UA / RU
Поддержать ZN.ua

Город будущего на карте современности

Cреди городов, как и среди людей, есть аристократы, купцы, трудяги и выcкочки. Нетишин же — просто счастливчик...

Автор: Светлана Кабачинская

Cреди городов, как и среди людей, есть аристократы, купцы, трудяги и выcкочки. Нетишин же — просто счастливчик. Сразу, с рождения, в нем было все: квартиры, садики, школы, магазинчики, соцкультбыт в полном ассортименте, улицы практически без переулков и — тепло и свет сплошь и рядом. И все это абсолютно новенькое, с иголочки! Такой вот еще советский джентльменский набор города на всем готовом.

Еще бы: Нетишин — город-спутник Хмельницкой атомной электростанции. Из чего и вытекает наличие всего перечисленного выше.

Это был чисто советский метод: создать большой промышленный объект и вокруг него — населенный пункт, только на объект и «завязанный». А почему бы и нет? Супер же было государство, могло себе позволить и не такие широкие жесты. В любом случае ведомственный характер советской экономики без малейших укоров совести создавал такие вот миниатюрные государства в государстве; а ядерная энергетика-то — богатейшая отрасль! — только так и строилась. Зарубежная практика преимущественно другая: там атомные станции «садят» где-то в нелюдимом месте и вахтенным методом возят к ним персонал. То есть люди живут в окружающих населенных пунктах, пользуясь всей их инфраструктурой. Ну а мы живем у нас.

В краеведческом музее
И у нас, на севере Хмельницкой области, указом президиума Верховного Совета №34 от 21 августа 1984 года — будто по взмаху волшебной палочки! — образовался город Нетишин. Возникал он все же не совсем, как в сказке, по одному только указу. Первый колышек на месте будущей АЭС забили в апреле 1977 года, а первый блок вступил в действие в конце 1987-го. И Нетишин строился, рос, благоустраивался вместе с ХАЭС. Которая не только обеспечила работой и самой высокой в области зарплатой свыше шести тысяч его жителей, а и, собственно, вдохнула жизнь в сам город.

Нетишин и сегодня — живая иллюстрация идеального современного города. Компактный, красивый, удобный — как с картинки! Будто взяли архитектурный проект и перенесли на натуру. На 1693 гектарах — почти сотня жилых многоэтажек, в них — около 10 тысяч квартир, практически полмиллиона квадратных метров общей площади. Дворцы культуры и детского творчества, современные помещения админдомов, отеля, кинотеатра, спортивные площадки и просто площади, скверы, аллеи... И только островки стройных сосен посреди высотной застройки напоминают, что совсем недавно здесь — на песках-болотах-торфяниках — шумел лес.

Он и до сих пор шумит в названии. Ее дала городу деревня — следовательно, происхождение у города атомщиков чисто крестьянское. Первым документальным упоминаниям о Нетишине почти полтысячелетия: поместье Острожского замка переходило от пана к пану сначала в составе Речи Посполитой, со временем — Российской империи. В 1850 году нетишинская пристань была самой мощной среди 26 речных пристаней Волыни. Это и все, чем когда-то могла похвастаться утерянная в полесских лесах деревня.

Советская власть пришла сюда в 1922 году. Совсем рядом — рукой подать — была советско-польская граница. А Нетишин жил той самой жизнью, что и вся Советская Украина. В 1962 году в который раз переименовали нетишинский колхоз на «Новую жизнь». Но на самом деле новая жизнь началась в1975 году, когда Министерство энергетики и электрификации СССР приняло окончательное решение: атомной электростанции место здесь! И население нового города, которое появилось на месте старой деревни, восприняло историю коренных жителей как что-то далекое и чуждое, ибо молодым самоуверенным атомостроителям казалось — это они начинают писать настоящую историю Нетишина.

Хмельницкая АЭС
Правда, она не складывалась так героически, как сперва ожидалось. ХАЭС подстерегали нелегкие испытания. Ведь станция начала работать уже после аварии на Чернобыльской АЭС, которая подорвала абсолютную веру в безопасность мирного атома. Поэтому за почти двадцать лет работы первого блока Нетишин пережил и «антиядерные» митинги, и мораторий на достройку готового на 95% второго блока ХАЭС, и «веерные» отключения электроэнергии, и невыплату зарплаты в середине 90-х лет ХХ столетия, и продолжительную достройку второго блока, и в конце концов — аж в 2004 году — введение его в эксплуатацию.

Но, вопреки всем недоразумениям, город жил, работал и разрастался. Нетишин — самый молодой город области, его 36-тысячному населению в среднем всего лишь 30 лет, ибо треть его жителей — дети. И потому естественно, что город постоянно приглашает к себе разнообразные всеукраинские художественные фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, ученические олимпиады, проводит множество собственных мероприятий — одним словом, делает все, лишь бы дать молодым перспективу и возможность самореализоваться.

А начало третьего тысячелетия в Нетишине ознаменовали два особых события: открылись роддом и краеведческий музей. Если расширение родового отделения было закономерным и, учитывая перспективу, просто необходимым, то инициативу тогдашнего нетишинского мэра Ивана Гладуняка (нынче И.Гладуняк — председатель Хмельницкого областного совета) о создании краеведческого музея восприняли далеко не все. Да еще когда музей вместо ожидаемой летописи ХАЭС замахнулся на экспозицию действительно масштабную — удивились тем более: зачем этому молодому городу с приезжим, собственно, народом, для которого профессиональная идентификация «атомщик» нередко была важнее, чем привязка к месту проживания — «нетишинец»?

Оказалось, именно потому и нужно. Свыше 15 тысяч музейных экспонатов прочно и надежно вмонтировали самый молодой в области город в контекст всеукраинской истории и в судьбу родного края. Выяснилось вдруг, что объединяют не только животворные потоки ХАЭС, бурля в энергетическом море Украины и больше чем на треть формируя областной бюджет. И не только то, что в названии «атомная» четко определен ее адрес: Хмельницкая. Поскольку стало абсолютно очевидным, что высокие атомные технологии невозможны без всего, что было на этой земле до них, — как полет ракеты невозможен без ступеней, которые выводят ее на орбиту.