UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Грантоеды» или кирпичики гражданского общества?

Общественные, или как их еще называют «неправительственные», организации (сокращенно НПО) являются формой самоорганизации граждан...

Автор: Андрей Галич

Общественные, или как их еще называют «неправительственные», организации (сокращенно НПО) являются формой самоорганизации граждан. Цели таких организаций могут приобретать огромный спектр значений и зависят от основателей. Это может быть как объединение по интересам, хобби или спортивным увлечениями (именно такие НПО были распространены в СССР), так и организации, задача которых — влияние на экономическую политику отдельных субъектов (например, профсоюз), региона или государства в целом (например, союз предпринимателей). Самое главное, что отличает неправительственные организации, это неприбыльность, в отличие от бизнеса, и неподчинение государственной бюрократии.

История НПО в странах развитой демократии берет свое начало от союзов ремесленников в средневековой Европе и купеческих союзов, представители которых осознавали общность своих интересов в контактах с правительствами, а также необходимость координации действий при ведении экономической деятельности. Такие союзы, кроме деятельности, направленной на достижение целей ее членов, занимались также и меценатством.

Большое развитие объединения граждан получили в Северной Америке, где при колонизации материка люди вынуждены были полагаться только на себя и на соседей, и поэтому такие задачи, как построение церкви, школы, больницы, решались общиной.

Идея неформального объединения граждан получила свое развитие в либертарианской модели общества, о жизнеспособности которой продолжаются дискуссии с 50-х годов прошлого века. Эта модель была создана в противовес уже существующей коммунитарной модели, рассматривавшей отношения в обществе как комплекс жестких связей в различных иерархиях (кланах, классах, партиях), участие в которых преследовало цель противопоставления себя «чужим»; и либеральной модели, где основная роль отводилась homo economicus — образованному потребителю, который наделен правами, охраняемыми государством, где противопоставлялись публичный и частный секторы.

Либертарианская модель выделяет в социальных отношениях «третий сектор», являющийся промежуточной формой организации между властью и рынком и строящийся на добровольной основе. В этом смысле неправительственные организации и являются представителями «третьего сектора», который становится незаменимым элементом современного гражданского общества.

С целью усовершенствования либеральной модели гражданского общества на Западе сейчас ведутся активные исследования, и именно организациям «третьего сектора» при этом отводят ключевую роль. Считается, что благодаря «третьему сектору» в обществе могут появиться социально активные граждане, привлеченные в различные социальные структуры, которые будут исповедовать общие гуманистические идеи свободы и добровольного сотрудничества, более широкие, чем понятие свободы членов идеологических кланов или свободного рынка.

На сегодня одним из индикаторов, по которому оценивают развитие гражданского общества в отдельном государстве, является привлечение его членов к деятельности неправительственных организаций. Эта и волонтерская деятельность, объемы экономики которой, по оценкам специалистов, в ведущих индустриальных странах можно сравнить с бюджетообразующими отраслями; это и финансирование гражданами за счет пожертвований неправительственных организаций.

Развитость «третьего сектора» сегодня показывает наличие в стране политического среднего класса, осознающего свою причастность и свою ответственность за жизнь общества и государства. Страны, научившиеся соответствующим образом организовывать и использовать эту общественную энергию, имеют большие возможности и перспективы развития в глобальном мире.

Проблемы, которые решают организации «третьего сектора» в демократических обществах, уже давно вышли за рамки лоббирования интересов узких общественных групп. Деятельность неправительственных организаций направлена на осуществление количественных и качественных общественных изменений в разнообразных сферах жизни — таких, например, как здоровье, демография, региональное развитие, образование и прочие. То есть все, что не может быть предметом коммерческой деятельности, и где деятельность государства не является эффективной, а требует общественной инициативы.

В странах развитой демократии уже создана система финансирования и оценки деятельности неправительственных организаций, при изучении и работе над изменениями относительно тех или иных общественных проблем государство и бизнес зачастую пользуются услугами именно «третьего сектора».

Без преувеличения можно сказать, что современное общество построено на принципах здорового соперничества, требует наличия такого механизма, как «рынок» неправительственных организаций, и без наличия конкуренции на этом «рынке» общественный прогресс многое потеряет.

Вместе с тем необходимо понимать, что, как и обычному рынку коммерческих услуг и товаров, «рынку» неправительственных организаций нужны эффективные средства оценки и прозрачности информации при доступе к ресурсам, и если в бизнесе этими средствами выступает норма прибыли и антимонопольное законодательство, то подобные инструменты должны быть и для организаций «третьего сектора».

С началом развития демократических процессов в посткоммунистических обществах на их просторы пришли международные фонды-доноры, миссия которых — распространение идей демократии в мире.

Они стали первыми, кто начал финансировать организации «третьего сектора» в Украине, и они же были теми, кто ввел понятие проектного менеджмента в неправительственные организации, систему оценки их деятельности.

С тех пор уже профинансировано большое количество проектов, направленных на построение гражданского общества в Украине, а также на развитие неправительственных организаций — это и обучение украинских членов неправительственных организаций по управлению организацией, поиску финансирования на общественные инициативы, обмен опытом между членами неправительственных организаций из нашей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья. Такие же учебные мероприятия проводились и для украинских чиновников, представителей бизнеса.

Международные фонды-доноры построили систему финансирования «третьего сектора» в Украине и ввели принципы оценки деятельности по выполнению общественных проектов. Фактически благодаря им в Украине действует большинство неправительственных организаций, деятельность которых касается самых разнообразных сфер жизни — от региональной политики до помощи неполноправным гражданам.

За эти годы в Украине сформировалось сообщество общественных организаций и их деятельность уже влияет на события в стране.

Но возникает вопрос: насколько эффективной является среда финансирования, сформированная международными фондами-донорами, и насколько эффективно организации украинского «третьего сектора» решают задачи, стоящие сейчас перед нашим обществом?

Украинские неправительственные организации, как и в начале своего становления, финансируются главным образом из иностранных источников, поэтому так и не удалось сформировать национальную систему финансового питания «третьего сектора».

В странах — лидерах демократического развития, в соответствии с принятыми нормами, считается нормальным соотношение частей в бюджете неправительственных организаций, при котором 1/3 финансирования приходится на оплачиваемые услуги самой организации, 1/3 — средства, полученные за счет грантов (как из государственного бюджета, так и от фондов-доноров), и 1/3 составляют пожертвования от бизнеса.

Что же касается Украины, то структура финансирования наших неправительственных организаций носит несколько искаженный характер. В среднем не менее 80% в финансировании наших неправительственных организаций составляют средства международных фондов-доноров.

Это можно объяснить — именно благодаря финансированию этих фондов был создан и заработал в Украине «рынок» неправительственных организаций, именно благодаря этим средствам у нас сейчас в штате общественных организаций работают квалифицированные незаангажированные эксперты; именно благодаря этому финансированию большое количество наших членов правительства, научных сотрудников и других представителей «интеллектуального труда» получили возможность приобщиться к наработкам своих зарубежных коллег, в частности с помощью обучения и поездок по обмену опытом.

Следует отметить, что стратегия финансирования международными фондами нашего «третьего сектора» в основном направлена на поддержку краткосрочных (со сроком выполнения до года) проектов с бюджетами, предусматривающими использование не более 10% средств на потребности организации — исполнителя проекта. Остальная сумма должна целевым назначением идти на выполнение самого проекта.

По-видимому, такая схема предусматривает, что бюджет организации формируется по общепринятым в мире стандартам, и организация имеет необходимые средства для поддержки собственного функционирования.

Но у нас все выглядит несколько иначе, поэтому вопросом выживания становится умение «отмыть» из грантовых средств необходимую для существования неправительственной организации сумму.

В то же время, поскольку проекты являются краткосрочными, то, получив финансирование для реализации одного проекта, менеджеры наших неправительственных организаций, не медля, переходят к написанию новой проектной заявки — ведь в условиях жесткого конкурса выигрывать гранты в среднем удается один из десяти, следовательно, нужно написать с десяток заявок на конкурс, чтобы получить средства на одну.

Такая ситуация становится похожей на бег белки в колесе — иногда приходится жертвовать выполнением реального, уже профинансированного проекта, заменяя его на банальную сдачу отчетов.

Если на этапе формирования «третьего сектора» в Украине такая ситуация была в общем приемлемой и содействовала еще только зарождающейся среде общественных организаций, то сейчас она кажется неэффективной.

В условиях ограниченных ресурсов, когда часть менеджеров неправительственных организаций, присутствующих на этом «рынке» уже достаточно длительное время, обладает большей по сравнению с новичками квалификацией и наработанными контактами, эти преимущества делают их и организации, которые они представляют, практически «вне» конкуренции за средства доноров. Вместе с тем вся их квалификация, знание и труд идут на борьбу за получение этих средств, и реальные общественные изменения в украинском обществе — далеко не главная задача, которую они ставят перед собой.

Такая ситуация не содействует формированию положительного образа неправительственных организаций в обществе, в адрес которых часто можно услышать пренебрежительное «грантоеды».

Но виноваты ли в этом только НПО, и каким же образом исправить ситуацию? Как эффективно использовать ресурс общественных организаций и направить энергию общества в конструктивное русло?

Одним из главных виновников сложившейся ситуации является власть. Ведь не могут НПО работать над решением общественных проблем в то время, когда эти проблемы не поняты ни государством, ни бизнесом — именно они должны выступать главными заказчиками работы неправительственных организаций.

Есть в создавшейся ситуации также часть вины самих НПО, которые не ставят своей целью работать над наиболее актуальными для общества проблемами, а ориентируются на конъюнктурные темы, заявленные на конкурсах международных фондов.

И все же складывается впечатление, что сама система функционирования украинского сектора неправительственных организаций сегодня уже не отвечает задачам текущего момента.

Общество должно осознать и оценить тот потенциал «третьего сектора», который сформировался благодаря помощи международных доноров, и сформировать свою, национальную, а в перспективе и региональную систему субсидирования неправительственных организаций. И главное — не нужно изобретать велосипед, система, созданная благодаря иностранным грантам, уже функционирует, нужно только научиться использовать наработанные в ней механизмы и ее потенциал.

Каким же образом это сделать?

Наилучший путь — создание национального агентства по примеру международных агентств по развитию — например, USAID (United States Agency for International Development), CIDA (Canadian International Development Agency), — но его деятельность должна быть направлена на решение внутренних задач, а не внешних, как у этих организаций.

Стоит изучить их опыт финансирования проектов общественных организаций и адаптировать его к украинским условиям, формы отчета, методы, оценки эффективности выполнения проектов. И самое главное — нужно создать механизмы наполнения средствами фонда этого агентства. Это, в частности, может быть часть средств от приватизации, пожертвования бизнеса, отчисление из бюджета.

Возможно, кому-то покажется, что это предложение — еще один способ растраты средств налогоплательщиков, но следует понять — речь идет о структуре, обеспечивающей использование ресурса общественных организаций на потребности государства. Ресурса качественного и эффективного, который сейчас практически не задействован в государственных программах.

Еще одна причина создания такого агентства — возможность коммуникации с международными донорскими организациями и выработка общей политики с ними, а также контакты с международными бизнес-корпорациями относительно привлечения средств на финансирование приоритетных для украинского общества задач.

Создание агентства также позволит наладить диалог в треугольнике власть—общественные организация—бизнес, а это очень важно сейчас, потому что молодой украинский бизнес еще только приходит к пониманию своей роли в обществе.

Началом на пути создания такой структуры могло бы быть проведение форума с участием видных представителей политических структур, бизнеса и общественных организаций, в рамках которого была бы выработана стратегия деятельности будущего украинского агентства по общественному развитию.

Конечно, трудно сказать, как в дальнейшем будет развиваться диалог между властью и общественными организациями, но сейчас очевидно, что развитие сектора общественных организаций подошло к определенному рубежу, и именно сегодня власть имеет возможность сделать так, чтобы этот рубеж был преодолен, и общественный сектор вышел на новый уровень, на котором все три сектора (власть, бизнес и общественные организации) заработали бы ради общей цели — будущего Украины.