UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грани школьного конфликта

Отправив детишек в школу, многие родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов!..

Автор: Лариса Никонова

Отправив детишек в школу, многие родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов! Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появятся новые проблемы, одна из которых — школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у первоклашек они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации. Конфликтов бояться не надо, они — неотъемлемая часть всей нашей жизни. Важно лишь помочь маленькому человеку сориентироваться и действовать сообразно ситуации.

Сколько длится адаптация?

По мнению специалистов, подавляющее большинство детей — примерно 60—65%, легко привыкают к новым условиям и заводят друзей. Адаптация у них длится не более двух месяцев. Около 30% детей адаптируются несколько сложнее. Это объясняется тем, что они либо не приучены к режиму и пребыванию в коллективе (в особенности, если не ходили в детский сад), либо имеют проблемы с усвоением школьной программы. Поэтому на привыкание уходит до полугода. И, наконец, 5—6% школьников принято называть «трудными», поскольку они конфликтны, не подчиняются требованиям педагогов, не усваивают программу. Но и в этом случае отчаиваться не стоит. Просто им следует уделить больше внимания, если требуется — привлечь профессиональных психологов. Обычно в течение года все новички окончательно адаптируются к учебе.

Основные факторы риска дезадаптации закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:

1. Благополучные, но гиперопекаемые дети. Они нередко становятся эгоцентричными. «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию, поэтому порой не учитывает желания других. Но если дома и родители, бабушки-дедушки ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и просто не знает, как себя вести.

2. Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.

3. Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.

В любом из этих случаев ребенок рискует быть не принятым в коллективе, не вписаться в общество сверстников. А в дальнейшем это может привести к дезадаптации.

Как вести себя родителям в самые сложные, первые месяцы учебы? Прежде всего нельзя постоянно одергивать детей, требуя немедленного переключения на новый режим. Они не могут мгновенно измениться, стоит лишь переступить школьный порог. Не ругайте за то, что они крутятся или смотрят в окно во время уроков или приготовления домашних заданий. Тем самым детская психика защищается от стресса. Со временем они научатся концентрироваться на занятиях.

Безоговорочное внимание

— Чтобы не пропустить те или иные школьные проблемы, родителям нужно научиться разговаривать с детьми и внимательно их выслушивать, — считает главный врач Белоцерковского психоневрологического ТМО Иван Надточий. — Нередко они относятся к воспитанию формально. Например, недавно наблюдал такую сценку: идут из школы папа с сыном-первоклассником.

— Ты почему сегодня Вовку побил? — спрашивает отец.

— А он меня достал! — отмахивается сын.

— Никогда больше так не делай!

— А почему? — удивляется мальчик.

— Потому что я так сказал! Не делай и все!

Казалось бы, обсуждение состоялось. Но какой от него толк? Ни отец, ни сын не поняли друг друга, не разобрались в сути конфликта. А ситуация ведь серьезная. Не дай бог, если малыш все свои проблемы начнет решать методом кулака. Значит, надо найти удобное время, сесть с ним рядом, выяснить, в чем причина драки. Если надо — привлечь к обсуждению и побитого Вовку с его родителями. Но редко кто всерьез уделяет время ребенку.

Дети нередко жалуются на то, что взрослые не умеют их слушать. Вроде бы с ними разговаривают, но в это время моют посуду, смотрят телевизор. А ребенку необходимо безоговорочное внимание родителей, тогда он чувствует, что им дорожат, и торопится поделиться своими заботами. Обязательно нужно выслушать его и вместе разобрать конфликтную ситуацию. Нередко воспитание сводится к примерам из собственной жизни: мол, когда я был в твоем возрасте, то поступал таким-то образом… Разумеется, жизненный опыт родителей может быть полезен. Но все же не стоит навязывать детям готовые решения. Важно, чтобы они научились делать это самостоятельно.

Не торопитесь наказывать детей за проступки, сначала постарайтесь выяснить, что лежит в их основе. Недавно на прием в Белоцерковское ТМО пришел папа с 10-летним сыном. Выяснилось, что мальчик украл из дома 200 гривен. Подробно расспросив его, специалисты выяснили, что он сделал это, чтобы сводить одноклассников в кафе. В данном случае кража была лишь внешним проявлением дезадаптации. Суть конфликта гораздо глубже: он чувствовал себя неуютно в коллективе и пытался самоутвердиться подобным образом. Необходимо было помочь ему найти путь к уважению сверстников другими путями.

Адвокаты или прокуроры?

Любой школьный конфликт представляет собой многогранник, «составными частями» которого являются учителя, сверстники, сам ребенок. Какую же позицию должна избрать семья? Активно поддерживать одну из сторон или не вмешиваться, надеясь, что конфликт разрешится сам собой?

— Позиция невмешательства — наиболее неэффективная, — считает психолог Ольга Куницкая. — Ведь ребенок не всегда может справиться с конфликтной ситуацией сам в силу отсутствия жизненного опыта. Поэтому совет взрослых ему необходим. Существует несколько моделей поведения родителей в ситуации школьного конфликта. Некоторые считают, что необходимо поддержать авторитет педагогов, и становятся на их сторону. Но в таком случае ребенок неизбежно почувствует себя в одиночестве. «Взрослые объединились против меня!» — подумает он и озлобится. Если же почувствует поддержку родителей, то будет больше доверять им. А это самое главное. Родители должны быть адвокатами своих детей, а ни в коем случае не прокурорами. Это не значит, что они должны оправдывать каждый их поступок, хвалить за неправильное поведение, ругать педагогов. Но в любом случае ребенок должен знать, что от него не отвернутся. Стремясь уйти от конфликтов, некоторые просто переводят детей в другой класс или школу. Но перевод — не лучшая мера. Необходимо разобраться, чем вызван конфликт, и выработать новую тактику поведения. Иначе одна и та же ситуация может повторяться бесконечно.

«Не хочу в школу!»

Медики сетуют: нередко родители приводят детей на прием, когда те уже находятся в состоянии невроза или даже психоза. В этом случае требуется безотлагательная помощь врачей-психиатров и порой уже только стационарное лечение. А ведь невроз никогда не возникает на пустом месте! Перед этим острым состоянием наверняка был продолжительный период, когда та или иная конфликтная ситуация развивалась, но взрослые этого не замечали или не придавали этому значения. Что же должно насторожить родителей?

— Тревожный признак — появление у ребенка страхов, связанных со школой и учебой, — считает детский психиатр Белоцерковского психоневрологического ТМО Татьяна Голуб. — Например, боязнь получить плохую оценку, сделать ошибку, стать отстающим и огорчить родителей и т.д. Эти страхи лишают школьника психологического комфорта, радости от учебы и способствуют развитию неврозов. Внимательные родители обязательно должны определить, откуда же возникает тот или иной страх? Возможно, от малыша слишком многого требуют. Причина может быть и в недостаточной квалификации педагога. Далеко не все используют игровые методики, способные облегчить процесс познания. Некоторые учителя в погоне за успеваемостью сокращают перемены, поэтому дети быстрее утомляются. И здесь роль родителей трудно переоценить. Именно они должны заметить проблемы и указать на это администрации. В таком возрасте оценки — далеко не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок шел на занятия с радостью и чувствовал себя там комфортно.

Особенно трудно выявить невроз у младших школьников, которые порой не могут внятно объяснить, что же именно их беспокоит. Какие признаки дают основания заподозрить, что у детей не все благополучно? «Школьный невроз» чаще всего проявляется в нежелании идти в школу. «Не пойду на уроки, мне там не нравится!» — твердит ребенок. Не торопитесь отругать свое чадо и силой привести на занятия. Сначала подробно расспросите, что именно вызывает негативную реакцию. Нередко появляются и различные соматические проблемы: отсутствие аппетита, рвота, болит живот и т.д. Ребенок становится плаксивым, неуравновешенным, испытывает чувство собственной неполноценности, ищет в себе недостатки. Порой у новоиспеченных школьников наблюдается не прогресс, а регресс — они начинают хуже писать, хуже считать, отказываются по утрам самостоятельно одеваться, умываться, хотя ранее охотно делали это. Они как бы опускаются на более низкую стадию социального и интеллектуального развития, в то время, как должно быть наоборот. Все это может быть признаком социальной дезадаптации.

Как поступить родителям в этой ситуации? Прежде всего следует немедленно обратиться к школьному психологу. Такие специалисты есть сегодня во всех учебных заведениях. С помощью специальных тестов они установят, в каком психологическом состоянии находится ребенок, и подскажут родителям, как откорректировать его поведение. Кроме того, профессиональный психолог сумеет заметить первые признаки невроза и направит ребенка к специалисту. При своевременном обращении невроз легко поддается лечению и проходит без последствий для здоровья.