UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гостинец гостеприимства. Круглый стол на тему «Проблемы подготовки кадров для гостиничного хозяйства» в Киевском университете туризма, экономики и права вскрыл феномен, который не связан ни с инвестициями, ни с экономическими проблемами, а таится в н

В мае первокурсница Киевского университета туризма, экономики и права Наталья Михнова усиленно готовилась.....

Автор: Ирина Бажал

В мае первокурсница Киевского университета туризма, экономики и права Наталья Михнова усиленно готовилась... к Евровидению — ее даже освободили от занятий. Престижный песенный конкурс — не только соревнование вокальных данных, песен и сценических образов. Для принимающей его страны — это прежде всего очень ответственное испытание на гостеприимство. Умение понять иностранного гостя в гостинице, обеспечить ему беспроблемный быт, привлекательно показать туристические прелести, вкусно накормить — это те «мелочи», которые в итоге помогут составить положительное впечатление несмотря на все недоделанные евроремонты, высокие цены и, хочется верить, даже нехватку мест в гостиницах...

Наталья будет сопровождать группу из Норвегии. Выбрали девушку благодаря хорошему владению английским. Для нее и других студентов, которые на время конкурса Евровидения будут работать гидами-переводчиками или в гостиницах, это будет прекрасная практика. Они не в учебных, а в «полевых» условиях смогут ощутить на себе все подводные камни выбранной профессии и оценить ее перспективы. Да и непосредственно пообщаются с молодежью из других стран.

Как гласит концепция Высшей школы гостиничного и ресторанного сервиса в Лозанне — всемирно известного учебного заведения, которое уже более ста лет готовит гостиничных менеджеров, «в сфере туристическо-гостиничных услуг может работать тот человек, который испытывает потребность в оказании услуги другому человеку и от этого в высшей степени получает удовлетворение». Но подобная потребность из ничего не возникает. Если между понятиями «услуга» и «прислуживание» ставился жирный знак равенства, горничные и коридорные в гостиницах советского образца ходили с выражением английской королевы, а чтобы попросить чистое полотенце, нужно было записываться на прием, о философии гостеприимства говорить сложно. Конечно, речь не обо всех, но многие именно с таким «багажом»-убеждением вступили в рыночную экономику.

В мире гостиничный бизнес развивается семимильными шагами. Есть ли у нас шансы тоже влиться в этот процесс, переучиться, перестроиться? Или же это подобно смене группы крови? До недавних пор кадры для гостиничного и ресторанного бизнеса в Украине готовил лишь Киевский техникум гостиничного хозяйства, открытый в 1979 году и во времена СССР единственный в этой области. Собственно подготовка специалистов по направлению «Туризм» была узаконена постановлением Кабмина лишь в 2002 году. Вскоре появились соответствующие специальности, в том числе «гостиничное хозяйство» и «ресторанное дело». И хотя подготовку кадров для сферы туризма и гостиничного хозяйства декларируют уже 146 (!) вузов, проблем в этой сфере хватает — как законодательных (нет, хотя и предлагалось разработать, отдельного закона «О гостиничной индустрии»), так и образовательных — трудности в подготовке специалистов массовых профессий для гостиниц. Несмотря ни на что, гостиничная сфера — весьма перспективный рынок труда, нуждающийся во вливании молодых, обученных кадров с психологией работать на благо людей. Закономерно, что заинтересованных собрал за круглым столом самый опытный в этом вопросе вуз.

Владимир ФЕДОРЧЕНКО, ректор Киевского университета туризма, экономики и права, профессор, президент объединенного университета туризма государств-участниц СНГ: В мире существуют многочисленные гостиничные сети, как «Хилтон», «Мариотт», «Шератон» и др. Они стимулируют развитие гостиничных услуг и повышают эффективность использования средств размещения. К сожалению, в Украине подобная форма организации работы гостиниц отсутствует и уровень услуг не отвечает требованиям международных стандартов: отели не обеспечены автостоянками, ресторанами и кафе, саунами, торговыми учреждениями и пр. А цены довольно высокие. Поэтому неслучайно гостиничный фонд Украины используется на 30%, а Киева — на 50%.

Накануне Евровидения гостиничная проблема предстала во «всей красе». Мы теряем имидж, недосчитываемся туристов, в конце концов недополучаем денег из-за банального отсутствия мест в гостиницах! Но только возведением зданий проблемы не решить. В Украине в ближайшее время планируется построить не менее 20 тысяч небольших гостиниц — это рабочие места, которые могут появиться весьма быстро. Кто там будет работать? Превратить гостиничный бизнес в высокорентабельный поможет в том числе и формирование квалифицированного состава персонала и управленцев. Кадры нужно подбирать еще на уровне абитуриентов — просеяв сквозь сито, словно золотой песок, и воспитав.

Скажем, не все наши первокурсники в будущем станут специалистами гостиничного бизнеса. Но это логично — остаются только те, кто гостеприимным, как говорится, родился.

На сегодня в Украине в гостиничном деле занято 0,1% экономически активного населения. Для сравнения: в Великобритании — 10,3%. В целом же в мире в туристическо-гостиничном бизнесе занято более 8% трудоспособного населения, а по прогнозам в ближайшее время можно ожидать 9% и больше — то есть где-то около 260 млн. человек.

Надежда ФОМЕНКО, первый проректор КУТЭП: Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должны овладеть молодые специалисты: умением брать на себя ответственность, урегулировать конфликт в коллективе, быть терпимым, уважать другие культуры, языки и религии, владеть иностранными языками, компьютерными технологиями и быть готовым приобретать и пополнять профессиональные знания в течение всей жизни. Главное предназначение специалиста по туризму — служить людям, в этом специфика его профессиональной деятельности. Он должен креативно мыслить, обладать широким научно-естественным и гуманитарным кругозором, быть подготовленным духовно, морально, физически и профессионально.

Виктория ДМИТРЕНКО, начальник управления туризма Запорожской облгосадминистрации: Мы поняли, что наш регион можно развивать не только как промышленно-индустриальный, но и как туристический, рекреационный, ведь здесь расположены курорты местного и государственного значения. Но имея ресурс из более чем 400 объектов размещения на Азовском побережье, обнаружили, что лишь 3—5% из них соответствуют международным стандартам. А кадры устарели безнадежно. Когда в лицензионные условия включили пункт о подготовке кадров, впервые при поддержке КУТЭП мы организовали несколько семинаров по повышению квалификации. Директора курортных и рекреационных объектов размещения вначале встретили идею в штыки, дескать, такого никогда не было, зачем это нужно. А получая сертификаты, благодарили и удивлялись — в самом деле, ведь только сейчас узнали, что, оказывается, работали в туризме…

Благодаря поддержке КУТЭП, Гостурадминистрации Украины, в регионе открылись факультеты туризма, это поспособствует решению кадровой проблемы.

Светлана ВОЛКОВА, декан факультета здоровья, спорта и туризма Запорожского института государственного и муниципального управления: В нашем учебном заведении туризм как специальность получил лицензию лишь в марте прошлого года. Примечательно, что в этом направлении сразу же увидели свое будущее 20 третьекурсников факультетов иностранных языков и международной экономики и перешли к нам изучать туризм и гостиничное хозяйство.

Однако столкнулись с трудностями, главная из которых — некому учить учителей. Профессора и доценты не имеют подготовки, учимся с колес, используем каждый семинар, круглый стол и т.п. с участием опытных преподавателей. Все учебники закупаем в КУТЭП. Нет методики, а она нарабатывается по мере накопления опыта. И где проводить три запланированные практики? Студенты пока не представляют, кем и где они будут работать. Ведь опытные работники гостиничного хозяйства крайне неохотно допускают в свой круг новичков…

В Запорожье сейчас работают 12 гостиниц.

Галина ЦЕХМИСТРОВА, декан факультета туризма, гостинично-ресторанного бизнеса КУТЭП: До недавнего времени в гостиничных комплексах, как и турфирмах и турагентствах, на руководящих должностях работали специалисты с каким угодно базовым образованием, прошедшие соответствующую переподготовку или специализацию по менеджменту туристической индустрии. Но уровень обслуживания потребителей туристических услуг в Украине будет соответствовать мировым стандартам лишь в том случае, если кадры для туристическо-гостиничной сферы будут готовить преподаватели с научной степенью и соответствующей профессиональной ориентацией. Первыми право на это получат магистры по туризму и гостеприимству. Пока что магистратуры по туризму в учебных заведениях нет.

Ввиду этого, научно-методическая комиссия по направлению «Туризм» Министерства образования и науки Украины предложила организовать переподготовку преподавателей по специальности «Профессиональное обучение. Туризм» в нашем вузе в качестве базового. Предложение поддержали, переподготовка ведется — будущие преподаватели основательно изучают историю, философию и правовые основы туризма, блок дисциплин туристического направления, защищают дипломную работу по методике обучения специалистов для сферы гостеприимства.

Лилия Лояк, Ивано-Франковский коммерческий техникум, председатель предметной комиссии туризмоведческих дисциплин: Интерес к туризму в регионе высок. Наше учебное заведение первым на Ивано-Франковщине начало готовить специалистов для гостиничного бизнеса. Силами студентов разработали ряд экскурсий, одно-двухдневные туры — некоторые из которых даже заинтересовали представителей ЗАО «Ивано-Франковсктуризм», продолжаем разрабатывать новые, а также готовим методразработки для нужд региона. Один из постулатов нашего учебного заведения гласит: каждый специалист по туризму должен уметь разработать туристический продукт и предложить его. Поэтому, прежде чем идти на производственную практику, наши студенты уже знают азы работы в рамках учебно-туристических фирмы и отеля.

Владимир Кохненко, исполнительный директор Ассоциации учебных заведений Украины туристического и гостиничного профиля: Сегодня подготовкой кадров для туризма и гостиничного дела занялись 146 вузов. Классических вузов туристического направления немного: два в Киеве, по одному в Донецке, Ивано-Франковске, Львове и Ялте. У подавляющего большинства других лицензионный объем приема — от 50 до 100 студентов, желающих изучать туризм и гостиничное дело при наличии многих тысяч студентов на других специальностях. Хотя и это для таких вузов выгодно, поскольку имеется соответствующий спрос. Большое количество подобных вузов сосредоточено в регионах с богатыми туристическо-рекреационными возможностями. Во-первых, в Киевском регионе (я бы расширил его границы, ведь забывают о Чернигове, где есть памятники значительно более древние, нежели в Киеве, о Каневе, Переяслав-Хмельницком, Умани), во-вторых, в западном — Закарпатье, Прикарпатье, Буковине, Подолье, в-третьих, в южном — Крыму и на Одесщине.

Каждый вуз программу обучения разрабатывает под свои потребности, но в соответствии с утвержденными министерством стандартами. Чтобы объединить интеллектуальные усилия в деле научно-методического обеспечения учебного процесса возникло решение создать общественную организацию — Ассоциацию учебных заведений Украины туристического и гостиничного профиля. В нее вошли 75 вузов из 146. Учебно-методическая комиссия ассоциации сыграла ключевую роль в открытии направления «Туризм», изучив зарубежный опыт, проанализировав мнения и подготовив рекомендации.

В рамках ассоциации студенты (КУТЭП и еще семи других вузов) могут выезжать на стажировку в Германию — по результатам отбора немецкой стороны (каждые три месяца 25—30 человек трудятся на рабочих местах), а также стажироваться в Турции, Бельгии, Франции и Египте.

В.Федорченко: Скажу так: чтобы подготовить специалиста, который бы соответствовал европейскому и мировому уровню, нужно создать в учебном заведении профессиональную ауру. А она появится лишь тогда, когда вуз преимущественно подчинен именно этому направлению. Если же он осуществляет подготовку по 10—15 специальностям, а направления «Туризм» — маленький кусочек, профессиональную ауру создать сложно. Поэтому новые стандарты поставили очень серьезные требования: в каждом учебном заведении, которое будет готовить или уже готовит специалистов для сферы туризма и гостиничных услуг, должен быть учебно-производственный отель эталонного образца со всем учебно-методическим обеспечением, учебные лаборатория-ресторан, лаборатория-бар, лаборатория-туристическая фирма, современные лингафонные кабинеты тематического направления, компьютерно-информационное обеспечение — не вообще, а такие программы, как глобальная система бронирования мест в гостиницах, авиабилетов и т.д. И в этом вопросе нужны преподаватели-специалисты и программа повышения их квалификации по специальностям. И тут нас должно поддержать Министерство образования и науки.

Ольга ЛюбИцева, председатель научно-методической комиссии Ассоциации учебных заведений Украины туристического и гостиничного профиля, профессор НГУ им. Т.Шевченко: Недавно в Ассоциации во время круглого стола рассматривался вопрос о готовности соответствовать требованиям Болонской декларации. Возникла проблема — как увязать наши стандарты с правилами, действующими в странах — участницах Болонского процесса. Сейчас лицензируется много вузов по направлению «Туризм». Почти на каждом заседании рассматриваем 15—20 дел по лицензированию. Действительно, большое значение имеет качественный набор студентов, и здесь советы практиков по отбору одаренных и способных юношей и девушек, которые смогут работать в индустрии гостеприимства, безусловно, должны быть учтены.

«ЗН»: Хотелось бы услышать из уст специалистов, не один год работающих в гостиничном деле, каким они видят своего будущего работника, а перед этим — абитуриента?

Христо РОГЛЕВ, генеральный директор гостиничного комплекса «Братислава», заведующий филиалом кафедры теории и практики туризма и гостиничного хозяйства, заслуженный работник сферы услуг: На мой взгляд, во-первых, человек должен быть радушным, если хотите, красивым, опрятным, любить людей, знать два-три языка. Я помню времена, когда в Киеве директорами гостиниц назначали полковников — чтобы порядок наводили. Теперь там должны работать менеджеры. Они обязательно должны учиться управлять персоналом, знать, как работать с людьми. Во-вторых, студенты должны на первом-втором курсах обязательно поработать официантами, горничными, изучить службу приема, чтобы будущий специалист, который со временем дорастет до генерального директора отеля, знал низовое звено. Даже чтобы готовить умел! И самое главное — обязательно запланировать в учебной программе стажировку в самых лучших отелях Украины и за рубежом. Тогда родится специалист высшего класса.

Я предлагаю своим студентам тему курсовой работы — научите меня, как улучшить работу нашей гостиницы. Последние интересные предложения касались автоматизации — недавно мы ввели систему «Отель-3».

Ольга Соколенко, начальник службы приема и размещения гостиницы «Русь»: Сейчас мы испытываем постоянную потребность в кадрах, коллектив омолаживается. Мне часто приходится общаться с претендентами на то или иное рабочее место в службе приема и размещения. Не каждый человек подходит для работы в гостинице, нужно обладать многими качествами, главное из которых — гостеприимство. Не каждый из пришедших обладает этим врожденным качеством. И этому не научишь — это черта характера. Еще будущий работник должен быть терпеливым и доброжелательным — это необходимо для создания в гостинице атмосферы гостеприимства. И обязательно знать языки — без этого с иностранным гостем не объяснишься.

Наша задача, кроме того, чтобы дать специальные знания, — научить студента и сотрудника смотреть на все предлагаемые услуги, на все происходящее в гостинице глазами гостя. Только тогда можно достичь успеха. Поставив себя на место гостя, можно найти выход из самой нестандартной ситуации, хотя руководителям подразделений нужно делать все, чтобы таких ситуаций было как можно меньше.

Вадим РЕВЕНКОВ, заместитель генерального директора гостиничного комплекса «Братислава»: Я начинал свой трудовой путь в отеле «Интерконтиненталь» в городе Астане в Казахстане, придя из другой профессии — переводчика. Учился у австралийских менеджеров, теперь этими знаниями делюсь с коллегами в «Братиславе». Главное, на что обращалось внимание, — каждый член персонала отеля должен быть готов продавать свой продукт. У гостиницы есть только один шанс привлечь гостя. Если этот шанс утрачен, то уже никогда гость в наш отель не вернется. Поэтому главной заботой персонала является guest satisfaction — удовлетворение гостя гостиничным сервисом. Не клиент для нас, а мы — для клиента.

Любой из персонала, начиная с низового звена, должен знать, что он — неотъемлемая составляющая создания прибыли: прямо — через структуры, продающие продукт, или косвенно. Гостиница идет на любые, даже прямые затраты, лишь бы гость уехал с положительными эмоциями. В ведущих отелях мира тщательно и дотошно подбирают кадры на первом этапе — путем скрининга и использования самых передовых методов. Они проходят тренинг в самых современных гостиницах. Следовательно, залогом будущего удовлетворения профессией будет практика студентов в авторитетных и признанных отелях.

А руководители должны вдохновлять подчиненных личным примером, поскольку пассивность руководства не научит персонал работать отлично. Если у отеля возникли трудности, нужно, как это ни тяжело, сделать решительный шаг — изменить руководящий состав.

«ЗН»: Могут ли выпускники, пришедшие на работу в вашу гостиницу, стать не просто наемными работниками, но и соавторами? Есть ли у них возможность привнести что-то новое, или их причесывают под гребешок стандартов вашего предприятия?

Ирина Ивченко, работник отдела кадров гостиницы «Днепр»: Около 75% работников гостиницы — выпускники КУТЭП. Они — лицо нашего отеля. Гостиница «Днепр» и научно-производственный комплекс университета заключили совместное соглашение о практике студентов, о повышении квалификации, о творческом сотрудничестве. Часто к нам на работу приходят те, кто проходил здесь практику с первого курса. Студент учится в университете и учится у нас на производстве. Конечно, у него уже имеется широкое поле деятельности.

Людмила ПОВАЖНА, проректор по учебно-производственной работе: Мы проводим много деловых игр, где студент может представить себя в качестве директора гостиницы, руководителем каждого из ее подразделений. Когда наши выпускники приходят на практику или уже на работу, они смотрят на гостиничный менеджмент свежим глазом. Особенно после зарубежной практики, скажем, в пятизвездочных отелях Египта, Турции, Германии. Это уже отработано методически.

Сотрудники гостиниц руководят практикой студентов и являются авторами и соавторами учебных пособий, в частности, Христо Иосифович Роглев — автор учебника «Основы гостиничного менеджмента». Направление подготовки специалистов новое, сотрудники университета уже подготовили около 40 учебников и пособий. При этом аккумулируем научный опыт всех вузов, вошедших в состав Ассоциации учебных заведений туристического и гостиничного профиля.

Елена Шалата, глава студсовета, третьекурсница факультета туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса КУТЭП: Я хочу знать, какие знания мне необходимо получить, чтобы стать востребованным специалистом. Этот вопрос наших студентов очень волнует, и я жалею, что на этом круглом столе нас было так мало. Я лично изучаю три языка — английский, французский и немецкий, стараюсь узнать по своей специальности как можно больше. В стандартах сказано, что в вузах должна существовать учебная гостиничная база, не говоря уж о необходимой литературе... Мне приходится многие учебники покупать, а я ведь плачу за обучение. Нельзя ли сделать так, чтобы студента, который заинтересован в образовании, хорошо учится, вуз или турфирма обеспечивали специальной литературой в полном объеме и бесплатно?

И желательно побольше практики — именно в гостиницах высшей категории, где внедряются новые подходы по оказанию услуг и организации работы персонала.

Светлана МОКРОУСОВА, ассистент-психолог отеля «Премьер-палас»: Я отвечаю за студентов-практикантов (это отдельное направление моей работы). Стараемся относиться к ним внимательно, поскольку считаем, что подготовка квалифицированных кадров — общая задача вузов и гостиниц, куда они придут работать. Давайте посмотрим правде в глаза: даже если студент играл в ролевые игры, где представлял себя на месте директора гостиницы, его никто не поставит на руководящую должность сразу после окончания вуза. Даже если человек окончил учебное заведение с красным дипломом, он приходит в другую структуру, где есть свой устав, свои правила, свои нормы, и где выпускнику нужно пройти адаптацию. Теория — не практика. В нашей общей программе прописаны такие пункты: мы отбираем студента еще на первом курсе техникума или университета, тестируем и практически готовим его на будущее рабочее место. Начинает он практику на самой низкой позиции и, если соответствует нашим стандартам, чему-то научился, следующую практику будет проходить на более высокой позиции. Сотрудники отеля проводят для студентов занятия — тренинги, встречи с менеджерами разных отделов.

В.ФЕДОРЧЕНКО: В 2002 году была утверждена Государственная программа развития туризма на период 2002—2010 гг., в 2003-м принят Закон «О туризме». Закона же, который регулировал бы гостиничное дело, пока нет. Хотя интересно, что на Руси еще в XII веке действовала так называемая «скра» — для тех, кто проживал в «гостином дворе», она определяла правила пользования, проживания, внутреннего распорядка, отношения с местным населением. В XII веке понимали, что без нормативно-законодательного урегулирования гостиничное дело существовать не может! Ведь нужно было упорядочить и гармонизировать сложное социальное явление — отношения между людьми.

Скра — «книга законов» или «судебник» — первые из известных правил организации гостиничного дела на Руси. Они были введены в Новгороде в иностранных «гостиных дворах». Образование торговых дворов в чужих землях, безусловно, требовало упорядочения определенных правил поведения и торговли немецких купцов. Это древнейший правовой документ, который сохранился до наших дней и лег в основу организации гостиничного дела в средневековом Новгороде.

Существовало три направления формирования нормативных документов в сфере гостиничного хозяйства: в системе городских гостиниц (минжилкоммунхозов), системе «Интуриста» (все лучшие гостиницы в Союзе) и системе Центрального совета по туризму и экскурсиям профсоюзов (около 500 тыс. единиц различных структур туристических подразделений). В настоящее время все их нужно привести к единому законодательному знаменателю. Для этого мы и заключили соглашение с НИИ социально-трудовых отношений в Луганске и начали очень активно сотрудничать. Парадоксы в старом Классификаторе профессий были впечатляющие. Портье «загнали» в категорию, где образование не нужно вообще, достаточно лишь разового инструктажа, в то время как для гадалки высшее образование обязательно. Хотя портье сегодня просто необходимо владеть иностранными языками, желательно двумя, компьютерно-коммуникационными технологиями, быть психологом, чтобы разговаривать с клиентом любого уровня — артистом, рабочим, ученым, бизнесменом!

Сергей Бардаш, проректор по учебно-методической работе КУТЭП: Введение направления «Туризм» соответствует действующим в образовательной отрасли нормативным актам. Следует отметить, что по нему разработан отраслевой стандарт высшего образования в Украине, который действует уже на протяжении трех лет. Ведется подготовка по трем специальностям: гостиничное хозяйство, непосредственно туризм (бакалавр, специалист, магистр) и организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах на образовательно-квалификационном уровне младший специалист.

Однако мы не можем рассматривать развитие системы высшего образования без согласования деятельности Минтруда и социальной политики и Минобразования Украины. Ибо может получиться так, что молодого человека готовили пять лет, а работать ему негде, поскольку специальности нет в Классификаторе профессий. Такие примеры есть.

В Классификаторе профессий было сделано пять изменений, внесены дополнения. Общими усилиями Гостурадминистрации, Ассоциации учебных заведений туристического и гостиничного профиля, научно-производственного комплекса нашего университета разработана и уже введена 31 профессиональная группа для отрасли туризма и гостиничного дела, а также подготовлены квалификационные характеристики.

На наш взгляд, предприятиям отрасли, субъектам малого и среднего бизнеса совершенно необходимы специалисты с комплексными технологическими знаниями, знаниями основ управления — для реализации проектов именно в данном секторе национальной экономики. С этой целью мы обратились в вышеупомянутый НИИ социально-трудовых отношений в Луганске, чтобы внести в очередную редакцию Государственного классификатора ДК 003-95 такие профессиональные названия, как «специалист по туристическому обслуживанию», «специалист по гостиничному обслуживанию», «организатор туристической и гостиничной деятельности», «администратор гостиницы (туристического комплекса)» и др.

Наряду с этим мы обеспокоены затягиванием разработки Справочника квалификационных характеристик профессий (СКХП) для гостиничного хозяйства, которое раньше было «приписано» к отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

«ЗН»: Если планируется построить 20 тыс. новых небольших гостиниц, сколько примерно нужно подготовить для них специалистов?

Анатолий МатвИЕнко, первый заместитель главы Гостурадминистрации Украины: В новом Законе «О туризме» указано, что туризм признан приоритетной отраслью экономики и культуры. Люди, работающие в ней, должны иметь соответствующую подготовку и желание во время обучения приобрести знания. Высший исполнительный орган в сфере туризма, с одной стороны, радует то, что специалистов готовят 146 учебных заведений, а с другой — беспокоит. Ведь на сегодня собственно в туризме (туроператоры и турагенты) у нас работает по факту примерно 35 тыс. человек, еще 120 тыс. — в гостиницах, домах отдыха, мотелях и пр., то есть в целом где-то 155 тыс. человек. По нашим данным, в учебных заведениях на разных формах обучения ежегодно готовят около 6500 специалистов. (Подсчитайте, какая ротация кадров может быть, какое обновление.) По направлениям обучения примерно 40% занимает гостиничное хозяйство. Хотя, судя по мировому опыту, с точки зрения количества рабочих мест, специалистов гостиничного хозяйства как раз и не хватает. И я не думаю, что «Премьер-палас» или другой отель, занимается подготовкой студентов по доброте душевной. У них есть насущная необходимость, этого требует их бизнес. Классных специалистов с улицы не возьмешь.

Несмотря на позитив, звучавший сегодня, у нас утрачено важное звено обучения — производство. Занимаясь бизнесом, как правило, некогда учить, ибо, как записано в уставе, цель субъекта хозяйствования — получение прибыли.

Подготовка специалистов в нашей отрасли идет не по госзаказу, не финансируется государством, люди сами платят за свое обучение. И, хотя существует конкуренция вузов, даже с точки зрения психологической готовности молодого человека к предоставлению услуг его подготовка весьма проблематична.

Нынче у нас стоимость услуг и их качество несопоставимы. Например, отель в Британии или Германии реализует услуги по 30 долларов за сутки, выживает, работает, да еще и прибыль получает. У нас 150 долларов за сутки — и денег нет, прибыли нет, выжить невозможно, гостиница закрывается. К сожалению, мы не готовим готельеров-бизнесменов.

По количеству населения — 55 млн. — Великобритания немногим больше Украины. В Лондоне — 20 тыс. отелей. В гостиничной сфере в целом заняты 2,4 млн. Если бы мы создали такое количество рабочих мест, то как и где подготовить столько специалистов? И если не подготовим учителей, кто же будет учить? Первые шаги мы сделали, — открыли направление, создали научный центр. Необходимо идти дальше.

«ЗН»: Наверное, легче научить молодых, чем переучивать тех, кто работает давно и по старым стандартам. А последних в гостиничном хозяйстве немало…

В.Федорченко: В Украине нет ни одного центра подготовки и переподготовки и повышения квалификации. А в Германии — их более 300! В Японии, представьте, даже дворника готовят два года — ведь он работает со вторсырьем, а в этом деле нужно быть специалистом!

Наш факультет довузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации в год проводит немногим более 100 семинаров. Идею о центрах переподготовки в Ивано-Франковске, Черновцах, Херсоне на местах подхватывают «на ура». Но на это нужны средства. Хотя следует вспомнить классическую формулу: средства, вложенные в подготовку специалистов, наиболее рентабельны. Это мотивация многих стран, действительно развивающих туризм. Китай, объявивший себя туристическим тигром XXI века, начал с открытия 845 учебных заведений туристического направления. Сегодня в его планах принимать 140 миллионов иностранных туристов в год. Турция в прошлом году от одного только туризма получила 18 млрд. долл. — почти годовой бюджет Украины. И такие примеры можно приводить еще.

* * *

Сегодня в Украине 1218 гостиниц, но только 252 из них имеют автостоянки, 546 — рестораны, кафе, бары, 202 — сауны и бассейны, 217 — прачечные и другую дополнительную инфраструктуру, около 103 (хотя эта цифра все время меняется) — различные торговые учреждения. То есть большинство гостиниц не соответствуют среднему мировому уровню.

По оценкам студентов, с которыми мне довелось общаться, 80% собираются работать именно по выбранной специальности. Им будет к чему приложить усилия.

P. S. Из собственных впечатлений. Наша соотечественница Олеся Потимкова — из нового поколения менеджеров, заместитель директора четырехзвездочного отеля «Європа-fit» в венгерском городе Хевиз. Образование получила за границей. Такое впечатление, что она никогда не спит. Поздно вечером еще на работе, рано утром — уже. И всегда с иголочки одета, со свежим макияжем и прической, ни следа усталости, не дай Бог, раздражения. Всегда готова к разговору с любым посетителем. Такое впечатление, что не существует проблем, которые она не могла бы решить. Открытая, сияющая улыбка и готовность прийти на помощь в самой причудливой прихоти. И держится с тобой на равных. Вот где высший пилотаж!