Осень не за горами, и во многих семьях вот-вот произойдет радостное и знаковое событие: 1 сентября в пышных бантах или щегольском костюмчике ваш малыш впервые переступит школьный порог! Прощай, беззаботное детство! Что там ждет впереди — успешная учеба, новые друзья, интересная насыщенная жизнь? А может, вереница неприятностей, болезни, нотации учителей, недовольство папы и мамы? Многое зависит от того, насколько ребенок готов к учебе, не поторопились ли родители с определением его в школу, сумели ли психологически подготовить малыша к новому этапу в жизни и (что не менее важно!) готовы ли к нему сами.
Вопрос, с какого возраста отдавать малыша в школу, не так уж и прост. На первый взгляд может показаться, что если ребенок умеет читать-писать-считать, то его пора отдавать в школу. Между тем о готовности ребенка к учебным занятиям можно судить, только проанализировав в комплексе целый ряд факторов.
Календарный и физиологический возраст ребенка совпадают не всегда. В любом случае большинство психологов не рекомендует отдавать в школу ребенка, который будет младше своих одноклассников. И речь в этом случае идет не только о том, что он может быть физически слабее других (что многие считают важным лишь для мальчиков), но и об успешности на уроках физкультуры, труда. Отставание от большинства может повлечь за собой опасные комплексы: «самый слабый», «самая неловкая». А от «последний прибежал к финишу» ребенок может выстроить проекцию вплоть до «хуже всех».
Нередко случается, что малыш отстает в развитии даже от своих сверстников. Причин может быть много — частые болезни, «притормозившие» созревание малыша; разного рода нервные расстройства; просто особый индивидуальный «график» созревания нервной системы. Поэтому обязательно следует проконсультироваться у наблюдающего ребенка педиатра, который определит уровень биологического развития и состояние здоровья, а также у невропатолога, который проверит степень зрелости нервной системы. А вот что касается других факторов, то желательна консультация психолога.
Интеллектуальный возраст
При подготовке ребенка к школе родители больше всего внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей. Казалось бы, по этому критерию совсем не сложно определить, насколько готов к школе будущий первоклассник. Ошибочно, однако, полагать, что все ограничивается проверкой знаний. Психолог оценивает интеллектуальное развитие ребенка по целому ряду параметров. В частности, он проверяет, насколько у ребенка развиты мыслительные процессы: способность сравнивать объекты; классифицировать их; выделять существенные признаки; определять причинно-следственные зависимости; делать выводы. Важно также проверить память (механическое запоминание и опосредованную память); наглядно-образное, пространственное и словесно-логическое мышление; способность к обобщению и абстрагированию; последовательность умозаключений. Кроме того, специалист определяет, насколько у ребенка развит кругозор, какова степень речевого развития и познавательной активности, в какой мере развита мелкая моторика рук и координация движений.
Социальный возраст
С психологической точки зрения не менее важна готовность ребенка к новому социальному статусу школьника, что включает готовность к новым формам общения — субординации по отношению ко взрослым и чувству товарищества по отношению к сверстникам. Следует убедиться, что без пяти минут первоклассник уважает взрослых; признает их авторитет; выполняет их требования; адекватно реагирует на замечания; готов исправлять свои ошибки; у него в достаточной мере развиты самосознание и самооценка. И если станет ясно, что малыш не умеет вести себя на уроке, не считается с интересами других людей, не готов к коллективной деятельности, то это куда серьезнее, чем если он плохо пишет, медленно читает или неуверенно считает.
В норме ребенок всеми силами стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни и прилагает к этому определенные усилия — преодолевает неуверенность, страх, стыдливость, старается правильно себя вести. А вот ребенок, который не готов к школе, напротив, будет пытаться искусственно задержаться в раннем детстве.
Серьезным препятствием к учебе может стать недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера психики ребенка. В этом случае малыш не может заставить себя делать то, что ему не слишком интересно; достаточно долго концентрировать внимание; быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; слушать и слушаться взрослых. У него не сформирована здоровая познавательная мотивация к учебе. Наши первоклашки очень часто учатся, чтобы учительница похвалила, чтобы мама не кричала, чтобы папа пустил гулять, бабушка сунула «денежку». А родители не устают повторять, что учиться надо лишь для того, чтобы удачно устроиться в жизни. Стоит ли удивляться, что редко в наших детях сформирована познавательная активность, здоровое любопытство, интерес к новому, азарт преодоления неудач?
Первые школьные годы совпадают с возрастным кризисом 6—7 лет. Это один из «переходных возрастов», естественный кризис развития, но он может доставить немало неприятностей родителям, особенно если они сами психологически не готовы воспринять своего ребенка в новом, более взрослом качестве. Вместе с тем переходный период может пройти без особых осложнений, если система родительских требований и ожиданий будет адаптирована к новому уровню развития ребенка и его новым потребностям и если ребенок не будет в это время перегружен дополнительными занятиями.
Возрастной кризис 6—7 лет психологи считают благоприятным в плане становления морально-нравственной сферы. Именно в это время ребенок усваивает (иногда на всю жизнь), «что такое хорошо, а что такое плохо». И если очень многие аспекты развития можно переложить на посторонних (гувернанток, репетиторов, секции, кружки, садики и «особые» школы), то основы нравственности закладываются в семье. И никоим образом не нотациями и нравоучениями, а образом жизни, суждениями, поступками, неспешными беседами «обо всем», совместным обсуждением прочитанного. В школе, конечно, тоже ведется определенная воспитательная работа, но слишком велика вероятность, что вашему ребенку попадется обыкновенная «училка», а не выдающийся педагог. Кроме того, по-прежнему в большинстве школ стараются воспитывать скорее послушного гражданина, чем всесторонне развитую личность, которая всегда неудобна вначале учителям, а затем и государству.
Детская психика отличается пластичностью, но при этом развитие одних личностных качеств нередко идет в ущерб другим. Именно морально-нравственная сфера часто угнетается и подавляется в процессе гонки за все большими знаниями и умениями ребенка. И в этом случае увеличивается риск формирования патологических отношений с учителями и сверстниками. В результате эскалации интеллектуального развития может сформироваться этакий «головастик», ходячий компьютер, биоробот. Он живой и очень умный, но не умеет дружить, любить, жалеть, сочувствовать, заботиться, делиться, поступаться своими интересами, соблюдать правила игры. Его горести и радости примитивны, его душевный мир беден. Хотя основная ошибка чаще всего допускается родителями не тогда, когда они раньше времени отдают своего малыша в школу, а когда он к трем годам знает буквы и цифры, но не умеет завязать шнурки и подтянуть штаны….
Мы никоим образом не призываем к тому, чтобы, перестраховываясь, родители при малейших сомнениях оставляли ребенка дома «еще на годик». Иногда такая мощная встряска, как начало школьной жизни, стимулирует быстрое взросление и созревание ребенка как личности. Но в случае наличия сомнений мы все-таки настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистами. Со своей стороны можем дать только несколько общих советов.
Несколько советов родителям будущих первоклашек
Для начальных классов выбирайте школу не по принципу престижности и наличия большого количества дополнительных для ребенка нагрузок, а, по возможности, самую близкую к дому. Более того — выбирайте не школу, а учителя. Причем не «заслуженного», «модного» или «известного», а порядочного, уравновешенного и подходящего по темпераменту вашему ребенку. Знакомясь с учителем, обратите внимание на его манеру говорить. У него не должна быть нервная быстрая речь, он должен уметь четко и лаконично формулировать свои мысли, не перепрыгивать с темы на тему, внятно дать задание.
Загодя переведите ребенка на режим дня, максимально приближенный к школьному. Если малыш будет капризничать и сопротивляться, можно вначале придумывать интересные причины, по которым ему надо рано подняться. Нельзя, чтобы школа заранее ассоциировалась у ребенка с неприятностями.
Несколько раз пройдите с ребенком весь маршрут от дома до школы и обратно, даже если планируете первое время отводить и забирать его. По дороге обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, а если есть необходимость, то на те виды транспорта, на которых он сможет добраться до школы. Убедитесь, что ваш малыш сможет при случае назвать домашний адрес, ваш телефон, самостоятельно отпереть дверь.
Вместе с ребенком приготовьте все нужное для занятий. При покупке школьных принадлежностей давайте будущему первокласснику свободу выбора, рассказывайте, на каких уроках все это может понадобиться. Постарайтесь, чтобы все планы, связанные со школой, носили оттенок мечты. Но с другой стороны, говорите о неизбежных трудностях и новой ответственности.
С наибольшей полнотой используйте этот период, когда ребенок открыт к восприятию нового. Много с ним общайтесь, отвечайте на вопросы, обсуждайте перемены, предстоящие в его жизни. Подчеркивайте, что учеба в школе — это естественный этап взросления в жизни каждого человека. Беседуя о школе, рассказывайте о том, как нужно будет себя вести по отношению к учителю и школьным товарищам. Благожелательно и с симпатией отзывайтесь о его будущей учительнице (чаще всего в начальных классах это именно женщины), всегда называйте ее по имени-отчеству. И дело не только в том, что так он легче запомнит ее имя. Гораздо важнее, чтобы будущий первоклассник проникся уважением к своему учителю — практически невозможно чему-то научиться у человека, которого не уважаешь.
Заботясь о том, чтобы 1 сентября малыш был нарядным, не переусердствуйте, а то у него может сложиться впечатление, что все приготовления происходят ради одного праздничного дня. Постарайтесь сделать так, чтобы этот день стал для вашего ребенка серьезной жизненной вехой. Малыш готов взять на себя ответственность за часть своих школьных обязанностей, ваша задача — не мешать ему в этом. Дайте возможность первокласснику проявить самостоятельность и почувствовать, что порядок на письменном столе, правильно собранный портфель, с вечера приготовленная одежда и обувь, вовремя сделанные уроки в первую очередь нужны ему самому, а лишь потом родителям или учителю.
Готовьтесь вместе со своим ребенком переживать первые неприятности и успехи: с одной стороны, придется учить его стойко и с достоинством переносить неудачи, с другой — следить за тем, чтобы успехи не становились для него поводом для зазнайства. Смиритесь с тем, что ваш «самый лучший» ребенок может стать объектом критики. Это одно из самых суровых испытаний для родителей, которые нередко склонны впадать в крайности. Так, они могут броситься защищать своего малыша от «врагов»; начать пренебрежительно отзываться об учительнице; скандалить с другими родителями; не разобравшись, принимать на веру версию своего ребенка о его «обидчиках». Ничем не лучше другая крайность — во всем винить своего малыша и набрасываться на него с упреками: «маму с папой позоришь», «в кого ты такой удался», «у других дети как дети…». Оба варианта могут быть чреваты самыми серьезными последствиями для неокрепшей детской психики.
Не забывайте о правильном питании и ежедневном отдыхе ребенка на свежем воздухе. Не перегружайте первоклассника занятиями, требующими дополнительной умственной нагрузки. Задумайтесь, не говорит ли в вас примитивное родительское тщеславие, а не истинная забота о ребенке. Не забывайте, что сравнивать успехи малыша можно только с его собственными (к примеру, месяц назад), а не с достижениями его одноклассников, детей ваших подруг, соседей или коллег. Родители должны проявить выдержку, спокойствие, справедливость и безусловную любовь к малышу, независимо от его успехов или неуспехов в школе.
Можно заподозрить школьную дезадаптацию и хронический стресс, если у первоклассника ухудшилось общее состояние здоровья, снизился вес, уменьшилось количество гемоглобина в крови, понизилась острота зрения, появились головные боли. Если ребенок начал часто болеть, стал вялым, плаксивым, у него нарушился аппетит, пищеварение и сон. У других детей, напротив, могут проявляться признаки перевозбуждения, они могут стать неуравновешенными, раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными. Не исключено возникновение страхов, неврозов и других невротических состояний. В развитии ребенка возможен регресс — он может «впасть в детство», вернувшись на более ранний этап своего развития.
Наличие у ребенка только некоторых из перечисленных симптомов — уже серьезный повод для беспокойства. И тогда родителям придется совершать непростой выбор — забирать малыша из школы или попытаться помочь ему справиться с непосильными для него нагрузками.