…Усі ми в золоті
і голі.
Тарас Шевченко
Мировой контекст
Сегодня, в начале ХХІ века, в условиях обострения мирового кризиса общественного развития интеллектуальная элита серьезно озабочена поисками эффективной модели жизнеутверждающего движения человечества в будущее.
Безусловно, в этих поисках есть определенные позитивы, но становится все очевиднее, что без анализа связи общественного прогресса, в частности экономического роста, с наличием и особенностями использования национального природно-ресурсного потенциала разработка аналитических и прогностических моделей будущего — дело бесперспективное. Из исторического опыта известно, что потеря обществом контроля над своей природной средой и природными ресурсами становилась главной причиной упадка, а нередко и исчезновения отдельных государств или даже цивилизаций.
С этой точки зрения, все модели доиндустриального, индустриального и постиндустриального развития, в том числе и информационного, являются тупиковыми. Ведь они преследуют цель экономического роста без ограничений и любой ценой, не предполагая заботу о следующих поколениях. При этом, к сожалению, постоянно срабатывает — и чем дальше, тем больше — внутренний призыв человека, по словам Н.Бердяева, искать не смысл жизни, а жизненные блага. При такой направленности развития принципиально невозможно надлежащим образом защитить окружающую среду и сохранить природные ресурсы от фактически запрограммированного разрушительного техногенного давления.
Так вот, достигнув чрезвычайно высокого уровня познания и развития, человечество создало реальную угрозу своему существованию. Попытки решить экономические проблемы через разработку и внедрение экологически чистых ресурсо- и энергосберегающих технологий, оказывается, способны лишь затормозить негативные процессы в окружающей среде, но их недостаточно, чтобы остановить эти процессы. В глобальном масштабе и на местном уровне неуклонно ухудшается состояние окружающей среды, истощаются природные ресурсы, возрастает бедность, деградируют все сферы общественной жизни, и, что самое опасное, человечество теряет нравственные и духовные ценности.
Вот почему внимания и всесторонней поддержки заслуживает сегодня модель общества устойчивого (экологически безопасного) развития, основные принципы которого сформулированы на Всемирном саммите, состоявшемся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, и поддержаны Всемирными саммитами 1997 года в Нью-Йорке и 2002 года в Йоханнесбурге.
По определению Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, устойчивое развитие — это развитие, обеспечивающее потребности нынешнего поколения и не приводящее к потере будущими поколениями возможности обеспечить свои собственные потребности. Реализация модели устойчивого развития предусматривает переход от парадигмы охраны природы к парадигме подчинения социально-экономического развития требованию придерживаться законов природы, понимать и воспринимать требования и ограничения, определяемые этими законами, во всех сферах деятельности человечества.
Переход на основы устойчивого развития требует пересмотра стереотипной ориентации на современные показатели экономического роста. Эти показатели обесцениваются убытками вследствие деградации окружающей среды и неэффективного использования природных ресурсов.
Идеология устойчивого развития направлена на обеспечение достойного качества жизни человека, которое определяется уровнем материального благосостояния, качеством окружающей среды и состоянием социальной упорядоченности общества.
Внедрение принципов устойчивого развития требует формирования нового мировоззрения, прежде всего той его составной, которая ранжирует отношения человека с окружающей средой. В краткие сроки этого достичь нереально.
Саммит «Рио-92» вселил в человечество надежду на выживание, реализацию гуманистической идеологии развития, создание в мире в целом и в каждой стране в частности справедливой и зажиточной жизни через утверждение в обществе демократии, преодоление бедности и несправедливости, насилия, приостановление тотального уничтожения окружающей среды и природных ресурсов и т.д. Но 10 лет, прошедшие с того времени, практически ничего не оставили от эйфории по поводу возможностей человеческой цивилизации. Имеем дальнейшее углубление экономического, социального и экологического кризисов, нравственной и духовной деградации человечества. К сожалению, человечество пока не нашло в себе силы хотя бы остановить негативные явления и процессы, которые ставят под угрозу саму жизнь.
К тому же проблему устойчивого развития мгновенно оседлали всемирные финансово-олигархические круги. В значительной мере они смогли направить эту проблему в нужное им русло овладения миром, что сейчас форсированно осуществляется по американским рецептам, в том числе с применением силы. Именно это сегодня на практике демонстрирует американский президент Дж.Буш. И главное здесь — не отстаивание прав человека, не стремление помочь бедным и обездоленным или переход мировой цивилизации к устойчивому развитию. Речь идет о жесткой и непримиримой борьбе США за владение мировыми ресурсами, проблема которых в мире неустанно обостряется, а эколого-ресурсная безопасность становится ведущей составной национальной безопасности каждого государства. С этой целью американская доктрина предполагает любой ценой, в том числе и путем войны, сделать лояльными к США подавляющее большинство стран и народов. Пока что это постигло Афганистан, Венесуэлу, Ирак. Несколько дальше, пожалуй, стоит и Украина, имеющая один из самых больших в мире природно-ресурсных потенциалов и благоприятное геополитическое расположение.
А между тем глобализированная экономика разрушает национальные экономики и производства в странах, не принадлежащих к кругу избранных. Разными способами нейтрализуются программы, построенные исключительно на защите национальных интересов. Стало вполне очевидно, что мировая финансовая олигархия не заинтересована в устойчивом развитии, она будет лишь пытаться выжать из всех как можно больше. Симптоматичным и тревожным для Украины должно быть то, что Россия фактически присоединилась к новым реформаторам мирового порядка.
Но в мире определенно нарастает мощное сопротивление этим опасным тенденциям, формируется мыслящая оппозиция, которая концентрируется вокруг Международного института Шиллера, группы интеллектуалов Линдона Ларуша и др. На это сориентировано движение антиглобалистов. Отдельные страны выбирают свои независимые пути развития и трансформации и демонстрируют при этом колоссальные успехи. Так, Китай, полагаясь только на национальные интересы и политическую свободу, быстрыми темпами превращается в высокотехнологичное государство. Подобные процессы происходят в Индии.
Итак, устойчивое развитие не панацея, способная быстро и навсегда вылечить болезни общества, а насущная необходимость целенаправленных действий во всех сферах общественной жизни ради выживания человечества на планете Земля. Устойчивое развитие следует рассматривать прежде всего как направление, двигаясь по которому, можно минимизировать противоречия, так обострившиеся сегодня в системе человек — природа. На этот путь должна встать и Украина.
Украинские реалии
В контексте общемировых тенденций сегодня перед Украиной встает неотложная задача поиска собственной жизненной стратегии развития в ХХІ веке. Промедление с решением этой задачи — реальная угроза необратимых деградационных процессов в украинском обществе и окружающей среде, что в конце концов приведет к потере Украиной не только экономической, но и политической независимости.
Украину сегодня поглотил глубокий системный кризис во всех сферах жизнедеятельности: политической, экономической, социальной, экологической, духовной. К сожалению, наше государство далеко даже от того, чтобы использовать разработки мировой общественности. За 10 лет после Всемирного саммита «Рио-92» в Украине оказались не в состоянии утвердить хотя бы концептуальные основы устойчивого развития.
Несмотря на громкие заверения власть имущих о радужных изменениях в экономике, реально в Украине из года в год происходит снижение как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Сегодня ВВП на душу населения в Украине составляет 600 долл. Это в четыре раза меньше, чем в России. В Германии этот показатель равняется 25 тыс. долл., в Польше — 4,5 тыс., в Болгарии — 1,55 тыс. По данным нашей официальной статистики, за 10 лет, начиная с 1991-го, производство электроэнергии уменьшилось в 1,7 раза, стали — почти вдвое, металлорежущих станков — в 26 раз, экскаваторов — в 55 раз, тракторов — в 20 раз, минеральных удобрений — в два раза, бумаги — в четыре, холодильников — в 2,2, стиральных машин — 6,5, радиоприемных устройств — в 28, хлопчатобумажных тканей — в 21, тканей из шерсти — в 5, обуви — почти в 20, легковых автомобилей — в 6, добыча нефти — в 1,5 раза, угля — в два раза, газа — в 1,5.
Производство сельскохозяйственной продукции за это время уменьшилось вдвое. Безответственной государственной политикой в аграрном секторе село сегодня практически раздавлено и отдано на разграбление, а по состоянию социально-производственных отношений отброшено почти на 100 лет назад. Распаевание земли, осуществляемое в селе, — это определенный аналог уже почти забытого разделения государственного имущества.
Указанные явления в промышленном и аграрном секторах экономики сопровождаются резким снижением покупательной способности подавляющего большинства граждан и ростом бедности. Сегодня в Украине среднестатистический человек потребляет продуктов питания (мясо, молоко, овощи, фрукты и т.д.) в 1,5—4 раза меньше рациональной нормы. Что тогда можно говорить о бедных людях, которых в Украине, только по официальным данным, насчитывается свыше 13 млн. Реально за чертой бедности в Украине проживает 80% населения.
Наряду с ужасной экологической ситуацией бедность крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья людей. Вот и имеем: наше украинское сообщество недосчитывается примерно 400 тыс. человек ежегодно.
Но самое страшное среди всего этого негатива для Украины — деградация общественной нравственности, очевидные проявления которой стали характерны для высшего руководства, что обусловило приход к власти преступных олигархических кланов и скатывание Украины к наиболее коррумпированным странам мира.
Деградирует при этом и общество в целом. Безработица (с учетом скрытой) достигает 40%. Миллионы украинцев сегодня скитаются по миру в поисках хоть какого-нибудь заработка.
При таких условиях вместо становления и развития науки и образования имеем системный их упадок. Все мероприятия Министерства образования и науки реформационного направления (новая образовательная доктрина, двенадцатилетняя школа, двенадцатибалльная система оценивания знаний, футболизация, компьютеризация и т.д.) при нынешнем положении в Украине оказались неполными и не способны улучшить состояние дел в образовательной отрасли.
Не привлекательнее картина и в национальной научной сфере, где никакого реформирования не происходит, а идет процесс самочинного упадка. Численность научных сотрудников за последние 10 лет сократилась более чем вдвое, а финансирование уменьшилось в десять раз. Для многих ученых научная деятельность превратилась в хобби. Скрытая безработица в науке достигает 90%.
Около 6 тыс. украинских докторов и кандидатов наук эмигрировали за границу, в частности в США, Россию, Израиль, Германию. К этому нужно прибавить свыше 90 тысяч специалистов с высшим образованием, ежегодно выезжающих за пределы Украины на заработки.
Соответственно уменьшилось количество публикаций украинских ученых, патентов, сузилась научная тематика, практически не внедряются инновационные проекты, усиливается технологическое отставание национальных отраслей и производств. Закупленные лицензии в последние пять-шесть лет используют лишь 0,1—0,2% отечественных предприятий, что почти не отражается на состоянии нашей экономики. Мизерные суммы выделяются из государственного бюджета на финансирование науки (0,3% ВВП). Практикой проверено: если на науку выделяется меньше 2% ВВП, начинаются разрушительные процессы не только в науке, но и в экономике, и в обществе в целом. По расчетам известного экономиста В.Рогового, для улучшения состояния национальной экономики минимальный объем инвестиций должен превышать 40 млрд. долл.
Так что декларированные властью высокие показатели экономического роста — это только миф. Прибыли с неэффективной ресурсо- и энергозатратной, насквозь тенизированной экономики достаются олигархическим группировкам. К тому же эти прибыли, как правило, не инвестируются в развитие национальной экономики, а переводятся за границу, где работают на развитие других стран. Именно так Украина бесповоротно лишилась более 40 млрд. долларов.
Как следствие Украина находится во второй сотне среди стран мира по индексу человеческого развития (учитывается доход на душу населения, продолжительность жизни и уровень образования) и занимает 53-е место из 53 (имеющихся в мониторинге) по конкурентоспособности произведенной продукции. По последним мониторинговым исследованиям Института социологии НАН Украины, свыше 85% населения Украины оценивают ее экономическое состояние как очень плохое.
В рамках модернизации украинского общества тип развития мог быть разным: эволюционным, догоняющим, опережающим. Украина, как, впрочем, и все страны СНГ, избрала догоняющий, а не эволюционный путь развития. В послевоенное время в догоняющий процесс включались побежденные Германия и Япония. Что касается России, то этот тип развития характерен для нее начиная с великой реформы 1861 года.
И вот сейчас отдельные украинские политики, критически осмыслив неудачный исторический опыт таких состязаний, предлагают перестать догонять, а сосредоточиться на максиме — «опережать, не догоняя».
Схема проста, и, возможно, поэтому кое-кто считает ее гениальной. Более того, секретарь Совета национальной безопасности Украины Е.Марчук считает, что это «единственная альтернатива отставанию Украины в мировых «гонках на выживание...».
Предполагается, что в Украине создаются специальные социально-экономические зоны (социополисы наподобие оффшоров) на основе концентрации там капитала, научно-технического потенциала и ослабления влияния на них государства. В этих зонах на основе прорывных технологий должна реализоваться модель опережающего развития, сформироваться высокий уровень благосостояния и качества жизни населения. Такие зоны, создавая региональную мозаику, имели бы тенденцию к слиянию и преобразованию в зону сплошного украинского благосостояния. Но это лишь проект-предложение, и остается надеяться, что полностью он осуществлен не будет. Ведь из него следуют довольно прозрачные аналогии с практикой и результатами построения коммунизма в отдельно взятом городе, районе или области. В проекте заложена большая вероятность социального расслоения общества и дестабилизации геополитической среды, и в итоге — развала Украины как соборного государства.
Бесспорно, более медленным, но более надежным для Украины должен был бы стать эволюционный путь развития, который осуществляется, исходя из собственных интересов и реальных возможностей общества реализовать эти потребности. Как свидетельствует трансформационный опыт Скандинавских стран и Китая, движение по этому пути позволяет минимизировать негативные внешние влияния и максимально задействовать все составные национального капитала, прежде всего человеческий и природно-ресурсный потенциал, чего нельзя сказать о прочих моделях развития.
К сожалению, по пути эволюционного развития Украина не пошла. А все исходные основания для этого, имевшиеся еще десять лет назад, разрушены «до основанья». Тем не менее, какой бы путь развития ни избрала Украина, успеха можно достичь лишь при условии, что предложенное с одобрением воспримут на всех «этажах» украинского социума. Чтобы это произошло, нужно иметь всесторонне обоснованную реальную программу (не лозунги) социально-экономического развития на сейчас и отдаленную перспективу, а также мощную политическую волю ее выполнить.
К сожалению, все элементы общественного прорыва (реальная программа, ее восприятие и поддержка обществом, политическая воля) в Украине между тем отсутствуют. В течение многих лет общественно-политическая дискуссия продолжается преимущественно в фазе выяснения «кто виноват» (правительство, президент, демократы, олигархи, космополиты и т.д.), меньше — «кто выведет» и почти никогда предметно не обсуждается «что делать».
За все годы независимости ни Президент, ни Верховная Рада, ни правительство ни разу не обратились к народу с мобилизующей программой. Вместо этого высшие должностные лица постоянно демонстрируют народу слабость и шатания, а Президент и его окружение никак не могут выяснить, какое государство строим. В сфере внешней политики демонстрируются трюки многовекторности, от которых Украина только проигрывает и теряет.
Развитие Украины в течение всех лет независимости похоже на непосильные потуги решить одно математическое уравнение со многими неизвестными. В Украине это делают власть имущие, воспитанные на советских ценностях и не комплексующие по поводу своей некомпетентности, каждый раз испытывая себя в разных креслах, иногда занимая их по нескольку раз и, что самое важное, не выпадая из властной «обоймы», несмотря на все просчеты и недостатки, вплоть до криминала. Это создает в Украине тупиковую ситуацию, в которой господствует случайность, бессистемность и хаотичность действий. Эдакая мутная водичка, где людям из «обоймы» удается ловить «золотую рыбку».
Именно на фоне такой ситуации украинские провластные экономисты-политики в поисках модели развития шарахаются от шоковой терапии в начале «процесса» до нынешней идеи «опередить, не догоняя».
Все это вместе с коррупцией, непатриотизмом, безнравственностью власти беспредельно деморализует общество, опасно углубляет пропасть недоверия и отчуждения между народом и властью.
При таких обстоятельствах только конкретные дела, честно задуманные и в указанные сроки выполненные, могут объединить все этажи украинского общества и пробудить в нем источники национального, социального и исторического оптимизма. Честность намерений и справедливость в общественных отношениях должны стать приоритетом в Украинском государстве. Это то единственное, на что могла бы опереться новая, ничем не скомпрометированная власть.
Самоуважение нации достигается не лозунгами, псевдопатриотичной тарабарщиной о своей древности, уме и трудолюбии, а согласием всего народа, в том числе и людей при власти, на определенных отрезках своей истории пойти на самопожертвование и самоограничение во имя будущего, но для всех желаемого, понятного и, что очень важно, справедливого.
Народы, общественная мораль которых традиционно находится на надлежащем уровне, при осуществлении своих трансформационных программ к важнейшим задачам и принципам всегда относили социальную справедливость, недопущение нечестного накопления капитала, расслоение общества по имущественному признаку. Так, в послевоенной Японии, которая в свое время избрала курс на реальное социально-экономическое развитие, было создано специальное министерство, пристально следившее за созданием честного развитого внутреннего рынка, без дикого обогащения.
В Германии также были приняты обязательные для всех — от сантехника до канцлера Адэнауэра — правила и нормы поведения, ограничивались потребительские инстинкты и нечестное обогащение, не допускалось мошенничество в социальной и экономической сферах. Эти ограничения были ослаблены (но не сняты полностью) только тогда, когда государство задействовало все механизмы внутреннего рынка, порядочной жизни, справедливого обогащения, а само общество в определенный срок достигло заявленной цели — реализовало модель догоняющего развития.
У нас диспропорция между нарастанием бедности большинства и обогащением меньшинства, несмотря на все программы борьбы с бедностью, будет углубляться до критического предела, за которым выход из тупиковой ситуации станет искать сам народ. Такое уже не раз случалось в нашей истории, поскольку, если нацию загнать в тупик, она взрывается. Ее поведение становится хаотическим и деструктивным. Это хорошо понимают олигархи-воры в Украине (они же часто и законодатели), ибо иначе чего ради им запасаться двойным гражданством и заморскими паспортами и прятать деньги в зарубежных банках. Но этого, похоже, не понимают политики, в том числе и национал-патриоты, считающие, что дело не сдвинется с места до тех пор, пока сам народ не прозреет и сознательно не начнет защищать свои собственные и национальные интересы. Спрашивается, с какой это стати народ, занятый проблемами своего ежедневного выживания, должен стать одновременно и сознательным, и активным?
Украинская перспектива
Следовательно, как и 10 или 12 лет назад, вопрос трансформационной модели Украины остается открытым, а базовые понятия (государство, нация и т.п.) — невыясненными. Но, несомненно, несмотря на все препятствия и потрясения, Украина все еще имеет реальную перспективу стать государством свободным, независимым, национальным, демократическим, бесклассовым (в котором отсутствует эксплуатация) и эволюционировать на принципах устойчивого развития. Эти принципы имеют одинаковую силу и значение для любой модели — эволюционной, догоняющей, опережающей или какой-либо иной.
Цель перехода Украины к устойчивому экологическому безопасному развитию состоит в том, чтобы обеспечить высокое качество жизни нынешнего и будущих поколений украинского народа на основе сбалансированного разрешения проблем социально-экономического развития, сохранения экологически благоприятной окружающей среды и рационального использования и воспроизведения природных ресурсов.
Чтобы реализовать идею перехода Украины на основы устойчивого развития, нужно сперва преодолеть существующие препятствия. Здесь уместно напомнить золотое организационное правило известного праксеолога Т.Котарбинского, констатирующее, что каждое доброе дело, затеваемое в пределах порочной системы, рано или поздно нейтрализуется этой системой. Все предыдущие неудачные попытки построить справедливое, демократическое, правовое, экономически развитое, социально ориентированное Украинское государство являются очевидным свидетельством действия этого правила.
Будущее Украины — в открытости, но с обязательным применением методов и механизмов защиты экономического суверенитета, отечественного производителя и ценностей национальной культуры.
В обществе уже вызрело и окончательно утвердилось убеждение, что первопричиной всех наших трудностей является власть, а также ошибочный политический курс, осуществляемый ею. Все очевиднее становится убеждение, что в рамках существующей системы власти и, что очень важно, ее конкретных персоналий любые положительные сдвиги в обществе невозможны.
Даже речи не может быть о положительных сдвигах в социально-экономической сфере Украины, пока здесь будут господствовать коррупция и организованная преступность, по которым равных нам в мире немного. По расчетам президента Центра рыночных реформ В.Ланового, украинские чиновники благодаря коррупции ежегодно присваивают 80—90 млрд. грн. Из-за коррупции нас не уважают за границей, накладывая различнейшие международные санкции, судят премьер-министра, хотя и бывшего, в Соединенных Штатах Америки, Интерпол арестовывает народных депутатов. В государстве процветает теневая экономика, образование и здравоохранение стали в той или иной мере практически полностью платными, следовательно, недоступными для обедневших (а таких большинство) слоев населения. Осуществляется тотальное ограбление и уничтожение села, выдавливаются последние соки из устаревшей ресурсо- и энергозатратной экономики.
Природные ресурсы Украины должны принадлежать всему украинскому народу как материальная основа его существования. Каждый человек должен иметь право не только на жизнь, но и на блага природы. И это последнее нужно было бы закрепить конституционно. Независимо от формы собственности природные ресурсы следует использовать с учетом потребностей нынешнего и будущего поколений. Природные ресурсы являются средством развития производительных сил и вместе с тем — экологическим фактором жизнедеятельности общества. Поэтому необходимо добиться экологически целесообразного их использования через структурную перестройку хозяйства и преодоления дисбаланса развития.
Главной целью экономических реформирований должна стать замена существующей экономической модели экономического роста «любой ценой» социально ориентированной моделью устойчивого развития, в которой приоритетом является качество жизни человека (благосостояние человека и благополучие природы). Главное направление этого перехода — изменение структуры национальной экономики соответственно с возможностями национального капитала, прежде всего человеческого, всестороннее содействие развитию внутреннего рынка и защите национального производителя, минимизация экологических потерь в общественном производстве и ощутимое снижение удельных затрат энергии и природных ресурсов на единицу ВВП, соблюдение научно обоснованных предельных параметров развития социально-экономической сферы, превышение которых может привести к необратимым изменениям в окружающей среде или неэффективному использованию природных ресурсов. В осуществлении целенаправленных изменений в социальной, экономической и экологической сферах ведущая роль должна принадлежать государству.
Переход Украины к устойчивому развитию возможен при условии обеспечения соответствующего развития всех ее регионов (а не отдельных анклавов-социополисов). Программы перехода к устойчивому развитию каждого региона интегрируются в общую государственную политику. При этом первоочередная задача региональной политики — обеспечение сбалансированного развития регионов и мегаполисов как единого государственного организма на основе сохранения структурных биорегиональных особенностей, природно-ресурсного потенциала, хозяйственно-экологической емкости и геополитической роли.
Новое административное устройство должно было бы закрепить такой статус Украины, который опирался бы на природно-исторические особенности регионов, противодействовал федерализации и делал невозможной потерю государством соборности. Этого немыслимо достичь без понимания сути взаимодействия разных системно-информационных полей, создающих целостность геополитической среды государства и определяющих меру самодостаточности или зависимости региона, уровень его трансферности и социальной консолидированности.
Системными элементами открытого общества, к чему стремится Украина, является правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество с консолидированной украинской нацией, которой, к сожалению, еще нет, в основе.
Особое значение в период перехода к устойчивому развитию приобретает решение вопроса сохранения и интенсивного наращивания человеческого капитала, являющегося совокупностью знаний, умений, привычек человека вместе с духовными и культурными ценностями.
Лишь благодаря высокому человеческому капиталу, который в условиях информационного общества становится ведущей производительной силой, можно достичь реальных сдвигов и роста в национальной экономике. По свидетельству американских ученых, 70% богатств США создается благодаря человеческому капиталу.
Все трансформационные процессы в обществе — это дело не одного года, однако они не должны превращаться в долгострой.
На первом этапе следует адекватно оценить реальное состояние дел в обществе, разрешить острые экологические, экономические и социальные проблемы, препятствующие устойчивому развитию, определить информационные и контролирующие показатели развития, создать благоприятные условия для инвестиций. Следует остановить деградационные процессы и тенденции в обществе и природе, осуществить комплексное оздоровление природной среды и природных ресурсов, преодолеть бедность как социальное явление, обеспечить создание полноценного внутреннего рынка, добиться единства власти и народа. Необходимо разработать и претворить в жизнь новейшую просветительно-воспитательную парадигму, систему науки и технологий в соответствии с принципами и задачами устойчивого развития. Решение задач первого этапа требует соответствующей структурной и кадровой перестройки системы государственного управления.
На втором этапе должны осуществляться системные (структурные и функциональные) преобразования в экономике, экологизироваться общественно-экономические отношения, технологически обновляться производство, минимизироваться затраты ресурсов и энергии на единицу конечной продукции, должно существенным образом вырасти качество жизни народа.
На третьем этапе Украина должна развиваться как полноправный член сообщества развитых стран мира, перешедших на основы устойчивого развития.
Однако все перспективы становления будущей Украины в первую очередь станут определяться тем, какой будет система власти и каким персоналиям она будет принадлежать. К сожалению, для Украины и ее народа здесь мало утешительного, в частности:
1. Нынешняя власть полностью дискредитировала себя в решении задач строительства государства и утратила кредит народного доверия. Тем не менее, по словам председателя администрации Президента В.Медведчука, действующая власть сегодня сильна как никогда. Нужно понимать, что здесь речь идет не о развитии Украинского государства, а о силе, достаточной для сохранения себя через административное давление, грязные технологии, массовую фальсификацию и т.д.
2. Сегодня большинство украинского народа возлагает большие надежды на оппозицию. Приход оппозиции к власти стал бы мобилизующим фактором для разочарованного общества. Но из-за возможной амбициозности и несогласования действий лидеров оппозиции и их окружения, что не раз уже случалось в нашей истории, а также с учетом безумного давления со стороны действующей власти, есть опасность, что оппозиция окажется способной лишь на то, чтобы в очередной раз поводить растерянные массы вокруг властных дворцов.
3. При таких обстоятельствах свою судьбу должен был бы решить сам украинский народ. Но сегодня наш народ деморализован, унижен, беззащитен, разочарован, и на выполнение великой миссии ему может просто не хватить сил.
4. Учитывая все сказанное, высока вероятность того, что власть в Украине будет такой, какой ее, по согласованию, определят Россия и США. И тогда эта власть будет работать не в интересах Украины.
И все-таки будем оптимистами и верить, что будущее Украины — в руках Божьих и украинского народа. Больше ошибаться наш народ уже не имеет права, несмотря на сложность лабиринта, созданного для него государством.