Мюнхен каждым воспринимается по-разному. Для одних это Афины на реке Изар, для других — колбасная метрополия, для третьих — пивная столица, для четвертых — самый немецкий город Германии, для пятых — деревня с миллионным населением, для шестых — город-музей, полный красоты и гармонии, для седьмых, таких, как я, — научный и медицинский центр мирового значения, для восьмых... Мюнхен — это смесь севера и юга, востока и запада, столичного и провинциального. Столица Баварии известна и как центр средств массовой информации (именно отсюда в эпоху холодной войны вещало на СССР «Радио Свобода», работала здесь и украинская редакция). В Мюнхене расположено около 300 издательств, многочисленные кино- и телестудии, он считается «интернетовской столицей» Германии. Нам Мюнхен близок еще и потому, что является городом-побратимом Киева и многими экономическими, научными и культурными нитями связан со столицей Украины.
Это очень теплый, комфортный город, по которому хочется бродить с утра до ночи...
И оживает история...
Нигде в Германии так тщательно не оберегают народные традиции, как здесь, а национальные костюмы носят не только по праздникам. В этом отношении Мюнхен как столица Баварии вобрал в себя все главное и значимое, что было на этой земле на протяжении веков.
Когда не так давно отмечалось 500-летие города, не была забыта и знаменитая площадь Мариенплац, которой 150 лет. Однако возникла эта центральная городская площадь много раньше, еще при саксонском герцоге Генрихе Леве, и появилась она на пересечении двух дорог — Соленого и Торгового путей. Здесь торговали разными продуктами, но, прежде всего, зерном. Кроме того, площадь была хлебным рынком и местом проведения рыцарских турниров, массовых гуляний, богослужений. А в 1638 году по указанию князя Максимилиана I здесь сооружена колонна Девы Марии — в знак благодарности за избавление города от разрушений Тридцатилетней войны. А когда спустя более чем два столетия в Европе разразилась эпидемия холеры, мюнхенцы просили Деву Марию о заступничестве и свято верили, что это именно она отвела от города беду.
А как не побывать у Новой Ратуши? Кстати, через три года исполняется сто лет этому уникальному зданию с легендарными «музыкальными часами». Снабжено это истинное произведение искусства 43 колоколами и 32 фигурами из меди. В одиннадцать часов утра, а летом еще и в полдень, и в пять вечера под мелодичный бой курантов начинают вращаться цветные фигуры на двух ярусах башни: на верхнем происходит рыцарский турнир по случаю известного события — бракосочетания герцога Вильгельма V с Рене Лотарингской, а на нижнем начинают кружиться в танце фигурки бондарей, празднующих окончание чумного мора 1517 года.
Мюнхен — зеленый город с множеством красивейших парков. Английский сад пользуется среди горожан особой популярностью. Это первый общественный парк, учрежденный еще в 1789 году. Сейчас это один из крупнейших парков мира, «зеленые легкие» Мюнхена. Сами мюнхенцы в последние годы постоянно дискутируют по поводу назначения Английского сада, ибо его поляны часто узурпируют нудисты, не довольствующиеся отведенными зонами. Тем не менее любой посетитель может отыскать тут тихий уголок.
Сами мюнхенцы считают: каждый, кто приезжает в их город хотя бы на неделю, должен посетить Старую и Новую Пинакотеки. Зодчий Лео фон Кленце (впоследствии автор санкт-петербургского «Эрмитажа») по заданию короля Людвига I закончил в 1836 году строительство Старой Пинакотеки, сразу же ставшей тогда самым большим музеем в мире. Здесь сосредоточены всемирно известные шедевры европейской живописи, которые начали собирать еще члены династии Виттельсбах.
А основу Новой Пинакотеки составило личное собрание короля Людвига I. Среди представленных здесь корифеев — Дега, Мане, Ван Гог, Матисс... Новая Пинакотека была разрушена во время войны в результате бомбардировок союзников, и ее вновь открыли для публики только в 1981 году.
Но это далеко не все музеи Мюнхена. Например, на острове посредине Изара находится самый большой технический музей в мире — Немецкий музей, открытый в 1925 году. Развитие наук, промышленности, технологии здесь иллюстрирует маршрут длиной в 20 километров, проходящий через 30 отделов с 15 тысячами экспонатов. Чтобы ознакомиться со всеми сокровищами, которыми обладает столица Баварии, потребуются не месяцы, а годы.
Здесь ежегодно проводятся тысячи различных конгрессов, конференций, семинаров. Расширились связи украинских и баварских медиков в области медицинской экологии, токсикологии, исследований по радиационной гигиене. Как непосредственный участник ряда состоявшихся здесь научных форумов, среди которых Бекмановская конференция по проблемам токсикологии и медицине окружающей среды, могу свидетельствовать о заинтересованности немецких коллег в решении проблем последствий чернобыльской катастрофы. Они справедливо считают, что ликвидация этих последствий — общая задача мирового научного сообщества.
«Кружка пива
диктует историю»
Эти слова принадлежат хозяину самой большой пивной города «Хофбройхаус», и были произнесены в 1933 году, когда нацисты пришли к власти. Пивная была основана еще Вильгельмом V в 1589 году для обеспечения «двора и черни». С ее нынешним зданием, построенным в конце ХIХ века, связано много историй: здесь часто бывал Ленин, когда жил в Мюнхене, тут провозглашали Баварскую Советскую республику в 1919 году, в 1920 году выступал будущий фюрер с воинственной программой национал-социализма, а через три года в этой же пивной на основе той же программы была предпринята попытка государственного переворота, когда на проходившие здесь заседание баварского правительства ворвались нацистские боевики...
Сегодня это одно из самых популярных мест города, символ Мюнхена. Ежедневно здесь выпивается 10 тысяч литров пива.
Вообще баварское пиво знают во всем мире и варят его по-прежнему согласно Закону о чистоте пива от 1516 года. Именно любимое всеми пиво породило Октоберфест — главный и самый известный праздник. В 1810 году на лугу перед городскими воротами праздновалась свадьба короля Людвига I. Веселое торжество стало традиционным. Ежегодно, в предпоследнюю субботу сентября, ровно в полдень бургомистр города при огромном стечении народа вскрывает бочку пива, сваренного из хмеля и солода нового урожая.
Накануне прошлогоднего Октоберфеста вся пресса, все каналы телевидения буквально захлебывались от эмоций. С немецкой дотошностью приводились впечатляющие цифры: «Будет выпито более 7 млн. литров пива, съедено 800 тыс. кур, 80 тыс. свиных ног, 100 коровьих туш, 350 тысяч баварских сосисок». Общий оборот, как ожидается, составит не менее 330 млн. евро.
«Наши» в столице Баварии
Мюнхен всегда был гостеприимным местом, куда приезжали и где подолгу жили граждане других стран, в первую очередь — России. Вот почему не случайно в историю столицы Баварии удивительным образом вплетаются судьбы многих русских ученых, писателей, художников, музыкантов. Здесь, к примеру, всегда были общества и группы русских художников — Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский, Франц Рубо (создатель панорамы «Оборона Севастополя»), Владимир Фаворский, Иван Шишкин, Иван Билибин... В течение долгих лет (с 1822-го по 1837-й) в русской дипломатической миссии в Мюнхене служил поэт Федор Тютчев. Здесь он в 1826 году женился на баварской аристократке графине Ботмер. Именно в Мюнхене Владимир Ульянов стал пользоваться псевдонимом В.И. Ленин...
С трудом разыскал маленький, почти безлюдный и, как ни странно, плохо ухоженный парк с прозаическим названием Финанцгартен (Финансовый сад), где расположен «фонтан Гейне», а рядом памятник Федору Тютчеву работы скульптора Ковальчука. В баварской столице поэт написал стихи о философии бытия, любовную лирику, сочинения о баварской природе.
Вообще история знакомства и дружбы двух великих поэтов впечатляюща. В 1828 году Генрих Гейне приехал в Мюнхен. Прожил он там всего семь месяцев, но и этого времени хватило, чтобы немецкий и русский поэты сблизились, стали часто встречаться. В книге «Генрих Гейне в Мюнхене» сказано: «По своей натуре эта были два непохожих человеческих типа. Европейский аристократизм изысканно-воспитанного Федора Ивановича несравним был с манерами Генриха, темпераментного выходца из народа. Тютчев был не только более утончен, но значительно скромнее тщеславного Гейне, в том числе и в самооценке». Не берусь судить, насколько такая характеристика справедлива.
И вот теперь в Финансовом саду два великих поэта снова вместе. В композиции есть сидящая фигура обнаженной женщины — музы любовной поэзии — и мраморная плита со стихотворными строками Гейне. А в нескольких шагах от фонтана — фигура Федора Тютчева, опирающегося на изящную трость.
Многое о русском поэте можно узнать из книг «Прогулки Тютчева по Мюнхену» и «Федор Тютчев. Мюнхенские годы», которые написал наш земляк Аркадий Полонский, переехавший из Киева в Баварию и продолживший здесь свою творческую деятельность, но уже не на научном поприще (он — кибернетик, кандидат технических наук), а в качестве исследователя жизни выдающегося поэта.
Мюнхен до сих пор привлекает людей творческих — представителей России и Украины, в том числе киевских художников. Их выставки, организованные при содействии меценатов и украинской диаспоры, вызывали большой интерес. Среди этих художников и моя дочь Ксана, и ее муж Сергей — оба члены Союза художников Украины, а ныне и Союза европейских художников, а также известный украинский искусствовед и живописец Ольга Петрова, и талантливый рисовальщик Вилен Барский.
Многие из приехавших в Мюнхен, выйдя за рамки своей профессии, пробуют здесь свои силы и на новом поприще. Мой друг, известный киевский уролог, доктор медицинских наук Борис Гехман успешно занялся освоением художественных видеосъемок и публицистикой. Побывав в Украинской и Русской редакциях радиостанции «Свобода», где академик Юрий Кундиев и я рассказывали в эфире об экологической ситуации в Украине, встретили мы и киевлян, среди них ранее работавшая в нашем институте кандидат медицинских наук Елена Коломийченко.
В Мюнхене весьма впечатляющая по своему составу колония наших соотечественников, прибывших сюда из разных республик бывшего Союза: Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Олег Попов, Владимир Войнович, друг нашей семьи, писатель и киносценарист Владимир Кунин. Последний говорит, что истинную возможность творчески работать он обрел именно в Мюнхене.
Штрихи к портрету
Мюнхен привлекателен не только своими достопримечательностями. В самих мюнхенцах, их поведении, манере общения друг с другом, их укладе жизни и быта есть черты, заслуживающие огромное уважение. Вот лишь несколько примеров. Недалеко от Мюнхена находится огромное поле подсолнухов, красных и желтых гладиолусов. На краю, близ дороги, по которой снуют вереницы машин, на видном месте оставлены садовые ножницы и ножи, которыми каждый водитель может воспользоваться, если захочет срезать цветы или подсолнухи. Рядом — гора тыкв, которые можно захватить с собой в любом количестве. На табличке указано, сколько следует оставить денег, а рядом уже красуется горка бумажных купюр и мелочи.
На улицах, в садах, парках и магазинах довольно часто встречаются мюнхенцы в инвалидных колясках, и везде отношение к ним чрезвычайно внимательное, особенно в общественном транспорте. Если пассажир почему-то замешкался при посадке или высадке, водитель обязательно выходит и оказывает помощь. Без раздражения — уважительно и спокойно. Запомнился такой эпизод. На остановке, сверяясь с графиком (на каждой остановке под стеклом обозначены маршруты транспорта с точностью до минуты), ожидает автобуса пожилая пара. Оба супруга в инвалидных колясках. Когда автобус прибыл на остановку, водитель вышел из машины, установил специальный трап, по которому коляски легко въехали внутрь, и осведомился, до какой остановки они следуют. Во время поездки я видел, как водитель дважды покидал свое место, подходил к своим немощным пассажирам и уточнял, где именно они должны выйти (вероятно, речь их была недостаточно внятной). И, разумеется, водитель помог им выйти из автобуса на нужной супругам остановке.
Как-то вечером я попытался дозвониться до своего друга. Но телефон был постоянно занят. Через два часа я прекратил бесплодные попытки — запланированная встреча не состоится. Каково же было удивление, когда в доме раздался телефонный звонок, и характерный голос автомата сообщил: « Мы можем соединить вас с номером, по которому вы звонили. Сейчас номер свободен».
На Центральном вокзале в единственном киоске, где продается российская пресса, можно наблюдать такую картину. К углу, где лежат «Известия», «Труд», «Литературка» и другие издания, подходят люди, берут с прилавка газету, прочитывают ее и кладут на место. Оказывается, это наши бывшие сограждане, прибывшие в Мюнхен на ПМЖ. Пресса здесь дорогая. Газеты стоят 1,5—2 евро (это раз в шесть дороже, чем в Киеве). Вот и приходится новоиспеченным жителям Мюнхена пользоваться газетным киоском как читальным залом. Кстати, у продавцов это «новшество» какой-либо негативной реакции не вызывает...
По обилию зелени Мюнхен напоминает Киев. И зеленые зоны действительно используются для отдыха. Люди чувствуют себя здесь как дома. Прямо на зеленых лужайках или на деревянных скамьях за столиками, выставленными на открытых местах, располагаются горожане. Одни загорают под лучами пробивающегося сквозь легкие облака солнышка, другие — потягивают пиво из высоких бокалов или приземистых кружек, третьи, в основном молодежь, просто лежат на траве. Здесь же гоняют мяч дети, снуют велосипедисты, много пожилых. Тихие и громогласные, с румяными и загорелыми лицами, а также с лицами бледными и аскетическими, подавляющее большинство без головных уборов — все это столичное население производит впечатление удовлетворенности жизнью. Город достатка и спокойствия, налаженного быта, укоренившихся традиций…