовы делать многое. Даже идти на переговоры с де-факто властью на оккупированных территориях. Как именно будет происходить обмен информацией, это будет внимательно и детально прописано на уровне Положения комиссии", - говорит Алена Лунева.

Об обмене информацией можно думать с де-факто властью на оккупированных территориях, когда Украина соберет данные со всех возможных сторон. Так считает глава делегации МККК в Украине Алан Эшлиманн. "Это - следующая проблема, которую нужно будет решать, - предостерегает он. - МККК может выступать нейтральным посредником для передачи информации либо же можно придумать платформу, что позволит обмениваться такими данными. Но важно понять, что для решения этих вопросов нужны годы, а не несколько месяцев".

Николай Мирный / Центр прав человека ZMINA

Государство обязано разыскивать пропавшего человека пока не будет установлено его место пребывания, погребения или пока не будут найдены его останки. Права и интересы такого гражданина и его имущество подлежат защите до момента прекращения розыска или объявления его умершим.

Закон запрещает дискриминацию пропавших и их родственников, в частности по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических или других взглядов, национального или социального происхождения, принадлежности к любой социальной группе, территории происхождения или исчезновения, экономического или социального положения, сексуальной ориентации, физических возможностей.

Социальная помощь

По словам Ирины Геращенко, семьи пропавших без вести из-за горя испытывают психологические проблемы и часто живут в финансовом затруднении. Она убеждена, что это задачи власти - предоставить психологическую и социальную помощь таким семьям.

Финансовая помощь родным пропавшего человека будет предоставляться через органы Пенсионного фонда Украины. В частности, такую выплату могут получать нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении пропавшего человека, а также его дети.

Помощь будет осуществляться в форме пенсии по потере кормильца. Сумма будет зависеть от количества людей, которым она будет принадлежать, и от размера пенсии по возрасту, с которой вычисляется размер выплаты.

Помощь будет выплачиваться все время, пока не будет прекращен розыск пропавшего без вести, - т.е. до установления его местопребывания, места погребения или места нахождения его останков.

Насильственные исчезновения - это преступление

Другим преимуществом закона эксперты называют криминализацию насильственного исчезновения. Законопроект ввел в Уголовный кодекс новую статью - 146-1. Соответственно устанавливается уголовная ответственность за арест, задержание, похищение или лишение свободы человека в любой другой форме, совершенные представителем государства, в том числе иностранного, с дальнейшим отказом признать факт таких действий или сокрытием данных о судьбе такого человека или месте его пребывания. Санкция статьи предусматривает от трех до пяти лет заключения. А выдача приказа совершить такое преступление или бездеятельность, когда должностному лицу стало известно о насильственном исчезновении, наказываются лишением свободы от пяти до семи лет.

"Сейчас документирование и расследование преступлений насильственных исчезновений крайне важно. Это усилит позиции Украины в Международном уголовном суде. Ведь Римский устав этого суда признает это преступление как преступление против человечности в случае широкомасштабной и системной практики применения насильственных исчезновений", - говорит Алена Лунева.

Успех комиссии

Впрочем, председатель общественной организации "Мирный берег" Геннадий Щербак скептически относится к эффективности работы комиссии: "Этот закон не повлияет на работу уполномоченных по розыску органов. У новой комиссии не будет инструментов влияния на эффективность розыска правоохранителями. Все и в дальнейшем будет зависеть от того, насколько добросовестно будет выполнять свои полномочия следователь, прокурор и от их моральных качеств. Наш опыт свидетельствует, что сегодня следственные органы не отвечают критериям эффективности".

Николай Мирный / Центр прав человека ZMINA

Геннадий Щербак подчеркивает, что Уголовный процессуальный кодекс предоставляет следователям достаточно инструментов, благодаря которым они могут собрать информацию о судьбе без вести пропавших. Он рассказывает, что ему известны случаи, когда родственники самостоятельно собирали информацию о пропавшем члене семьи, передавали ее следователям, однако они такие данные процессуально не оценивали. Геннадий Щербак считает, что комиссию нужно наделить правом давать рекомендации следственным органам и инициировать сыскные меры: "Учитывая количественный и экспертный состав комиссии, такие права повысят эффективность розыска пропавших. Очевидно, доверие граждан к следственным органам Нацполиции низкое. А репутация новообразованного органа еще не запятнана. Это значит, что если предоставить гражданам, например, возможность анонимно информировать комиссию, то люди будут предоставлять информацию о пропавших".

Кроме этого, правозащитник считает, что закон начнет работать эффективно, если следователи будут отвечать за нарушение обязанности проводить эффективное расследование, и будет открыта экстренная телефонная линия, в частности и для граждан с неподконтрольных Киеву территорий.

Пока правительство создает комиссию, МККК призывает сообщать о без вести пропавших по телефону: 0 800 300 155.