UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРАФ ГОТОВ УСЫНОВИТЬ БОГАТУЮ ОСОБУ

Недавно листая одну из газет, публикующих приватные объявления граждан, я наткнулась на следующее: «Молодой предприниматель познакомится с целью создания семьи с женщиной-бухгалтером»...

Автор: Евгения Соколова

Недавно листая одну из газет, публикующих приватные объявления граждан, я наткнулась на следующее: «Молодой предприниматель познакомится с целью создания семьи с женщиной-бухгалтером». В принципе то, что многие мужчины стараются жениться выгодно, известно, но чтобы в качестве приданого требовалась определенная специальность — такое я видела впервые. Хотя ничего особо необычного в этом случае нет: человек просто хочет сэкономить на бухгалтере — платить собственной жене можно меньше, да и сколько не заплатишь, все пойдет на его же благо.

Практика создавать семью с помощью объявлений в прессе имеет давние традиции. И всегда такие объявления отличались предельным цинизмом и говорили о коммерческой стороне брака. По свидетельствам немецкого историка Эдуарда Фукса, первые брачные объявления появились 19 июля 1695 года в сборнике некоего Гоутона.

Первые брачные объявления выглядели практически так же, как и нынешние. «Джентльмен 30 лет от роду обладает значительным состоянием приблизительно в 3 тыс. фунтов и готов заключить на этот счет соответствующий контракт». Не прибегая ни к каким уловкам, сокрушается Фукс, брак выставляется у всех на глазах простой коммерческой сделкой. Зажиточный помещик, к примеру, ищет невесту высокого роста и, главное, с «полной, крепкой, белой грудью». Другой просит являться только таких женщин, у которых имеется «крепкая (и не слишком маленькая) грудь и большой зад». Третий мечтает о подруге, которая «в часы супружеского счастья говорлива и иными еще путями способна обнаружить свое удовольствие».

Приблизительно в середине XVIII века, сообщает историк, брачные объявления вошли в моду во всех странах. Но так как в континентальной Европе газетное дело было развито хуже, чем в Англии, нередко прибегали к помощи листков, распространяемых разносчиками на улицах. И хотя, к примеру, немецкие объявления не столь циничны, как английские, но и они обнаруживают коммерческую основу брака. Невеста может быть старой девой или вдовой со многими детьми, она может исповедовать безразлично какую религию, лишь бы у нее было более или менее значительное состояние.

Нередко упоминается и «пятно на чести». Один 30-летний мужчина, к примеру, был готов обращаться с ребенком от другого так, как будто он его дитя, если покинутая мать обладает капиталом, достаточным чтобы раз и навсегда поправить его мелочную торговлю. Забота о грозящем позоре нередко вынуждала и женщин давать подобные объявления. «Молодая, красивая особа, — говорится в одном таком листке, — слишком поспешно доверившаяся обещаниям во всех других отношениях порядочного человека и находящаяся в положении, заслуживающем всяческого снисхождения, желает как можно скорее выйти замуж, но в другом городе за мужчину, которому приданое в 22 тыс. гульденов было бы достаточным возмещением за то, что он даст имя ее ребенку».

К практике брачных объявлений нередко прибегали и аристократы. По мере того как в эпоху капитализма брак становился, в особенности в быстро беднеющем аристократическом классе, откровенной коммерческой сделкой, титулы все чаще становились предметом торга. «Граф готов усыновить богатую особу...», «Князь готов предоставить имя и титул богатой особе путем усыновления, иначе имя угаснет» — такие объявления, естественно полностью анонимные, довольно часто встречались в прессе. Особенно активно подобные «браки ради имени» начали практиковаться к концу XVIII века с появившимися в то время наследницами американских миллионов. В Америке даже обсуждался вопрос, как помешать этому переселению американских миллионерш и миллиардерш в объятия европейской аристократии, так как вместе с ними в Европу эмигрировали и огромные состояния. Появлялись даже специализированные брачные конторы, также широко рекламировавшие свою деятельность примерно следующим образом: «Воззвание к аристократам. Солидный посредник отправляется в Америку, где он имеет хорошие связи в финансовом мире и где он думает найти для нескольких аристократов миллионных невест».

И все-таки человеку, вступающему в брак, пусть даже весьма и весьма прагматичному, всегда хочется любви. Наверное, потому даже в столь циничных и полностью коммерческих объявлениях одним из условий брака нередко оказывается любовь.