UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гражданское общество №3, Или Здоровый пульс блогосферы

Если делать выводы, глядя на самые хитовые темы блогеров в украинском сегменте Сети, то политики будут посрамлены, параноики разочарованы, а провокаторы — уволены за профнепригодность

Автор: Олег Покальчук

- Но вы же так не напи­шете, верно? - сказала она. Это был не вопрос - это было обвинение.

- Я… я сам не знаю, - сказал я.

- Зато я знаю, - сказала она. - Вы притворитесь, что вы были вовсе не детьми, а настоящими мужчинами.

Курт Воннегут, «Бойня №5»

В то время как украинские блогеры (практически трением) пытались добыть революционный огонь из тлеющей и слабо чадящей резолюции ПАСЕ по Украине, армия петербургского школьника Ильи Богданова захватила город Аки­мовку в Украине. И хотя Ужгород пал раньше, а запорожцы держались до последнего, но игроки «ВКонтакте» оказались круче.

Сложно вычленять в Интер­нете национальное пространство. Гетто «фофудьеносцев» и резервации «шароварников», при всей своей экзотичности, на национальную репрезентативность не тянут. Разве что в комиксовом варианте, и то - для третьих стран. Очевидно, что такого пула, как «ВКонтакте», «Одноклас­сники» и «Мой Мир», в украинском сегменте Интернета нет и не ожидается. Достаточно интеллигентный «Фейсбук» трещит, как сказочная рукавичка, от напора разного политического зверья. Старые обитатели сбегают от них в закрытые группы, где их мягко троллят «двойные агенты», как бы и нас­тоящие персонажи, но с определенной ориентацией. ЖЖ превратился в действительно большой журнал, вроде мега-«Эсквайра», в том смысле, что без знания местных культурных кодов вы: а) мало что поймете; б) вас дальше «прихожей» не пус­тят. Твиттер - это сегодня всего лишь репостинг.

Но украинское блогерское пространство есть. Оно не то чтобы головная боль, но, безусловно, - досадный зуд для Кремля. А для улицы Банковой - конкретный головняк.

Русские аналитики говорят о примерно 20% украинских пользователей Интернета от общего количества населения, украинские - о 35%. Это при том, что реальный охват телевидения при почти полном проникновении - не больше 45%, и его политическое влияние падает. Но при этом около трети всех блогеров (12%) - это Киев и Киевская область.

Социальные сети в Украине используют примерно 80% пользователей. И хотя процент политических активистов, троллей, ботов и прочей свинской нечис­ти достаточно высок (около 20%, а политтехнологи рекомендуют своим заказчикам довести его до 40%, тогда есть шансы манипулировать мнениями и там), удел свободомыслящих и образованных людей (с совершенно разными политическими взглядами) там весьма высок.

Россия представляет украинскую блогосферу частью общерусской, исходя из доминирующего в ней русского (или считаю­щего, что он русский) языка. Это то же, что считать австралийскую блогосферу частью британской. Потому что русские блогеры в эти дни всерьез озаботились пропутинским митингом в Екатерин­бурге (они там сейчас меряются своими Майданами), автомобильным протестом в Москве «Белое кольцо» и На­вальным со товарищи, а украинские - той же резолюцией ПАСЕ, избиением журналистов и блогеров в донецком супермаркете «Сокол». Конечно, на «По­хоронить Путина» одних картинок сейчас - несколько тысяч. Но эта оговорка телеведущей - чистый Фрейд, наполовину дест­руктив, наполовину запрос на большевизацию всея Руси.

Российские блогеры не в сос­тоянии различить немногочисленные манифестации левых в Киеве по поводу годовщины восстания на Арсенале, и такое же немногочисленное - в Донецке - чествование правыми героев Крут. И там и там - мелкие стычки, черно-красные флаги (к стареньким коммунистам в Кие­ве присоединились молодые анар­хис­ты), сетования на Москву бывшую и нынешнюю. Украинс­ким же - что Навальный, что Прохо­ров, что Красная площадь, что Болотная… Одна и та же ог­ромная Газпромия с отваливающимся Кавказом, забытыми Ку­ри­лами и китайской по факту Си­бирью, где все время чего-то строят и запускают, а оно взрывается и падает.

Если в «Пульсе блогосферы» Яндекса набрать слова «Януко­вич» и «Путин», то совпадение по всплескам можно наблюдать лишь 31 декабря, во всем остальном слово «Путин» колбасит их блогеров неизмеримо больше и яростнее. А на нашего реагируют достаточно ровно и предсказуемо. Как? Набираем в том же «Пульсе» - «Янукович» и «Ти­мо­шенко» и получаем полное совпадение по фазам активности за последние два месяца. Но набираем «Янукович» и «ПАСЕ» - ан нет ожидаемых совпадений.

Еще десяток подобных экспериментов, с разными фамилиями, разными событиями. Та же картина. Российские реалии нас интересуют, лишь когда они самими русскими подаются в виде примитивного «лубка», западные - в массе своей вообще не интересуют. Но антагонистических персонажей своего, внутриукраинского контента (президента, премьера, разных депутатов- чиновников-страстотерпцев) наши блогеры определяют как более русских или более западных, чем сами россияне или европейцы. Хотя очевидно, что и Россия, и Запад «назначают» себе союзников или противников в Украине, исходя исключительно из собст­венной выгоды. Зачастую одних и тех же персонажей, чтобы не тратиться на повышение их узнаваемости.

Если смотреть комменты обыч­ных украинских новостийных интернет-ресурсов и на их основании делать выводы об украинской блогосфере (что, собственно, и является целью штатных и внештатных комментаторов), то можно говорить о крайне высоком градусе внутриполитической истерии, которая проявляется исключительно примитивно - в незатейливой матерной лексике, обращенной друг к другу, к власти, стране в целом и к ее ближайшим соседям. Там сплошное свинство. Поскольку пиарщики рекомендуют никогда не удалять троллинг и не модерировать комментарии, так как это повлия­ет на хиты и хосты сайта, количество поверхностного дерьма уже дос­тигло той стадии, когда оно превращается в концентрированное «мумие» и «гуано», и его экспортируют в Россию и на За­пад для изучения, как концентрат украинской национальной интернет-культуры. В частности, таким изучением под названием «Гар­вардский проект» занимался русский новостийный сайт iarex.ru.

Но если делать выводы, глядя на самые хитовые темы блогеров в украинском сегменте Сети, то политики будут посрамлены, параноики разочарованы, а провокаторы - уволены за профнепригодность. Да хоть на целую сотню в выборке посмот­рите. Мак­симум десяток, а то и пяток политических записей на русском и украинском языках. Парочка конспирологических веток. Де­сят­ка два - о сексе в том или ином виде. Погода, особенно в Крыму, - записи на первых местах в рейтинге. О дизайне, домашних животных, косметике, по­худании. Где-то посерединке мелькнули сиськи FEMEN в Да­во­се. Но не понятно уже, куда это относить - к сексу ближе или все-таки к политике. В общем, в открытом сегменте Ян­декса у нас очень нормальная, с точки зрения психического здоровья нации, картинка.

У Фейсбука немножко иная ситуация. Из-за того, что украинский ФБ стал чрезвычайно лакомым куском для политтехнологов и маркетологов, его «дружественная» политика стала вызывать обоснованные подозрения у именитых старожилов. И они, оставаясь в общем доступе, основное свое общение перенесли в закрытые группы, созданные по профессиональным, культурным или политическим предпочтениям. Там есть жесткая селекция участников, строгое модерирование и достаточно высокая планка полемики. Накал страстей неограничен, политкорректность минимальна, функциональность диалога - единственный критерий. Однако точка кипения там уже в основном достигнута, а чтобы выйти с обсуждаемым наружу, нужно менять правила игры на более мягкие. Но ведь не для этого же закрывались от остальных…. Фейсбук более «новостиен», с точки зрения того, как социальная сеть отражает события, но политические комментарии событий в ФБ очень быстро себя исчерпывают, так как неписаная этика не дает там возможности для перехода «на личности» и эмоциональной подпитки конфликтов.

Психологически самая близкая к ФБ социальная сеть - это Google+, но активного перетекания в нее из ФБ пока не замечено, хотя дублирование аккаунтов идет активно. Способствовало этому то, что осенью прошлого года Google+ активировал специальный профиль «Блогер», но хотя сеть уже 50-миллионная, она в основном пока англоязычная. Фишка - основное отличие Google+ от других сетей - возможность создавать «круги» по интересам и группам, писать сообщения, заранее адресуя их только тем, кому это может быть интересно. В ближайшее время должна сработать на украинском контенте.

Одна из самых читаемых записей рассказывала о приколе, который наши сограждане учудили в США, разыграв охрану какого-то супермаркета. Техно­логия розыгрыша следующая. Берется три живых поросенка, на боках которых крупно пишутся номера (внимание!) - 1, 2 и 4. Выпускаются тайком в зал супермаркета. Охрана поросят, разу­меется, быстро отлавливает. И потом все оставшееся время, вызывая подмогу, ищет поросенка №3.

Поиск некой квинтэссенции сугубо украинских тематик в Интернете - занятие из подобных. Странным образом украинская блогосфера (как и русская) на самом деле гораздо точнее отражает мысли и чаяния граждан, чем принято считать. Если, конечно, брать ее во всем объеме. Она живет веселой, задорной, интеллектуальной, культурной жизнью вопреки наличию минис­терств культуры, молодежи, туризма и спорта. И даже вопреки предстоящим выборам. Это очень отрадно констатировать, но в то же время нужно признать, что это действительно гражданское общество не хочет иметь ничего общего с государством, политикой, выборами в том виде, в котором их заставляют это общее иметь.

Вот социальный взрыв, о котором так тоскливо всегда мечтают оппозиционеры (рассчитывая почему-то, что он будет направленным), произойдет отнюдь не в среде политических верующих или партийных функционеров. А в этой, блогерской, когда власть посягнет на естественные права и нравственные ценности этого самого гражданского общества, если ей взбредет в голову контролировать его по китайско-белорусскому образцу. Это реальные лидеры общественного мнения, специально к лидерству не стремившиеся, но и от появившейся ответственности не уклоняющиеся. Пока власть хлопочет по поводу того, где же в Интернете прячется эта самая «свинья номер три» и как ее половчее изолировать, украинская блогосфера будет снисходительно посмеиваться. Но если государство решит браться за реальных зачинщиков, они из сочинителей мгновенно превратятся в народных героев.

Понятно, что после 14 часов 31 января, когда закрыли ex.ua, украинский интернет-трафик рухнул. Но это похоже на глобальное обмеление прибрежных вод перед появлением гигантских волн цунами - тема еще аукнется. Тем не менее в открытом сегменте Яндекса у нас - очень нормальная с точки зрения психического здоровья нации картинка.